- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2024"
Автор(ы) статьи: Нудгина Е.А.
PDF файл статьиУДК 34.096 Нудгина Екатерина Андреевна студентка 3 курса магистратуры, факультет заочного и дистанционного обучения Челябинский государственный университет, Россия, г. Челябинск e-mail: katenudgina@yandex.ru Научный руководитель: Князева И.Н. кандидат юридических наук, доцент кафедры теоретических и публично-правовых дисциплин Челябинский государственный университет, Россия, г. Челябинск МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ Аннотация: Статья посвящена вопросу определения места прокуратуры Российской Федерации в системе органов по противодействию коррупции, а также ее роле в этой системе. По результатам проведенного исследования автор формирует собственный вывод о ключевой роли данного органа в заданной сфере обобщая собственный материал Ключевые слова: противодействие коррупции, прокуратура, ключевая роль, ответственность, антикоррупционная экспертиза. Nudgina Ekaterina Andreevna 3rd year master student, Faculty of Correspondence and Distance Learning Chelyabinsk State University, Russia, Chelyabinsk Scientific adviser: Knyazeva I.N., candidate of legal sciences, Associate Professor of the Department of Theoretical and Public Law Disciplines Chelyabinsk State University, Russia, Chelyabinsk THE PLACE AND ROLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE SYSTEM OF ANTI-CORRUPTION BODIES Abstract: The article is devoted to the issue of determining the place of the Prosecutor's Office of the Russian Federation in the system of anti-corruption bodies, as well as its role in this system. Based on the results of the research, the author forms Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2024 https://tribune-scientists.ru 1 his own conclusion about the key role of this body in a given area, summarizing his own material. Key words: anti-corruption, prosecutor's office, key role, responsibility, anti- corruption expertise. На современном этапе развития нашего государства особое внимание уделяется вопросам противодействия коррупции и борьбы с ней. Конституционно-правовой механизм противодействия коррупции включает правовую и организационную деятельность Российской Федерации, направленную на создание условий для успешной реализации правовых норм о противодействии коррупции. Основные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций в сфере предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации коррупционных правонарушений определены Национальным планом противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478 [1]. Благодаря данному Национальному плану принят рад источников права, которые направлены на регулирование правоотношений в сфере противодействия коррупции, что способствует состоянию законности в данной сфере правоотношений. Важным нормативным правовым актом, устанавливающим основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2]. При этом, основным для прокуратуры РФ является Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [3], который устанавливает объекты, пределы, полномочия прокурора на данном направлении надзора. Помимо общих положений по организации надзора на данном направлении особое внимание уделяется такому направлению деятельности по Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2024 https://tribune-scientists.ru 2 предупреждению коррупции как проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (ст. 9.1). Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [4] (далее – КоАП РФ) и Уголовным кодексом Российской Федерации [5] установлены составы административных правонарушений и уголовно- наказуемых деяний за нарушения антикоррупционного законодательства (к примеру, ст. 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица). При этом необходимо отметить, что право вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по коррупционным административным составам, например, по ст. 19.28 КоАП РФ (предусматривающей административную ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего) и ст. 19.29 КоАП РФ принадлежит исключительно прокурору. Кроме законодательно закрепленных положений ключевую роль можно также проследить исходя из её правового статуса. Так, прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебным ветвям власти. Её специфические функции и направления деятельности определяют их ключевую роль в системе борьбы с коррупцией. Она не подвержена давлению, которое может быть оказана одной из ветвей власти. Таким образом, одним из основных органов по противодействию коррупции выступают органы прокуратуры РФ, которые представляют собой единую федеральную централизованную систему, деятельность которой направлена на обеспечение законности и защиту прав граждан. Данные положения позволяют соблюсти основополагающий принцип функционирования прокуратуры и надлежащее выполнение ею возложенных на нее функций и полномочий – единство и строгая централизация системы. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2024 https://tribune-scientists.ru 3 Генеральный прокурор РФ отметил, что в 2022 году прокуратура уделяла пристальное внимание работе в сфере противодействия коррупции, по результатам которой в доход государства поступило более 90 млрд рублей и более 700 млн рублей взыскано с лиц, совершивших коррупционные правонарушения [6]. Некоторые авторы рассматривают прокурорский надзор на данном направлении как основную меру по профилактике наиболее тяжких проявлений коррупции с учетом осуществляемых прокуратурой функций [7, с. 5]. Прокуратура играет важную роль в борьбе с коррупцией, осуществляя надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства и координируя деятельность правоохранительных органов. Особое место органы прокуратуры занимают среди органов по противодействию коррупции, осуществляя надзор на стадии досудебного производства и проводя антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. Прокуратура также обладает рядом полномочий по предупреждению коррупции, включая проверки сведений о доходах и расходах, контроль за законностью получения денежных средств и порядком уведомления о конфликте интересов. Особенностью работы органов прокуратуры является их независимость при осуществлении своих полномочий, что позволяет им осуществлять прокурорский надзор в полной мере. Таким образом, прокуратура РФ является уникальным государственным органом, обеспечивающим законность и играющим ключевую роль в системе противодействия коррупции. При этом, несмотря на принимаемые меры, сохраняется рост совершаемых правонарушений и преступлений в указанной сфере, что говорит о необходимости совершенствования работы всех правоохранительных органов и иных организаций на данном направлении. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2024 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 4 1. Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О национальном плане противодействия коррупции» // Информационно-правовая система «Гарант». 2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Информационно-правовая система «Гарант». 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 6. Расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70678 (дата обращения: 10.10.2023 г.). 7. Аринин В.В. [и др.] Прокурорский надзор за исполнением законов вне уголовно-правовой сферы: пособие. М.: Ген. Прокуратура Рос. Федерации; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации., 2019. 107 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2024 https://tribune-scientists.ru 5