- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ МОРДОВСКОЙ АССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-Х ГГ.: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2024"
Автор(ы) статьи: Мамеев Р.М.
PDF файл статьиУДК 331.107.3 Мамеев Руслан Маратович аспирант 1 курса обучения Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия Россия, г. Саранск e-mail: rus13reggg@mail.ru Научный руководитель: Бикейкин Е.Н., кандидат философских наук, доктор исторических наук, доцент Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия Россия, г. Саранск ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ МОРДОВСКОЙ АССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-Х ГГ.: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ Аннотация: В данной статье рассматривается функционирование механизмов народного контроля в региональном разрезе. В этом отношении Мордовская АССР представляет несомненный интерес, поскольку на ее примере можно проследить тенденции глобальных процессов на локальном уровне. Актуальность темы заключается также и в том, что комплексные исследования организационно-правовых основ и регионального исторического опыта деятельности органов народного контроля отсутствуют. Ключевые слова: народный контроль, Комитет народного контроля, Мордовская АССР, деятельность комитета. Mameev Ruslan Maratovich 1st year postgraduate student Scientific Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia Russia, Saransk Scientific adviser: Bikeikin E.N. candidate of philosophical sciences, doctor of historical sciences, associate professor Scientific Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia Russia, Saransk ACTIVITY OF THE COMMITTEE OF PEOPLE'S CONTROL OF THE MORDOVIAN ASSR IN THE SECOND HALF OF THE 1960S: MAIN Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 1 DIRECTIONS AND RESULTS Abstract: This article examines the functioning of people's control mechanisms in the regional context. In this regard, the Mordovian ASSR is of undoubted interest, because on its example it is possible to trace the trends of global processes at the local level. The relevance of the topic also lies in the fact that there are no comprehensive studies of the organizational and legal foundations and regional historical experience of the activity of the people's control bodies. Key words: People's Control, People's Control Committee, Mordovian ASSR, Committee's activities. Изучение роли и места органов народного контроля Мордовской АССР в развитии региональной экономики в условиях проведения «косыгинской экономической реформы» представляется весьма актуальным в силу ряда обстоятельств. В современном правовом и демократическом государстве граждане, а также формируемые ими общественные институты должны иметь реальные возможности осуществлять эффективный и действенный контроль над государственной властью. В истории развития российской государственности имеются яркие примеры создания мощной системы народного контроля. Так, советское общество и государство предложили свой вариант организации контроля, посредством чего был накоплен огромный опыт не только контрольно-ревизионной работы, но и привлечения и обучения страны делу управления государством, в результате чего был осуществлен прорыв в формировании народного контроля и участия народа в управлении всеми сторонами экономического производства, быта и социального развития. Объективная необходимость глубоких перемен в советской экономике назрела уже к концу 1950-х – началу 1960-х гг. Мобилизационная модель советской экономики исчерпала свои возможности. Отчетливо обозначился спад темпов экономического развития. Замедлился рост национального дохода. В 1961 - 1965 гг. он вырос всего на 5,7 %. Это было намного меньше, чем в предыдущую пятилетку, и недостаточно для решения основных социально- экономических задач. В эти же годы за счет роста производительности труда было получено лишь 62% прироста промышленной продукции, а 38% - за счет Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 2 быстро возрастающей численности рабочих. Все это свидетельствует об отсутствии заинтересованности предприятий в эффективном использовании основных и оборотных фондов, во внедрении научно-технического процесса. В научных и правительственных кругах начинается полемика по проблемам совершенствования управления и планирования и становится главной в научных дискуссиях в конце 50х - начале 60-х гг. После статьи Е.Г. Либермана в газете «Правда» в 1962 г. в прессе разворачивается дискуссия о возможности использовании прибыли в качестве критерия эффективности предприятия. Итоги общественных дискуссий подвел сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС, давший старт экономической реформе, главным инициатором которой стал председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Пленум поставил задачу существенно изменить соотношение между административными и экономическими методами управления в стране в пользу последних. Таким образом, изначально, речь шла о полумерах. Реформа не меняла основ административно-командной системы. Адресное директивное планирование не устранялось, но ограничивалось всего несколькими показателями, среди которых были объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль, рентабельность и др. Выполнения плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объёме реализованной продукции, т.е. учитывалось только то, что действительно было продано. Предприятия получили небывалую свободу: они могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать величину средней заработной платы. Руководители предприятий обрели возможность более свободно распоряжаться имеющейся у них прибылью-можно было использовать эти средства и на повышение заработной платы рабочим. Все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. Делая обобщение, необходимо сказать, что процесс освоения нового Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 3 хозяйственного метода затянулся на годы. Тем не менее медленное, частичное реформирование промышленности дало неплохие результаты. Восьмая пятилетка (1965-1970 г.), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы. По официальным данным валовой общественный продукт увеличился- на 43%, национальный доход -на 45%, продукция промышленности- на 50%. Происходившие три предыдущие пятилетки снижения темпов роста производства было на время приостановлено. Инициатору реформ А.Н. Косыгину не удалось осуществить их до конца. Переходя к основной части статьи, отмечено, что появление и утверждение комитета народного контроля в Мордовской АССР приходится на 1966 г. в соответствии с Законом Мордовской АССР «Об органах народного контроля в Мордовской АССР» от 18.01.1966 г. [1, с. 114]. С 1966 – 1968 шел процесс утверждения внутреннего распорядка органа народного контроля. Исходя из этого, хотелось бы подробнее рассмотреть последующие года. Деятельность комитета народного контроля Мордовской АССР в 1969 - 1971 годов проходило в благотворной обстановке реформ А.Н. Косыгина 1950 - 1970 годов, когда стала улучшаться экономическая ситуация в стране, появилась заинтересованность в выпуске продукции производства, увеличилась активность рабочих предприятий. Деятельность органов народного контроля Мордовской АССР в 1969 году была направлена на оказание помощи в деле дальнейшего развития экономики, выполнение реформ и культуры советского народа, обеспечения соблюдения государственной и трудовой дисциплины, а также социалистической законности. В 1969 году в связи с утверждением нового Положения об органах народного контроля в СССР была проведена следующая работа: с народными контролерами и жителями республики изучили данный документ, провели мероприятия по учебе организационному укреплению и повышению уровня контроля, было создано действующих групп 1727, и 2729 постов народного контроля, в которых насчитывалось 33472 народных контролера [2, с. 71]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 4 Основными формами работы народных контролеров были проверки, доклады в районных, городских и областной партийных организаций, принятие решений и контроль за их исполнением. В 1969 году комитетом было проведено 1264 массовых и выборочным проверкам по вопросам: использования основных средств производственных фондов на предприятиях, качество выпускаемой продукции, расходование горюче - смазочных материалов, электрической и тепловой энергии, обеспечение сохранности собственности, растрат и хищения, правильное использование сельскохозяйственной техники и инвентаря, использование железнодорожных вагонов, состояние жилищно-бытовых условий и медицинского обслуживания [2, с. 76]. Но главной задачей органов народного контроля явилось не только выявление недостатков, а своевременное предприятие руководителей и должностных лиц от ошибок и промахов, обеспечение высокой результативности контроля. Значительное место в деятельности контрольных органов республики занимали вопросы сельского хозяйства. Главное выполнение при этом было направлено на дальнейшее увеличение производства сельскохозяйственных продуктов, снижение их себестоимости, повышение рентабельности колхозов и совхозов. Контролеры проверили готовность сельскохозяйственной техники и инвентаря к уборке урожая. наличие горюче - смазочных материалов, состояние токов и складских помещений. Материалы проверок рассмотрены на заседание партконтроля и дирекции совхоза. Вскрытые недостатки были устранены. В ходе проверок контролеры внесли свои предложения по уборки полегших хлебов. Так член группы - механизатор Челпанов приспособили к жаткам ЖВН-6 эксцентрические мотовила. Проверяя точность взвешивания зерна, установлено, что отдельные колхозы отправляют на хлебоприемный пункт зерно предварительно не взвешивая его. Особенно это допускалось в колхозе «Мазы знамя» [2, с. 81]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 5 Меры были приняты, зерно стали везде взвешивать. В области животноводства особое внимание уделялось подготовке к проведению зимовке общественного скота, повышению его продуктивности. Под строгим контролем была подготовка грубых и сочных кормов. Группами народного контроля колхозов и совхозов были созданы специальные комиссии по проверке готовности животноводческих помещений к зиме. Так в Инсарском районе в колхозе или Куйбышеве установили, что животноводческие помещения находятся в антисанитарных условиях. Народ не бунтовался, разбрасывался по всей территории. Скот не докармливался и не закаливался. Начался падеж. Итоги проверки были обсуждены на заседании комитета. На председателя колхоза Иконникова произведен денежный начет в размере месячного оклада, зоотехнику Суркову объявлен выговор, заведующие фермами были предупреждены. Предложено в течение 15 дней устранить вскрытые недостатки и о результатах доложить комитету. Повторная проверка проводилась, недостатки устранены [2, с. 87]. Наряду с вопросами по экономики и бережливости проведена значительная работа по обеспечению сохранности государственной собственности и искоренению растрат и хищений комитетами народного контроля по этому вопросу было проверено более 350 промышленных предприятий, строек, предприятий торговли и общественного питания, а также колхозов и совхозов. Главное внимание уделялось при этом на состояние первичного и бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения сроков проведения плановых и внеплановых ревизий и инвентаризаций, на состав материально - ответственных лиц, уровень подготовки счетных и бухгалтерских работников [2, с. 87]. Все эти меры оказали положительное влияние на выполнение планов по важнейшим показателям промышленного производства. В целом по республике годовой план реализации промышленной продукции выполнен на 101 %, по производительности труда на 105,8 %, снизились затраты труда на 1 рубль товарной продукции [2, с. 88]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 6 1970 год в Мордовии имеет свои особенности. Органы народного контроля строили свою работу исходя из требований декабрьского (1969г.) Пленума ЦК КПСС. В связи с этим главное внимание комитетов народного контроля было сосредоточено на повышении и эффективности общественного производства за счет наиболее полного и рационального использования имеющихся внутренних резервов и возможностей, производственных мощностей, внедрение в производство достижений науки и техники, в укреплении государственной, производственной и трудовой дисциплины. В мероприятиях в целом по республике предусматривалось помочь трудящимся произвести сверх плана промышленной продукции на 22,9 млн рублей перевыполнить плановые показатели по росту производительности труда на 1% [2, с. 104]. Было проведено 1386 выборочных проверок колхозов, совхозов и промышленных предприятий. В результате этих мероприятий в 1970 году по сравнению с 1969 годом план выполнен на 102,4 %. Темп прироста составлял 112,1 %. Годовой план по производительности труда выполнен на 104,7%. Снизились затраты на один рубль товарной продукции [2, с. 110]. Деятельность Комитета народного контроля Мордовской АССР в 1971 году проходила вне Косыгинских реформ и результаты экономической деятельности оказались гораздо ниже предыдущих лет. Деятельность Комитета народного контроля была направлена на успешное выполнение народнохозяйственного плана, основное внимание было направлено на дальнейшее развитие производства, на укрепление дисциплины во всех сферах материального производства, государственного управления и обслуживания населения, на повышение ответственности кадров, на выполнение государственных планов и заданий, были приняты меры по усилению контроля и проверок исполнения во всех областях народного хозяйства. Однако в деятельности органов народного контроля имеют место и существенные недостатки. Отдельные комитеты народного контроля еще недостаточно осуществляют контроль за выполнением государственных планов. По итогам Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 7 1971 года 12 промышленных предприятий или 56% к общему их числу сорвали выполнение плана по реализации продукции. Около 200 колхозов и совхозов не выполнили установленных планы продажи государству сельскохозяйственных продуктов [2, с. 110]. Как утверждает историк Е.Ю. Спицын, «Развитие экономики в это десятилетие (1970 – 1980-х гг.) проходило под знаком дальнейшей централизации управления, свертывания всех хозяйственных реформ и падение темпов роста всех основных социально-экономических показателей развития народного хозяйства страны» [3, с. 191]. Невзирая на это, подведя итоги к вышесказанному о работе контрольных органов Мордовии, отмечается и много положительного. С момента создания комитета народного контроля Мордовской АССР (1966 г.) на тех участках, где производили проверку народные контролёры, там значительно улучшилось положение дел. Трудящиеся республики проявили большой интерес к работе органов народного контроля. Они активно и принципиально обсуждали отчеты групп и постов. Главной организационной силой выступали районные и городские комитеты партии, испалкомы районных и городских советов депутатов трудящихся, комитеты народного контроля. Таким образом в управлении страной, ее экономики включалось все больше и больше трудящихся по месту трудовой деятельности, коллективы и народные контролеры были ориентированы на главные и первоочередные задачи, вытекающие из требований ХХIV съезда КПСС, способствовали повышению организованности, активности, деловитости и росту роли и авторитета групп народного контроля. Вместе с этим, группы народного контроля старались делать более объективный подход к организации проверок и подведению их итогов, больше вовлекать людей в контрольную работу, кроме народных контролеров, рабочих и специалистов предприятий. С 1969 – 1971 годы в Мордовской АССР насчитывалось 2151 группа и 2610 постов народного контроля, в которые избрано было 39762 рабочих, колхозников, специалистов различных отраслей народного хозяйства, женщин, 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru пенсионеров, домохозяек [2, с. 158]. С целью устранения недостатков, укрепления государственной дисциплины и предупреждения ошибок и промахов в работе предприятий, организаций и должностных лиц большое внимание уделялось усилению гласности контроля. В республике был проведен смотр – конкурс гласности о работе комитетов, групп и постов народного контроля. Республиканские, районные и многотиражные газеты ежемесячно делали полосы под рубрикой «Народный контроль в действии» [2, с. 75], регулярно публикуются статьи о деятельности народных контролеров. Под контролем народных контролеров постоянно находились вопросы использования основных производственных мощностей предприятий, колхозов и совхозов, хранение и использование неустановленного оборудования, обеспечения сохранности собственности, экономии и бережливости материальных, финансовых, энергетических и трудовых ресурсов, правильное использование земли и повышение ее урожайности. Подводя окончательный итог деятельности органов народного контроля Мордовии подчеркиваю, что они способствовали не отчуждению работников от средств производства, человек был хозяином в родной стране и своей деятельностью он улучшал социальную, политическую, хозяйственную и культурную жизнь. Cписок литературы: 1. Собрание действующего законодательства Мордовской АССР. В 2-х т. Т.1. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1978. 624 с. 2. Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф. 2069- П. Комитет народного контроля МАССР. Оп. 1. Д. 82. Л.159. 3. Спицын Е.Ю. Россия - Советский Союз 1946 - 1991 гг.: Полный курс истории для учителей, преподавателей и студентов. Книга 4 М.: Концептуал, 2015. 512 с. 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2024 https://tribune-scientists.ru 10