- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2024"
Автор(ы) статьи: Савочкина А.А.
PDF файл статьиУДК 345.5 Савочкина Анастасия Александровна студентка 3 курса магистратуры Гуманитарно- педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского в г. Ялте Россия, г. Ялта e-mail: nastena.savochkina.00@mail.ru Научный руководитель: Козина Ю.В. кандидат филологических наук, доцент Гуманитарно- педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского в г. Ялте Россия, г. Ялта ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье проанализированы теоретические подходы к понятию детской агрессивности, признаки, а также основные причины ее проявления. Проведен анализ проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте, исследование особенностей коррекции агрессивного поведения старших дошкольников. Разработана программа коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: дошкольник, старший дошкольный возраст, коррекция агрессивного поведения, причины агрессивности, уровни агрессивности, коррекционная программа. Savochkina Anastasia Aleksandrovna 3rd year master student Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky in Yalta Russia, Yalta Scientific adviser: Kozina Yu.V. candidate of philological sciences, associate professor Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky Russia, Yalta CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article analyzes theoretical approaches to the concept of child aggression, signs, as well as the main causes of its manifestation. The analysis of the manifestation of aggressiveness in older preschool age, the study of the features of correction of aggressive behavior of older preschoolers. A program has been developed to correct aggressive behavior in older preschool children. Key words: preschooler, senior preschool age, correction of aggressive behavior, causes of aggressiveness, levels of aggressiveness, correctional program. Актуальность статьи обусловлена рядом факторов. Во-первых, агрессивность – это распространенная проблема в современном обществе, и дети старшего дошкольного возраста не являются исключением. Раннее выявление и коррекция агрессивного поведения имеют ключевое значение для предотвращения возможных проблем в будущем, таких как школьная неуспеваемость, трудности в межличностном общении и социальная дезадаптация. Во-вторых, возраст от 4 до 7 лет – критически важный период для формирования личности ребенка, развития коммуникативных навыков и социальных умений. В этом возрасте дети активно осваивают социальные нормы и правила, учатся взаимодействовать с другими людьми. Если у ребенка проявляются агрессивные тенденции, необходимо своевременно вмешаться и помочь ему освоить более конструктивные способы взаимодействия и разрешения конфликтов [3, c. 87]. Третьим важным аспектом является необходимость комплексного подхода к коррекции агрессивного поведения. Простое подавление агрессивных проявлений неэффективно; необходимо разбираться в причинах возникновения агрессии, учить ребенка альтернативным способам выражения своих эмоций и потребностей, развивать эмпатию, социальные навыки и эмоциональный интеллект. В последние годы многие говорят о проблеме детской агрессивности. Замечен рост агрессивных тенденций в обществе. По многим причинам, таким как: тяжелое материальное положение, не стабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана и т. д., можно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru 2 наблюдать повышенную агрессивность взрослых, что не может не отразиться и на агрессивности детей. Проблема агрессивного поведения детей находит отражение в исследованиях Л.И. Божовича, Н.А. Волкова, А.И Захарова, А.А. Люблинской, А.А Назаретяна, Е.А. Рогова, М.П. Якобсона, которые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период, во избежание проблем в подростковом возрасте. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым – родителям и специалистам (воспитателям, психологам, социальным педагогам). К ним относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость [3, c. 67]. Агрессия – целенаправленное негативное воздействие по отношению к другому человеку, несущее в себе разрушительный характер, направленный как на физическое, так и на моральное состояние человека. Агрессивное поведение у старших дошкольников является распространенной проблемой, которая требует внимания и специальных коррекционных мер. Причины агрессивного поведения многообразны и включают как личностные факторы (темперамент, характер, самооценка), так и социальные факторы (семья, среда общения, воспитание) [1]. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии – как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, дерутся и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции. Основными причинами проявлений детской агрессивности являются [3]: – медико-биологические (наследственные, врождённые и приобретенные причины); 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru – социально-психологические (семейное неблагополучие); – психолого-педагогические (искажение взрослыми представлений ребёнка о нормах поведения; несоответствие между пожеланиями, утверждаемыми взрослыми и реально наблюдаемым поведением этих же взрослых; отсутствие учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей). Детское агрессивное поведение может иметь две основные формы. Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя. Вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, исследователи выделяют [6, c. 90]: – недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; – сниженный уровень саморегуляции; – неразвитость игровой деятельности; – сниженную самооценку; – нарушения в отношениях со сверстниками [4, с. 123]. Проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, – после чего агрессивные действия прекращаются [5]. Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов – в основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru 4 проявления детского агрессивного поведения. Большинство взрослых отождествляют агрессивное поведение с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Почему-то большинство воспитателей считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению в группе обстановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в ребенке. При этом детское агрессивное поведение вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут. Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей социально запущенных, отвергаемых родителями [3, c. 45]. Главное в преодолении агрессии самому педагогу встать в позиции ненасилия, исключить всякое проявление агрессии, раздражительности, неудовольствия. Так же стоит заметить, что агрессивное поведение в детском возрасте совершенно неизбежно. Агрессия является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. С возрастом человек трансформирует свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т. е. у нормальных людей происходит социализация агрессии [6, c. 34]. Важно отметить, что взрослым нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru 5 импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии или перейти в психосоматическое расстройство. Целью нашего исследования являлась разработка коррекционной программы по снижению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Достижение цели осуществлялось в три этапа: Первый этап – проведение первичных диагностик уровня агрессивности. Второй этап – разработка и внедрение программы по коррекции агрессивности среди детей старшего дошкольного возраста. Третий этап – повторная диагностика с целью сравнения и определения эффективности выполненной работы. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Запрудненский комплекс школа-сад имени Героя Советского Союза Михаила Романовича Константинова» города Алушты. В исследовании принимало участие 16 детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет). В качестве диагностического инструментария нами были использованы следующие методики [5, c. 78]: 1. Проективная методика «Руки» Н. Я. Семаго. 2. Методика А. И. Анжаровой «Наблюдение в игре» для выявления уровня конфликтного поведения среди детей. 3. Методика «Кактус» М. А. Панфиловой для диагностики уровня агрессивности и беседа с детьми. Согласно проведенным методикам 55,5% ребят имеют высокий уровень агрессивности, у 55% – ярко выражена демонстративность. У 11% определяется средний уровень, у 33,3% – уровень выше среднего и остальных 11,2% – низкий уровень агрессии. В качестве формирующего эксперимента для снижения уровня агрессивных проявлений была разработана и проведена коррекционно- Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru 6 развивающая программа по снижению агрессивного поведения у старших дошкольников «Я и ты – лучики доброты». Цель программы: формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. Задачи: 1. Снизить уровень агрессивности и тревожности. 2. Обучить способам регуляции эмоционального поведения. 3. Научить анализировать ребенка свое внутреннее состояние. 4. Обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций. 5. Формировать коммуникативные навыки в среде сверстников. Основные направления коррекции агрессивного поведения обучающихся: – Понижение уровней агрессивности и личностной тревожности [4]. – Развитие эмпатии, навыков осознания эмоций и чувств как своих, так и других людей. – Развитие позитивной оценки своей личности. – Развитие навыков выражения гнева безопасными, социально приемлемыми способами, а также умений правильного оценивания и реагирования на проблемную ситуацию. – Формирование умений контролировать свои деструктивные эмоции и управлять своим гневом. Развитие навыков конструктивного поведения в проблемной ситуации, устранение деструктивных моделей поведения. Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивного поведения у старших дошкольников разбита на два блока: первый блок рассчитан на индивидуальную работу с ребенком, направленную на исследование гнева, его реагирование, обучению адекватным способам выражения гнева. Этот этап работы может длиться 6-8 занятий, в зависимости от Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru 7 психоэмоционального состояния ребенка. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 30 минут [8]. Второй блок рассчитан на групповую работу, в которой количество детей от 3 до 6 человек, при этом часть детей может быть без проявлений агрессивного поведения. Групповые занятия направлены на познание своего эмоционального мира, развитие эмпатии и формирование коммуникативных навыков. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Количество занятий – 8. В структуре тренинговых занятий используются разнообразные формы и методы работы: дискуссия, психологическая игра, визуализация, ролевое проигрывание ситуаций, арттерапевтические техники. В рамках тренингов используются разнообразные формы и методы, такие как обсуждения, психологические игры, визуализация, ролевые игры и арт- терапевтические техники. Таблица 1 Тематический план коррекционной программы «Я и ты – лучики доброты» Тематический план теоретических занятий (Блок 1) № Тема Психологические Основное содержание Методы задачи коррекции занятие Взаимодейств Представление Включает в себя 1 Этап с ие ребенку нововведение в установле психологом возможности общении с психологом ния и предложение выбора (беседы, получить новый контакта наблюдение) для него опыт занятий в течение тех отведённых 30 минут. Например, ребенку можно предложить самому выбрать, чем он хочет заняться, или, если ребенок 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru Научить снимать напряжение и гнев Беседа, подбор упражнений 2 Этап проявлен ия и отреагиро вания подавлен ного гнева затрудняется с выбором или не знает, что предпочесть, можно показать ему какую- либо игру. Когда важным становится сам процесс уменьшения нервного напряжения у ребенка, происходит «слепая разрядка». Можно применить такие методы: мять и рвать бумагу; ударять подушку или боксёрскую грушу; топать ногами; громко кричать, используя «стакан» для криков или трубку из плотной бумаги; пинать подушку или консервную банку; написать на бумаге все мысли, которые хочется высказать, скомкать и выбросить; втирать пластилин в картон, используя технику «Слова гнева» или «Кастрюля злости». Беседа Во время беседы 3 Этап Научить детей объясните ребенку, что исследов распознавать гнев испытывать гнев и ания и уметь бороться с ним раздражение – это представл ений нормально для каждого ребенка о человека, просто нужно научиться выражать гневе Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru 9 агрессию так, чтобы не причинять вреда ни себе, ни окружающим. Обучение ребенка конструктивным способам выражения гнева. Тематический план практических занятий (Блок 2) Основное содержание № Тема Психологические Методы занятие задачи коррекции 1. Познакомить Приветствие Упражнение 1 Занятие 1 детей друг с «Знакомс 2. Игра «Мячик имен» «Я-сказочный другом, сплотить герой» 3. Беседа о профессиях тво» группу. Релаксация 4. Упражнение «Я- 2. Развивать сказочный герой» «Цветок невербальное и дружбы» вербальное Пальчиковая общение. игра «Дружба» 1. Приветствие 2 Занятие 2 Продолжить Игра «Наша 2. Игра «Делай как я» «Подарок» знакомить детей друг с другом, Релаксация 3. Правила поведения на группа. делать группу «Каким я буду, занятиях Игра «Подарок» когда сплоченной, обогащать знания вырасту» Релаксация «Каким я друг о друге. Игра буду, когда вырасту» Игра «Автомобили» «Автомобили» 4. Подведение итогов 3 Занятие 3 1. Приветствие (см. Этюд 1. Познакомить детей с эмоцией: «Котенок, занятие №2) «Радость радость, учить который хотел 2. Игра (см. занятие №2) » порадовать 3. Вспоминаем правила выражать эмоциональное свою маму» поведения на занятиях состояние с (см. занятие №2) 4. Упражнение помощью мимики, жестов. «Сердечко по кругу» 10 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru 4 Занятие 4 «Грусть» 5 Занятие 5 «Удивлен ие» 6 Занятие 6 «Страх» 1. Расширение представлений детей об эмоции «грусть». 2. Формирование умения выражать свои эмоции с помощью мимики, жестов 1. Познакомить детей с чувством удивления. 2. Обучить различению эмоционального состояния 1. Познакомить детей с эмоцией страха. 2. Научить детей узнавать эмоцию страх по его проявлениям. 3. Развивать умение справляться с чувством страха. 1. Приветствие (см. занятие №2) 2. Игра «Делай как я» (см. занятие №2) 3. Вспоминаем правила поведения на занятиях (см. занятие №2) 4. Беседа по пиктограмме «Грусть» 1. Приветствие (см. занятие №2) 2. Игра «Делай как я» (см. занятие №2) 3. Вспоминаем правила поведения на занятиях (см. занятие №2) 4. Удивительные стихи с презентацией. 1. Приветствие (см. занятие №2) 2. Игра «Делай как я» (см. занятие №2) 3. Вспоминаем правила поведения на занятиях (см. занятие №2) драться, мешать другим; 4. Беседа по пиктограмме «Страх» Упражнение «Изобрази грусть» Подвижная игра «Грустно, грустно так сидеть» Игра «Грустный паучок» Этюды на выражение чувства удивления Прогулка по стране удивления Рисунок «Мое удивление» Этюд на выражение чувства страха Задание «Когда я боюсь, я…» Как справиться с чувством страха? Рисунок «страшный сказочный герой» или Рисование страха 11 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru 7 Занятие 7 «Гнев» [32] 8 Занятие 8 «Обида, вина и стыд» Беседа по пиктограмме «Гнев» Задание «Я сержусь, когда….» Упражнение «Избавление от гнева» Задание «Я обижаюсь, когда…» Беседа о пользе чувств вины и обиды. Рисунок «обида» Привлечение 1. Приветствие (см. внимания к занятие №2) эмоциональному 2. Игра «Делай как я» миру человека. (см. занятие №2) Знакомство с 3. Вспоминаем правила чувством гнева. поведения на занятиях (см. занятие №2) 1. Познакомить 1. Приветствие (см. детей с эмоциями занятие №2) обиды, вины и 2. Игра «Делай как я» стыда, научить (см. занятие №2) узнавать их по 3. Вспоминаем правила вербальным поведения на занятиях проявлениям. (см. занятие №2) 2. Развивать 4. Беседа по умение пиктограмме «Обида», конструктивно «Вина» и «Стыда» управлять своими 5. Этюд на выражение эмоциями. чувства вины и стыда. Для снижении психического напряжения у ребенка, мы использовали «слепое реагирование», для которого подходят следующие методы: – мять и рвать бумагу; – бить подушку или боксерскую грушу; – топать ногами; – громко кричать, применяя «стаканчик» для криков или «трубу» из плотной бумаги; – пинать подушку или жестяную банку; – записать на бумаге всё, что хочется сказать, а затем скомкать и выбросить бумагу; 12 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru – втирать пластилин в картон, используя технику «Гневные слова» или «Кастрюлька со злостью». В коррекционно-развивающей программе нами были использованы упражнения, направленные на снижение агрессии: 1) «Воздушный шарик». Надуй воздушный шарик и держи так, чтобы он не сдувался. Представь себе, что шарик – это твое тело, а воздух внутри шарика – это твоя злость. Как ты думаешь, что случиться с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Отпусти шарик и проследи за ним. Заметил, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь [34]. Теперь надуй шарик и попробуй выпускать из него воздух маленькими порциями. Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается.) А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.) 2) «Мыльные пузыри». Если гнев остался внутри нас, можно выпустить его с помощью мыльных пузырей. Давай попробуем! 3) «Топание ног». Еще гнев можно пропустить через стопы наших ног. Давай встанем и сильно потопаем. Наши стопы станут теплыми, потом горячими, потому что через них выходит гнев. Давай потопаем. 4) «Мешочек для гнева». Можешь представить, что ты собрал остатки своей злости в мешочек. Давай подержим мешочек на ладони. Чувствуешь, какой тяжелый гнев? Сожми его со всей силы и кинь в мишень. 5) «Труба для гнева». А сердитые слова можно произнести в трубу. Попробуй сделать это. 6) «Коробочка злости». Представь, что мы на что-то рассердились, берем газету и комкаем ее, а потом бросаем в коробочку для злинок и закрываем их там. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru 13 7) «Подушка-колотушка». По ней можно стучать, когда сердишься. 8) Упражнение «Возьмите себя в руки». Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека» После реализации программы по коррекции агрессии у старших дошкольников «Я и ты – лучики доброты», нами была проведена повторная диагностика и анализ результатов с целью проверки эффективности проделанной работы. Сравнительная диагностика показала, что уровень агрессии снизился с высокого до среднего, низкий уровень вырос до 31% – 5 человек, а высокий снизился до 19% – всего 3 человека, средний уровень – 8 человека (50%), вместо 6 человек (38%). Дети стали вести себя более спокойно при проведении диагностик, преимущественно изображения детей были восприняты не как доминирующие, а как жест дружелюбия. После внедрения программы наблюдаются следующие изменения в поведении: 1. Уменьшение агрессивных проявлений: – Физическая агрессия: наблюдается снижение частоты и интенсивности физических агрессивных актов, таких как удар, толчок, кусание. – Вербальная агрессия: дети реже используют грубые слова, оскорбления и угрозы. Их речь становится более спокойной и конструктивной. – Непрямая агрессия: снижается частота непрямых форм агрессии, таких как пренебрежение, игнорирование, запугивание. 2. Развитие социальных навыков: – Улучшение коммуникативных навыков: дети лучше учат выражать свои чувства словами, а не действиями. Они учат просить о помощи, договариваться с другими детьми. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru 14 – Увеличение эмпатии: дети начинают лучше понимать чувства других людей и сопереживать им. Они учат сдерживать свои импульсивные действия и думать о последствиях своего поведения. 3. Повышение самоконтроля: – Улучшение способности регулировать свои эмоции: дети учат спокойно реагировать на раздражители и сдерживать свой гнев. Они развивают способность контролировать свои импульсивные поступки. 4. Изменения в самооценке: – Повышение уверенности в себе: дети начинают верить в свои силы и способности. Они более спокойны и уверенны в себе. 5. Улучшение отношений с окружающими: – Улучшение отношений с одноклассниками: дети начинают лучше ладить с другими детьми и меньше конфликтуют. – Улучшение отношений с родителями и учителями: дети более спокойны в общении с взрослыми и меньше вызывают у них конфликты. На основании результатов диагностики, которые были получены в ходе исследования можно сделать вывод о том, что у респондентов, которые принимали участие в программе «Я и ты – лучики доброты», видна динамика развития уровня понимания агрессии, что говорит о результативности проведенной работы по профилактике и коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста. Для эффективной коррекции агрессивного поведения необходимо использовать комплексный подход, включающий в себя работу с ребенком, родителями и педагогами. 1. Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология. М.: Прометей, 2022. 708 с. 2. Андреев В.И Дошкольная педагогика. Ярославль: Академия развития, 2017. 258 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 15 3. Антропова М.В. Образование и здоровье школьников метод. реком. для работников системы образования. М.: Педагогика, 2020. 212 с. 4. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучения влияния воспитания и семейных отношений. М: Эксмо-пресс, 2020. 294 с. 5. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.: Юрайт, 2020. 171 с. 6. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм- Еврознак, 2016. 510 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2024 https://tribune-scientists.ru 16