- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
К ВОПРОСУ О ПРАВЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ОТЗЫВАТЬ ЧЛЕНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С ПРАВОМ РЕШАЮЩЕГО ГОЛОСА
Статья опубликована в журнале за "Январь 2019"
Автор(ы) статьи: Ткач А.С.
PDF файл статьиУДК 342.8 Ткач А.С. студент 1 курса магистратуры, Юридический институт Томский государственный университет, Россия, г. Томск К ВОПРОСУ О ПРАВЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ОТЗЫВАТЬ ЧЛЕНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С ПРАВОМ РЕШАЮЩЕГО ГОЛОСА Аннотация: В статье рассматривается вопрос о возможности законодательного регулирования права политических партий на мотивированный отзыв членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, назначенных по партийной «квоте». Автор анализирует законопроекты, предложенные субъектами законодательной инициативы и регулирующие данный вопрос, а также приводит аргументы за и против данной законодательной новеллы. Ключевые слова: избирательная комиссия, член избирательной комиссии с правом решающего голоса, отзыв члена избирательной комиссии, партийная квота в избирательной комиссии, партийное представительство в избирательных комиссиях. THE RIGHT OF POLITICAL PARTIES TO WITHDRAW MEMBERS OF ELECTION COMMISSIONS WITH DECISIVE VOTING RIGHT Abstract: The article considers the issue of the possibility of legislative regulation of the right of political parties to withdraw appointed by the party "quota" members of election commissions with decisive voting right. The author analyzes the proposed by the subjects of legislative initiative and regulating this issue draft laws, and gives arguments for and against this legislative novel. Keywords: election commission, voting member of the election commission, withdraw member of the election commission, party quota in the election commission, party representation in the election commissions. Как известно, при формировании избирательной комиссии любого уровня политическим партиям предоставляется «квота» на назначение одного члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. Именно члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, в отличие от членов с правом совещательного голоса, имеют право голосовать на заседаниях избирательных комиссий по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также 1 http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 1/2019 работать с избирательными бюллетенями, заполнять протоколы об итогах голосования и результатах выборов и подписывать их. На данный момент избирательные комиссии формируются соответствующими органами сроком на пять лет, кроме того, если срок полномочий избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания референдума, в которых принимает участие данная избирательная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума1. По общему правилу, в соответствии с законом2 срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят. Федеральное законодательство предусматривает также исчерпывающий перечень оснований, при которых член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего3: подача письменного заявления о сложении полномочий; появление оснований, предусмотренных законом, при которых лицо не может быть членом комиссии с правом решающего голоса; появление оснований, при которых полномочия члена комиссии прекращаются немедленно, таких как утрата гражданства Российской Федерации, вступления в законную силу обвинительного приговора, признания недееспособным, ограниченно дееспособным, смерти члена комиссии, признания члена комиссии решением суда систематически не 1 ч. 9 ст. 22, ч. 3 ст. 23, ч. 5. Ст. 24, ч. 3 ст. 26, ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 63-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 2 ч. 5 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 63-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 3 ч. 6 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 63-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 1/2019 http://tribune-scientists.ru выполняющим свои обязанности (заявление в суд подает сама избирательная комиссия). Таким образом, такое основание, как прекращение полномочий члена комиссии на основании решения политической партии, направившей данного члена, не предусмотрено. Политические партии неоднократно отмечали, что отсутствие такой нормы создает определенные проблемы с представительством партий в избирательных комиссиях. По смыслу закона, партии имеют право на равное представительство в избирательных комиссиях (по одному лицу от политической партии), что создает определенный баланс интересов в органе, сформированном на общественно-политической основе. На практике возникают следующие ситуации: член избирательной комиссии, направленный политической партией, меняет место жительство и при этом не подает заявление о сложении полномочий, либо вообще не выходит на контакт, а избирательная комиссия не обращается в суд с заявлением о систематическом неисполнении членом комиссии своих обязанностей. Бывают случаи, когда лицо выходит из политической партии или изменяет свою партийную принадлежность, не покидая избирательную комиссию и формально оставаясь лицом, представляющим интересы политической партии, к которой оно больше не имеет отношения. Следовательно, партия находятся в ситуации, когда она юридически представлена в избирательной комиссии, а фактически не имеет в избиркоме своего представителя. С целью устранения сложившейся негативной практики в Государственную Думу РФ неоднократно вносились законопроекты, закрепляющие право политических партий мотивированно отозвать своего представителя в избирательной комиссии и одновременно заменить его другим лицом. В 2012 году Президентом России был внесен законопроект № 47830-6, предусматривающий право политической партии, по предложению которой 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 1/2019 http://tribune-scientists.ru назначен член комиссии, внести мотивированное представление в назначивший орган об отзыве данного члена, одновременно с предложением по кандидатуре нового члена комиссии. Такое решение должно быть принято соответствующим уполномоченным органов политической партии. Орган обязан был принять решение не позднее месячного срока, а в период избирательной кампании или референдума – не позднее чем в пятнадцатидневный срок, непринятие такого решение могло было быть обжаловано в суд. Кроме того, такое решение не могло быть принято в период, начинающийся за пятнадцать дней до дня голосования и заканчивающийся в день определения результатов выборов, референдума [4]. Правительство РФ, предоставившее официальный отзыв на данный законопроект, отметило, что «предлагаемое изменение позволит создать механизм ответственности членов избирательных комиссий перед выдвинувшими их политическими партиями в случае выявления фактов, свидетельствующих о недобросовестном отношении членов избирательных комиссий к исполнению своих обязанностей [2]». К сожалению, данный законопроект так и не был принят. В связи с чем в декабре 2016 года схожий законопроект № 47019-7 был внесен депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Е.В. Строковой, С.В. Марининым, Д.И. Савельевым. Законопроект предусматривал право политической партии, направившей кандидатуру члена избирательной комиссии, внести представление об отзыве члена комиссии в период, начинающийся за пять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума [3]. Правительство Российской Федерации в своем отрицательном отзыве на законопроект указало, что «формирование избирательных комиссий, организация их деятельности и обеспечение полномочий как самих комиссий, так и их членов приобретают, по существу, статус гарантии избирательных прав граждан», а также, что «Государственной Думой Федерального Собрания 4 http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 1/2019 Российской Федерации 23 мая 2012 г. принят в первом чтении законопроект, внесенный Президентом Российской Федерации, указанный выше [1]. Следовательно, предложения Президента и депутатов Государственной Думы Российской Федерации так и остались нереализованными. Отметим, что названные законодательные новации имеют как положительные стороны, обозначенные выше, так и отрицательные. Избирательные комиссии, по своей правовой природе, являются органами независимыми от органов государственной власти, органов местного самоуправления и политических партий. Единственной целью избирательной комиссии является организация и проведение выборов и референдумов в четком соответствии с буквой закона, поэтому решения каждого члена избирательной комиссии должны приниматься в соответствии с законом и внутренним убеждением данного лица. Избирательные комиссии не должны стать полем сражений между представителями политических партий, когда решения каждого представителя будут продиктованы не законом, а политическими интересами, волей политического руководства. Поэтому, говоря о механизме ответственности члена комиссии перед политической партией, его направившей, также как и о мотивировке отзыва члена комиссии этой партией, можно говорить лишь о ненадлежащем исполнении членом своих обязанностей, халатном отношении к общественно и государственно важной деятельности, а никак не о подчинении политической партии по вопросам голосования в избирательной комиссии, когда решение должно быть принято на основе закона, а не политики. 1. Официальный отзыв на проект федерального закона № 47019-7 "О внесении изменений в статьи 22 и 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Я.Е.Ниловым, А.Н.Диденко, Е.В.Строковой и С.В.Марининым [Электронный 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 1/2019 http://tribune-scientists.ru Список литературы: ресурс]. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&5D BB6984AAD4C7DCC32580DF0025A5B5 2. Официальный отзыв на проект федерального закона № 47830-6 "О внесении изменений в статьи 22 и 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации [Электронный ресурс]. доступа: Режим http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&02 FBB86C83519FA943257A00004045E0 3. Текст законопроекта № 47019-7 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&C1 4A78766F2A4A7C4325808400313D90 4. Текст законопроекта № 47830-6 (Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству) [Электронный доступа: ресурс]. Режим http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&CC DDB7681A4F2A7F432579D7002F5E17 5. Федеральный закон от 12.06.2002 № 63-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. ст. 2253. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 1/2019 http://tribune-scientists.ru