- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К МИРУ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ, БЫТА, РАЗВИТИЯ РОДНОГО КРАЯ
Статья опубликована в журнале за "Август 2024"
Автор(ы) статьи: Щербакова Е.В.
PDF файл статьиУДК 372.46 Щербакова Елена Васильевна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72 «Акварель», Россия, г. Старый Оскол e-mail:07.10.2000@mail.ru ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К МИРУ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ, БЫТА, РАЗВИТИЯ РОДНОГО КРАЯ Аннотация: Статья раскрывает содержание понятий как любовь к родине, патриотическое воспитание, родина. Направлена на повышение у дошкольников предпосылок к развитию речевой и познавательной активности, и образовательной деятельности. Ключевые слова: Родина, край, исследование, окружающий мир. Shcherbakova Elena Vasilievna educator Municipal budgetary preschool educational institution kindergarten №. 72 «Aquarelle» Russia, Stary Oskol COGNITIVE AND SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF FAMILIARIZATION WITH THE WORLD OF HISTORY, CULTURE, LIFE, AND DEVELOPMENT OF THEIR NATIVE LAND Abstract: The article reveals the content of concepts such as love for the motherland, patriotic education, homeland. Aimed at increasing the prerequisites for the development of speech and cognitive activity, and educational activities in preschoolers. Key words: Motherland, region, research, surrounding world. Изучение истории родного края, всегда было актуально, так как без знаний о своей малой родине, без воспитания уважения к своим истокам, человек не может быть истинным патриотом своего народа. «Чтобы любить свою Родину - писал Д.С. Лихачев – надо знать ее историю, надо знать героев и их великие Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2024 https://tribune-scientists.ru 1 подвиги». Эти знания - необходимое условие преемственности, духовной связи поколений. Так называемое чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому, начинать формировать представления о Родине нужно с того, что близко и знакомо детям, с того, что их окружает. Учитывая это, систематизировали материал по тематическим блокам и представили в возрастном аспекте: • «Я и мой город» (5-й год жизни); • «Родное село, деревня» (6-й год жизни); • «Знаменитые люди, прославившие родной край» (7-й год жизни). Система и последовательность работы по ознакомлению детей с малой родиной разработана в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программой дошкольного учреждения. Содержание мероприятий проходит через всю деятельность воспитанников в дошкольном учреждении и представлено в виде интеграции по всем направлениям. Поэтому работу с индивидуальных диалогов на тему «Мой дом и за что я его люблю?». Затем знакомство детей с дошкольным учреждением: обзорная экскурсия по детскому саду, фотоальбом с имеющимися помещениями и сотрудниками, которые там работают. После этого знакомство перешло за территорию детского сада. Целевые прогулки, экскурсии по близлежащим улицам сопровождались беседой, художественным словом. Во время экскурсии дети узнали о том, что улица, на которой расположен детский сад, проходит через весь город, на ней много разных домов и социальных объектов. Такие экскурсии проходили в разное время года, и дети видят зимнюю улицу, когда выпал первый снег, весеннюю с пробивающейся травкой и яркими одуванчиками, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю – с золотыми листьями на деревьях. Предпраздничные улицы, украшенные разноцветными Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2024 https://tribune-scientists.ru 2 флагами, гирляндами цветов и огней! Все эти впечатления, помогают детям увидеть обычную улицу в разных ракурсах, открыть новое в привычном, обыденном. Свои впечатления они отражали в рисунках на тему «Такие разные дома», коллективной аппликации «Улица в снегу», «Праздничная улица». Невозможно привить любовь к родной земле и расширить словарный запас дошкольников, не познакомив с ее природными богатствами, красотой природы. Презентация «Парки и скверы города», беседа «Цветочная мозаика», рассматривание альбомов с разнообразием птиц, обитающих в нашем городе, организации дидактических игр «Листик потерялся», «С чьей ветки детки?» и другие позволили расширить представления детей о растительном мире города, воспитать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Для закрепления полученных элементарных представлений о родном городе, проводятся итоговые мероприятия, как викторина «Путешествие по родному городу», используя авторскую дидактическую многофункциональную игру «Энциклопедия родного края». В ходе игры дети не только закрепляют знания о природе родного края, его достопримечательностях, но и расширяют и активизируют речевой запас, выполняя такие игровые задания, как «Узнай по описанию», «Придумай слова-определения с определённым звуком», «Закончи предложение» и другие. 1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий «Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание)». М.: Перспектива, 2011. 310 с. 2. Варенцова Г. Знакомимся с родной деревней: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 2010. № 7. С. 48-51. 3. Ветохина А. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Изд-во «Детство-Пресс», 2015. 192 с. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2024 https://tribune-scientists.ru Список литературы: