- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НЕОБХОДИМОСТЬ УЖЕСТОЧЕНИЯ МЕР ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ РАКЕТНО-КОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Судакова Е.С.
PDF файл статьиУДК 574 Судакова Екатерина Сергеевна студентка магистратуры Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, г. Москва e-mail: rinrin25@yandex.ru НЕОБХОДИМОСТЬ УЖЕСТОЧЕНИЯ МЕР ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ РАКЕТНО-КОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: Природоохранное законодательство Российской Федерации не в полной мере обеспечивает регулирование воздействия на окружающую среду (далее – ОС) при создании и эксплуатации ракетно-космической техники (далее – РКТ). Воздействие пусков ракет-носителей (далее – РН) на ОС в настоящее время недостаточно нормируется: не осуществляется плата за негативное воздействие на ОС, не регламентированы нормативы воздействия. Законодательством Российской Федерации не предусмотрен экологический мониторинг космодромов и районов падения ступеней РН. В статье рассмотрены вопросы важности и необходимости повышения мер контроля при проведении государственной экологической экспертизы проектов РКД. Ключевые слова: экологический контроль (далее – ЭК), экологическая деятельность (далее – ЭД), экологическая экспертиза (далее – ЭЭ), ракетно- космическая деятельность, экологическая безопасность (далее – ЭБ). Sudakova Ekaterina Sergeevna master student The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russia, Moscow NEED FOR STRENGTHENING MEASURES DURING STATE ENVIRONMENTAL EXAMINATION OF PROJECTS OF MISSILE AND COMIC ACTIVITY Abstract: The environmental legislation of the Russian Federation does not fully provide for the regulation of environmental impact during the creation and operation of space rocket technology. The environmental impact of launch vehicle launches is currently not standardized: no payment is made for negative environmental impacts, and there are no impact standards. The legislation of the Russian Federation does not 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 provide for environmental monitoring of cosmodromes and areas of incidence of launch vehicle stages. The article will discuss the importance and necessity of increasing control measures during the state environmental review of space rocket projects. Key words: environmental control, environmental activity, environmental impact assessment, space activity, rocket activity, environmental safety. Актуальность темы исследования связана с необходимостью научного обоснования и экологического сопровождения, включая меры государственного экологического контроля и мониторинг в сфере РКД, связанной с воздействием на ОС. В Экологической доктрине Российской Федерации (принята 31 августа 2002 г., далее – ЭД) [3] говорится, в частности, о необходимости разработки и реализации мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе при пусках ракет космического назначения, о разработке мер по реабилитации территорий и акваторий, загрязненных в процессе функционирования РКД. Также, в ЭД указывается, что сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Таким образом, актуальность и практическая значимость темы исследования связана с необходимостью развития методов оценки воздействия РКД на ОС в системе экономики природопользования и с разработкой компенсационных механизмов негативного влияния данного вида деятельности на состояние ОС. Имеющаяся на сегодняшний день ситуация демонстрирует, что меры контроля за проведением государственной экологической экспертизы на сегодняшний день не являются достаточными, поэтому остро ставится вопрос об ужесточении мер ЭБ. Осуществление РКД связано с некоторыми специфическими особенностями в области воздействия на ОС. Они заключаются в том, что: - при пуске ракет-носителей воздействие оказывается на все слои атмосферы и околоземное космическое пространство; 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 - для приземления отделяющихся частей ракет-носителей отводятся значительные территории на поверхности земли или водных объектов; - в качестве ракетного топлива используются высокотоксичные вещества, в частности несимметричный диметилгидразин, полностью исключить попадание которых в окружающую среду невозможно [4, c. 342]. Стоит отметить, что природоохранное законодательство Российской Федерации постоянно совершенствуется в сторону ужесточения требований, но особенности РКД чаще всего при этом не учитываются. Регулирование государственными органами власти Российской Федерации (далее – РФ) процессов природопользования осуществляется посредством: лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды; экологической сертификации хозяйственной и иной деятельности; экологической экспертизы и экологического мониторинга (согласно ст. 30, 31, 33, 63 ФЗ «Об охране окружающей среды») [1]. Воздействие на окружающую среду РН в РФ практически никак не регламентируется. Экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» [2] подлежат проекты технической документации на новую технику или технологию, проектная документация опасных и технически сложных уникальных объектов. Понятия «новая технология» или «новая техника» не имеют четкого определения. К примеру, РН «Союз-2» с точки зрения воздействия на ОС не отличается от предыдущих моделей этого семейства ракетоносителей, но она прошла процедуру обязательной ЭЭ. В то же время открытие новых трасс выведения для уже используемых РН с районами падения отделяющихся частей, расположенных на новых территориях, не подпадает под требование обязательной ЭЭ проектных материалов. Согласно статям 16, 19, 21-27, 28 ФЗ «Об охране окружающей среды», регулирование природопользования осуществляется с помощью таких механизмов как определение и установление следующих нормативов [1]: 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 - качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности; -допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; - образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение; - допустимого физического воздействия на окружающую среду; - допустимого изъятия компонентов природной среды; - допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; - платы за негативное воздействие на окружающую среду; - по применению принципа «наилучших доступных технологий». Стоит отметить, что влияние запуска РН на ОС в законодательстве РФ недостаточно полно нормировано, а это влечет за собой такие негативные последствия как: отсутствие платы за негативное воздействие на окружающую среду, и общих нормативов воздействия. То есть, до сих пор не указан перечень возможных негативных влияний на окружающую среду. Мониторинг ОС должен обеспечивать своевременный и достоверный контроль состояния ОС с целью предупреждения вредного влияния на людей и природу, адекватного реагирования на опасные экологические ситуации. В действующей Федеральной космической программе (2016-2025 годы) [5] отсутствуют предписания о прохождении обязательной государственной экологической экспертизы, что грубо нарушает законодательство, а именно статьи 11, 12, 18, 30 ФЗ РФ "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995. Также стоит отметить, что проблема воздействий РКД на природную среду неоднократно рассматривалась на специальных слушаниях в Государственной Думе РФ. Создавались различные комиссии по данному вопросу. Основными выводами вышеперечисленных исследований и результатов работы комиссий являются следующие: - проблема воздействия космической техники на ОС действительно существует и требует к себе постоянного пристального внимания, чтобы 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 негативные последствия не вышли за разумные рамки и не приобрели недопустимого и необратимого характера; - некоторые из наблюдаемых последствий РКД уже сейчас вызывают серьезное беспокойство на региональном и даже глобальном уровнях (механическое и химическое загрязнение районов падения отделяющихся частей, эффекты взрывов космической техники, загрязнение космодромов, механическое загрязнение околоземного космического пространства — «космический мусор»). Поэтому можно с уверенностью можно сделать вывод, что данные проблемы экологического влияния РКД отмечаются на самом высоком уровне. Это вызывает надежды на то, что со временем эти вопросы станут не только обговариваться, но и решаться на государственном уровне. Несмотря на общий значительный вклад РКД в ухудшение экологической ситуации на планете, все действующие нормативно-правовые акты в данной области требуют проведения всего комплекса работ по обеспечению ЭБ РКТ, в том числе по экологическому сопровождению. В заключение хотелось бы отметить, что наиболее актуальными вопросами гармонизации РКД и природоохранного законодательства РФ являются такие как определение: - правовой основы использования территорий в качестве районов падения отделяющихся частей ракет-носителей и ответственности природопользователя; - порядка установления нормативов природопользования для районов падения отделяющихся частей РН; - зон приземной атмосферы, выбросы в которой должны нормироваться при пусках РН. Кроме того, по нашему мнению, целесообразно выделить экологическую экспертизу РКД в отдельную подсистему (специальный вид) государственной системы экологической экспертизы. Все вышеперечисленные проблемы актуальны для всех существующих и действующих на территории РФ космодромов. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 Список литературы: 1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14 января 2002 г. №2. Ст. 133. 2. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174‑ФЗ «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556. 3. Экологическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/- /asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/548754 (дата обращения 25.01.2020 г.) 4. Адушкин В.В., Козлов С.И., Петров А.В. Экологические проблемы и риски воздействий ракетно-космической техники на окружающую природную среду: Справочное пособие. М.:Анкил, 2000. 640 с. 5. Основные положения Федеральной космической программы 2016-2025 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.roscosmos.ru/22347/ (дата обращения 25.01.2020 г.) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 6 https://tribune-scientists.ru