- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ИГРОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2024"
Автор(ы) статьи: Савочкина А.А.
PDF файл статьиУДК 345.5 Савочкина Анастасия Александровна студентка 2 курса магистратуры Гуманитарно- педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского в г. Ялте Россия, г. Ялта e-mail: nastena.savochkina.00@mail.ru Научный руководитель: Козина Ю.В. кандидат филологических наук, доцент Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского в г. Ялте Россия, г. Ялта ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ИГРОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье проанализированы теоретические подходы к понятию детской агрессивности, признаки, а также основные причины ее проявления. Проведен анализ проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте, исследование особенностей коррекции агрессивного поведения старших дошкольников посредством игротерапии. Разработаны рекомендации по коррекции и профилактике агрессивности детей в игровой деятельности. Ключевые слова: дошкольник, старший дошкольный возраст, коррекция агрессивного поведения, причины агрессивности, уровни агрессивности, игротерапия. Savochkina Anastasia Aleksandrovna 2nd year master student Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Vernadsky Crimean Federal University in Yalta Russia, Yalta Scientific adviser: Kozina Yu.V. candidate of philological sciences, associate professor Vernadsky Crimean Federal University in Yalta Russia, Yalta FEATURES OF THE USE OF THE METHOD OF GAME THERAPY IN THE CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF PRESCHOOL CHILDREN 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article analyzes theoretical approaches to the concept of child aggression, signs, as well as the main causes of its manifestation. The purpose of the article is to study the manifestation of aggressiveness in older preschool age, to study the features of correcting aggressive behavior of older preschoolers through game therapy. Recommendations for the correction and prevention of aggressiveness of children in play activities are formulated. Experts in the field of child psychology note the importance and complexity of this problem. The spread of cruelty in the children's collective is of concern to parents and specialists. Key words: preschooler, senior preschool age, childhood aggressiveness, causes of aggressiveness, levels of aggressiveness, game therapy. Актуальность статьи обусловлена тем, что детство является важным периодом для развития ребенка, когда закладывается фундамент дальнейшего становления личности, раскрываются основные тенденции и ориентация этого развития. В последние годы проблема детской агрессии является особенно актуальной, т.к. замечен рост агрессивных тенденций в обществе. По многим причинам, таким как тяжелое материальное положение, нестабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана и т. д., можно наблюдать повышенные агрессивные тенденции у взрослых, что не может не отразиться и на поведении детей. ФГОС дошкольного образования предусматривает образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», задачами которой являются в том числе привитие детям моральных и нравственных норм и ценностей; саморегуляция собственных действий [1]. В каждой группе детского дошкольного учреждения есть ребенок с характерными признаками проявления агрессивного поведения. Такие дети затеивают драки, отбирают и ломают игрушки, применяют грубую лексику и т.д. Таким образом, агрессивное поведение присуще старшим дошкольникам. Оно отражает слабую социализированность личности и отсутствие более сложных конструктивных коммуникативных навыков. В последнее время количество детей с выявленным агрессивным поведением в возрасте 5-6 лет составляет 45% из них 28% мальчиков и 17% девочек, у детей в возрасте 6-7 лет составляет 38%, их них 22% мальчиков и 16% девочек. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 2 Исходя из статистики, у девочек выше проявления чувства обиды, выше чувство вины при возникновении конфликтных ситуаций, у мальчиков выше проявления физической и вербальной агрессии, выше проявления раздражительности, вспыльчивости и негативизма. По мнению М.Н. Багатырова, у девочек выше стремление к проявлению уступчивости, стремление к компромиссу, проявлению дружелюбия, у девочек выше ориентация на социальное одобрение, стремление оказать помощь и проявить ответственность во взаимоотношениях. У мальчиков выше стремление занять лидирующие позиции во взаимоотношениях, выше уверенность в себе, независимость в деятельности, требовательность по отношению окружающих [4, с. 2]. Абрамян Л.А. утверждает, что одной из основных проблем старшего дошкольного возраста является повышенная агрессивность. Агрессивность у детей является серьезной психологической и социальной проблемой. Агрессивные дети драчливы, возбудимы, раздражительны, враждебны к окружающим. С развитием чувственной сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, детская агрессивность у большинства дошкольников снижается. Отметим, что у некоторых детей агрессивность развивается и на дальнейшем этапе школьного обучения, что проявляется в потере возможностей полноценного общения с ровесниками, деформации полноценного развития, возникновении трудностей принятия новых социальных ролей и сложностей в учебной деятельности [2, с. 56]. «Агрессивное поведение» определяется из нормативного подхода «нормальное поведение» – высказывается Т.Г. Румянцева [14, с. 281]. «Норма» – принятые в определенном обществе или группе правила поведения, регулирующие человеческие отношения. Отталкиваясь от этого, мы можем, считать, что агрессивное поведение – это поведение, отвечающее двум обязательным условиям: когда есть последствия, пагубные для жертвы, и когда нарушаются нормы поведения в 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru обществе». Так, А.В. Меренков, Н.Л. Антонова считают, что понятие непреднамеренное агрессивное поведение, это случайное причинение вреда человеку. На протяжении всего нахождения в детском саду, это является обычным делом, чаще всего кто-нибудь случайно или непреднамеренно толкает или ударяет кого-нибудь. И по случаю этого мы говорим о том, что ребёнок «гиперактивный», он не чувствует, как в любой игре или шалости «сносит» все на своем пути [11, с. 272]. Агрессивное поведение, является попыткой самоутвердиться и проявляется чаще всего у детей дошкольного возраста в качестве игры. В данной игре ребёнок отрабатывает лидерские способности. Так, Д.А. Бухаленкова, М.Н. Гаврилова пришли к мнению, что агрессивным называется целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт: отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и др. [3, с. 12]. По мнению С.М. Валявко, Ю.Ю. Аксеновой, качественная характеристика агрессии подразделяет её на три шкалы акта агрессии: физическая – вербальная, активная – пассивная и прямая – косвенная, которые также делятся на 8 различных категорий. По своей интенсивности агрессия делится на несколько уровней, именуемых как субнормальная, нормальная, умеренно-защитная, гипертрофированная и брутальная агрессия. Мотивационный компонент агрессивного поведения подразделяет её на враждебную, инструментальную и экспрессивную [5, с.19]. По словам В.М. Волковой, во взаимоотношениях агрессора и жертвы выделяют наступательную, защитную, спровоцированную, неспровоцированную, побудительную, санкционированную агрессию, а также вызванную раздражителем. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 4 Кэдьюсон Х.В., Шефер Ч.М. в своем исследовании упомянули, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие [9, с. 43]. Агрессивные дети способны принести множество неприятностей не только окружающим, но и себе самим. В таких случаях говорят о необходимости диагностики характера и интенсивности агрессивных проявлений с последующим применением психологической коррекции агрессивного поведения [7, с. 315]. Так, одной из наиболее распространённых основ для современных коррекционных программ является игротерапия. Игротерапия представляет собой метод психотерапевтического воздействия на поведение ребенка, созданнй на основе педагогических игр, основная цель которого заключается в том, чтобы давать ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игротерапия делится на 3 вида: недирективная игротерапия, директивная и смешанная. Формы организации игротерапевтических занятий различны, это может быть индивидуальная, фронтальная и групповая формы. Основные механизмы коррекционного воздействия игры заключаются в моделировании системы социальных отношений, формирование способности ребёнка к произвольной регуляции деятельности и т.д. Функции педагога-психолога в процессе игротерапии заключаются в эмоциональном сопереживании ребенку, отражении и вербализации его чувств, в создании атмосферы принятия ребенка и т.д. Принципы осуществления игротерапии: безусловное принятие ребенком игротерапии, установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка и т.д. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 5 Общие примерные рекомендации к проведению игротерапевтического занятия: соответствие игр особенностям детей, продолжительность занятий 15- 20 минут, зависимость наполняемости групп от содержания игры и особенностей личностного развития детей и т.д. Игротерапия агрессивного поведения старших дошкольников подбирается так, чтобы имели место игры, направленные на реагирование детьми на чувства агрессии, обучение детей навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля своего эмоционального состояния и т.д. Исследование проводилось на базе детского сада № 6 города Ялта, в исследовании приняли участие 14 детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования – изучение возможности игротерапии в коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте. Для проведения диагностики уровня агрессивных проявлений старших дошкольников были использованы методики: проективная индивидуальная методика «Несуществующее животное», разработанная М.З. Дукаревич, методика «Структурализированное наблюдение», разработанная А.А. Романовым [13]. В ходе констатирующей диагностики испытуемые были подразделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную и контрольную группу вошло по 6 детей со средним уровнем и по 1 с высоким. Детей с низким уровнем агрессии в группах не было. Самой наблюдаемой формой агрессии в группах является физическая, направленная на другого, самой редко наблюдаемой – физическая, направленная на себя. В результате статистической обработки результатов диагностики на констатирующем этапе с помощью t критерия Стьюдента, в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе не выявлено статистически значимых различий в уровне агрессии. В качестве формирующего эксперимента в экспериментальной группе детей для снижения уровня агрессивных проявлений была проведена программа Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 6 игротерапевтических занятий, составленная на основе методических разработок Н.Н. Балагуровой, М.А. Панфиловой и др. [2, 3, 4]. На формирующем этапе в экспериментальной группе детей было проведено 18 игровых занятий с использованием игр, направленных на ослабление негативных эмоций, методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей. Задачами программы занятий являлись: формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром, обучение способам регуляции эмоционального поведения, анализу своего внутреннего состояния, а также умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций. Данная программа включает ряд игр на ослабление негативных эмоций, методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей. В качестве методических приёмов использовались беседы об эмоциональных состояниях детей, словесные и подвижные игры и игровые упражнения, анализ и инсценировка различных ситуаций и т.п. Структура каждого занятия включала в себя следующие элементы: Разминка. Педагог приветствует детей, спрашивает о настроении, самочувствии, создаёт положительный эмоциональный настрой детей на предстоящее занятие. Пример: Педагог интересуется настроением и самочувствием детей. Затем рассказывает о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. Основная часть. На этом этапе используются игры и игровые упражнения, которые обеспечивают снижение уровня агрессивных проявлений. Количество игр в одном занятии 2-3, в зависимости от их продолжительности. 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru Примеры игр: Игра «Маленькое привидение». Цель: научить детей в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев. Взрослый предлагает детям сыграть роль маленьких добрых привидений, которым захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По хлопку дети делают руками такое движение: приподнимают согнутые в локтях руки, пальцы растопырены, при этом произносят страшным голосом звук «У». Если слышится тихий хлопок, то дети произносят тихо этот звук, если громкий – то громко. Игра «По кочкам». Цель: обучение бесконфликтному решению ситуаций. Педагог раскладывает листы бумаги на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Листов на один меньше, чем детей. Дети – это лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей. Та «лягушка», к которой запрыгнули на подушке должна прогнать пришедшую, либо уйти сама. Желательно, чтобы в игре участвовали все «лягушки». Педагог внимательно следит, чтобы не было серьезных конфликтов, и чтобы лягушки мирно уступали кочки. Игра «Попроси игрушку» – вербальный вариант. Цель: обучить детей неагрессивному урегулированию напряжённых ситуаций. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать. Инструкция участнику 2: 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали. Затем участники 1 и 2 меняются ролями. Желательно чтобы все дети поучаствовали. В качестве примера можно привести следующие игры: Игра «Драка» (обучение сдерживанию импульсивных проявлений). Педагог-психолог говорит: «Представь, что вы с твоим другом сильно поссорились. Вот-вот начнется драка. Попробуй глубоко вдохнуть, очень крепко стиснуть зубы, сожми как можно сильнее кулаки, вдави изо всех сил пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Подумай, стоит ли драться с другом? Ведь вы с ним не враги. Выдохни, расслабься, успокойся. Ура! Теперь неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?» Игра «Колючий ежик» (снятие агрессии, мышечных зажимов) Педагог- психолог предлагает детям представить себя ежиками, которые приготовились встретить опасность. При этом им необходимо «защищаться иголками» и сильно «сжиматься в клубочек». Как только опасность миновала, и все неприятели разошлись, ежики собираются в круг (дети встают в круг, берутся за руки). Вместе с ведущим по его команде они медленно тянутся к воображаемому солнышку, взявшись за руки, чтобы «согреться». Игру следует сопровождать добрыми детскими песенками о дружбе. Игра повторяется 3 раза. Игра «Коварные хищники» (снятие агрессии, мышечного напряжения). Педагог-психолог предлагает детям представить себя каким-нибудь опасным хищником (тигром, львом, волком, рысью, медведем, леопардом и т.д.). Затем дети располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. «Хищники» начинают показывать друг другу свою силу и храбрость. Показав все свои возможности, «хищники успокаиваются», уважая силу и достоинство каждого. Игра «Капризный ребёнок» (преодоление упрямства и негативизма) Дети встают в круг, в центре круга лежит физкультурный обруч. Дети, входящие в обруч, по очереди показывают капризного ребенка (топают ногами, строят Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 9 обиженные рожицы, «понарошку» капризничают). Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее …». Затем дети разбиваются на пары «родитель и капризный ребенок»: при этом один ребенок капризничает, а другой – родитель, - его уговаривает успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя. Заключительная часть. Педагог подводит итоги каждого занятия. Хвалит каждого ребёнка за его заслуги и участие. Задаёт детям вопросы о том, что им понравилось, а что нет. Анализ результатов диагностики после проведения формирующего эксперимента показал, что в экспериментальной группе произошло значительное снижение общего уровня агрессии с преобладанием низких показателей (4 детей с низким уровнем и 3 – со средним). В контрольной группе не выявлено значимых изменений, по-прежнему в ней остаётся 6 детей со средним уровнем агрессии и 1 с высоким. В экспериментальной группе также наблюдается заметное снижение всех форм проявления агрессии, в контрольной наблюдается незначительное снижение 2 форм агрессии из 7 наблюдаемых. Статистический анализ результатов диагностики с помощью t критерия Стьюдента показал, что у детей экспериментальной группы уровень агрессии стал значительно ниже, чем до проведения формирующего этапа. У детей контрольной группы статистически значимых изменений не выявлено. По итогам исследования сформулированы практические рекомендации по коррекции агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста. Важно понимать, что адекватному поведению и умению держать себя в руках ребёнок учится у взрослых (в основном педагогов и родителей). Для того чтобы взрослый мог совладать с негативными эмоциями и конструктивно избавиться от гнева, ему необходимо: наладить взаимоотношения с ребёнком, чтобы он чувствовал себя со взрослым спокойно и уверенно (делиться с ним своим опытом, рассказывать о победах и неудачах, слушать его и т.д.); следить Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 10 за собой, особенно под воздействием стресса; говорить детям о своих расстроенных чувствах («Я очень расстроена, хочу немного побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате»); успокоить себя в минуты злости, обиды, гнева (выпить чаю, послушать любимую музыку); стараться предвидеть и предотвратить ситуации, которые могут вызвать раздражение; заранее готовиться к важным событиям (отрепетировать заранее поход к врачу или в детский сад, изучить возможности ребёнка и свои собственные). Когда ребёнок проявляет агрессию, необходимо: – В случае незначительной агрессии – спокойное отношение. Переключение внимания ребёнка, например, можно предложить ему помочь педагогу или родителю в чём-либо, позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому что ты очень устал»). – Акцентирование внимания не на личности ребёнка, а на его поведении (описание ребёнку его действий, слов, не давая при этом оценки; обсуждать только конкретные факты, имеющие место в данной ситуации; установление обратной связи («Ты хочешь меня обидеть?», «Мне не нравится, когда со мной грубо разговаривают», «Ты ведёшь себя агрессивно»). – Контроль над собственными негативными эмоциями. – Сохранение положительной репутации ребёнка (публично минимизировать вину: «Ты не хотел его обидеть», но в личной беседе показать истину; позволить ребёнку выполнить требование взрослого по-своему; предложить компромисс). – Демонстрация модели неагрессивного поведения (внимательное слушание ребёнка; пауза, позволяющая ребёнку успокоиться; прояснение ситуации наводящими вопросами; признание чувств ребёнка; проявление чувства юмора). Таким образом, в образовательных дошкольных организациях необходимо активно реализовывать коррекционную работу по преодолению агрессивного поведения у детей посредством игротерапии. 11 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru В процессе коррекционных занятий (игр) дети овладевают способами проявления гнева, учатся саморегуляции и конструктивным формам поведения. Игротерапия является наиболее эффективным методом борьбы с детской агрессией, т.к. игротерапия это естественная форма выражения эмоций: 1. Игра позволяет ребенку безопасно выразить свои негативные эмоции, такие как гнев, злость, раздражение, которые могут быть причиной агрессивного поведения. В игровой форме ребенок может «прожить» эти чувства, не причиняя вреда себе и окружающим. 2. Развитие навыков социального взаимодействия: В процессе игры ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, разрешать конфликты, находить компромиссы. Это помогает ему развить эмпатию, то есть способность понимать и разделять чувства других людей. 3. Повышение самооценки: Успехи в игре укрепляют веру ребенка в свои силы, повышают его самооценку. Это, в свою очередь, снижает вероятность проявления агрессии, так как ребенок чувствует себя более уверенно и защищенно. 4. Развитие творческого мышления: Игра стимулирует воображение и креативность ребенка, что помогает ему находить нестандартные решения проблем и выражать свои мысли и чувства различными способами. 5. Безопасное пространство для экспериментов: В игре ребенок может экспериментировать с различными ролями и ситуациями, не опасаясь осуждения. Это позволяет ему лучше понять свои чувства и мотивы поведения Важно понимать, что игротерапия – это не панацея. Ее эффективность зависит от многих факторов, таких как возраст ребенка, причины агрессии, опыт специалиста и т.д. Но именно игротерапия является одним из наиболее эффективных и гуманных методов коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 12 1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. От 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://iro86.ru/images/01.03.2023/4._Приказ_Минобрнауки_России_от_17.10.201 3_№_1155_ред._от_08.1_1. (дата обращения: 23.09.2024 г.). 2. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников: монография. Таллин, Министерство просвещения ЭССР, 2020. 267 с. 3. Багатырова М. Н. Педагогические условия снижения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6. С. 249-251. 4. Бухаленкова Д. А., Гаврилова М.Н. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста // Национальный психологический журнал. 2020. № 2. С. 108-112. 5. Валявко С. М., Аксенова Ю. Ю. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд // Специальное образование. 2020. № 2. С. 726-279. 6. Волкова В. М. Игровая терапия как средство психологической профилактики и преодоления тревожности // Специальное образование. 2021. № 2. С. 419-423. 7. Каяшева О.И. Игротерапия в психологической практике: учебное пособие для вузов. Самара: Бахрах-М, 2021. 220 с. 8. Козлов В.В. Агрессия человека: психологический анализ // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 2. С. 113-120. 9. Кэдьюсон X.В., Шефер Ч.М. Практикум по игровой психотерапии: учебно-методическое пособие. СПб.: Питер, 2021. 416 с. 13 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: психологический тренинг. СПб.: Речь, 2021. 192 с. 11. Меренков А.В., Антонова Н.Л. Педагоги и родители в системе дошкольного образования: проблемы и противоречия взаимодействия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 2. С. 275-278. 12. Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: «ПлэЙТ», 2020. 140 с. 13. Романов А.А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. М.: «Плэйт», 2022. 328 с. 14. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. Минск: Университетское, 1991. 148 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 14