- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «КУРОРТ УСТЬ-КАЧКА»
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2024"
Автор(ы) статьи: Назарова Д.А.
PDF файл статьиУДК 659 Назарова Дарья Алексеевна студентка 3 курса бакалавриата, факультет экономики и информационных технологий Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Пряшникова Россия, г. Пермь e-mail: dasha_nazarova_02@inbox.ru Научный руководитель: Миронова Н.А., доцент Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Пряшникова, Россия, г. Пермь АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «КУРОРТ УСТЬ-КАЧКА» Аннотация: В данной статье рассматривается маркетинговая деятельность ЗАО «Курорт Усть-Качка», включая анализ внешней среды и конкурентов, также проведена оценка эффективности текущей маркетинговой стратегии и предложены рекомендации по ее улучшению. Ключевые слова: маркетинг, анализ конкурентоспособности, многоугольник конкурентоспособности, анализ по модели М. Портера, SWOT- анализ. Nazarova Daria Alekseevna 3rd year student, Faculty of Economics and Information Technologies Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryashnikova, Russia, Perm Scientific adviser: Mironova N.A., assistant professor Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryashnikova, Russia, Perm ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF MARKETING ACTIVITIES UST-KACHKA RESORT CJSC Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 1 Abstract: This article examines the marketing activities of Ust-Kachka Resort CJSC, including an analysis of the external environment and competitors, also evaluates the effectiveness of the current marketing strategy and offers recommendations for its improvement. Key words: marketing, competitiveness analysis, competitiveness polygon, analysis based on the M. Porter model, SWOT analysis. Курорт «Усть-Качка» - это один из самых больших курортов России. Он расположен в сосновом бору на берегу реки Камы. Общая площадь курорта составляет 182 гектара. Дорожки здоровья, аллея сказок, фонтаны, детские игровые площадки, благоустроенный пляж летом и отличные лыжные трассы зимой - все это к услугам гостей курорта. Курорт Усть-Качка уникален тем, что тут есть возможность использовать для лечения три вида минеральных вод – питьевую лечебно-столовую, йодобромную и сероводородную. К этому еще добавляется илово-сульфидная грязь «Суксунская». В последние годы российский рынок санаторно-курортных услуг переживает значительные изменения. Одной из основных причин этого является недоступность зарубежных поездок для российских граждан. В связи с этим жители страны все больше обращают внимание на отдых внутри страны. Согласно оценкам BusinesStat, в 2023 году численность потребителей санаторно-курортных услуг в России увеличилась на 6%. Российский рынок санаторно-курортных услуг почти восстановился от влияния пандемии, но пока не демонстрирует высокой динамики развития. Для анализа конкурентных преимуществ санаторно-курортных учреждений Пермского края был проведен анализ многоугольника конкурентоспособности. Основными конкурентами ЗАО «Курорт Усть-Качка» являются санаторий-профилакторий «Алмед», санаторий «Демидково» и санаторий-профилакторий «Ключи». На рисунке 1 представлен многоугольник конкурентоспособности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 2 транспортная доступность 5 4 ассортимент 3 питание сопутствующих 2 услуг 1 0 ассортимент комфортность оздоровительн номерного ых услуг фонда имидж санатория усть-качкаалмеддемидковоключи Рисунок 1- Многоугольник конкурентоспособности По результатам анализа, ЗАО «Курорт Усть-Качка» занимает высокую позицию, уступая лишь санаторию «Демидково» в части имиджа санатория и питания. Анализ конкурентных сил по модели М. Портера. Эта модель анализа рыночных сил, которые могут, как угрожать предприятию, так и открывать для него возможности роста. Структура сил представлена на рисунке 2. 4. Потенциальные конкуренты. Угрозы со стороны новичков на рынке минимальны 2. Рыночная 5. Структура рынка. пласть Ограниченное количество поставщиков конкурентов. Медленный (природных темп роста рынка. Большие 1. Рыночная лечебных постоянные и переменные власть продуктов) затраты. Высокие входные потребителей высокая, и выходные барьеры. высокая поскольку Высокая степень количество их дифференциации продукта. ограничено Ограниченный доступ к каналам распределенеия 3. Угроза появления продуктов-заменителей маловероятна ввиду уникальности и ресурсоемкости услуг Рисунок 2. Модель пяти сил Портера по отношению к ЗАО «Курорт Усть-Качка» 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru Как показал анализ по Портеру, на фоне высоких входных и выходных барьеров на рынке в основном закрепляются опытные игроки с разным уровнем конкурентоспособности. Продукт сочетает в себе черты роста и зрелости, угроза появления заменителей продукта маловероятна ввиду ресурсоемкости и уникальности предоставляемой услуги. Рассмотрим, применяемые в настоящее время, каналы реализации услуг ЗАО «Курорт Усть-Качка» и затраты на их продвижение в таблице 1. Таблица 1. - Затраты на рекламу ЗАО «Курорт Усть-Качка», 2021-2023 гг., тыс. руб. Отклонение Показатели 2021 год 2022 год 2023 год тыс.руб. % Онлайн каналы 2925 2926 3 309,5 384,5 13,1 Оффлайн каналы 1050 699 842 -208,0 -19,8 Event-marketing 2215 2620 3 092 877,0 39,6 6 190,0 6 245,0 7 243,5 1 053,5 17,0 Итого: За анализируемый период рекламный бюджет ЗАО «Курорт Усть-Качка» увеличился на 1053,5 тыс. руб. или 17%. При этом увеличились затраты на рекламу по онлайн каналам на 384,5 тыс. руб. или 13,1%. Реклама по офлайн каналам, напротив, сократилась на 208 тыс. руб. или 19,8%. Расходы на Event- Marketing значительно увеличились в 2023 году, что можно объяснить тем, что этот год был юбилейным для г.Пермь и много мероприятий было приурочено к 300-летия Перми. В качестве недостатков можно отметить недостаточное продвижение услуг курорта в соц.сетях, что негативно может сказаться на привлечении новых клиентов. Не размещаются в социальных сетях «Stories», хотя размещение «Stories» в социальных сетях может быть эффективным инструментом для привлечения внимания к акциям и предложениям, а также для создания интереса к курорту. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 4 Также в качестве недостатка можно отметить тот факт, что ЗАО «Курорт Усть-Качка» не входит в программы поддержки от Ростуризма и посетители не могут вернуть часть потраченных средств в виде кэшбэка. Подытожим исследование SWOT-анализом. С помощью него можно увидеть взаимосвязь внутренних и внешних факторов развития организации (таблица 2). Таблица 2 - SWOT-анализ ЗАО «Курорт Усть-Качка» Сильные стороны (S) Слабые стороны (W) Удачное месторасположение, на берегу Недостаточно высокий имидж; реки, большая территория; Сезонность; Транспортная доступность; Недостаточная ориентированность на Узнаваемость, давно на рынке; потребителя; Наличие собственных минеральных Неэффективная система продвижения; источников; Мало внимания уделяется привлечению Качество предоставляемых услуг; новых посетителей; Высокие показатели финансового Рост затрат на продвижение услуг положения организации. курорта; Высокая конкуренция; Нет программ поддержки от Ростуризма. Возможности (О) Угрозы (Т) Возможность повышения клиентского Нестабильность социально- потока посредством работы с целевыми экономической и политической ситуации; сегментами потенциальных потребителей; Усиление конкуренции со стороны Внедрение услуг блогеров в конкурентов более приспособленных к продвижение изменениям потребительских предпочтений Изменение законодательства. Отказ от некоторых инструментов продвижения Использование неэффективных Гибкая ценовая политика во время инструментов продвижения «мертвого» сезона Расширение долгосрочного партнерства н взаимовыгодных условиях с коммерческими организациями (в т.ч. страховыми компаниями), физическими лицами. Влияние таких внешних угроз, как нестабильность социально- экономической и политической ситуации и изменение предпочтений потребителей, оказывают отрицательное влияние на эффективность деятельности курорта. Чтобы исправить положение организации следует использовать такие сильные стороны, как: круглогодичный спрос, транспортная доступность и т.д. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 5 Слабые стороны организации, такие как: недостаточно высокий имидж, сезонность, недостаточная ориентированность на потребителя, могут быть преобразованы в преимущества, путем использования внешних возможностей. Это могут быть такие мероприятия, как: 1. Повышение клиентского потока посредством работы с целевыми сегментами потенциальных потребителей; 2. Расширение долгосрочного партнерства на взаимовыгодных условиях с коммерческими организациями (в т.ч. страховыми компаниями), физическими лицами; 3. Разработка и внедрение новых инструментов продвижения услуг и привлечения клиентов. 1. Никонова Т.С., Кислая Т.Н. Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия // Современные проблемы управления: вызовы XXI века: материалы научно-практической конференции с международным участием. М., 2023. С. 80-85. 2. Трубникова В.В. Методы оценки маркетинговой деятельности предприятия // Цифровизация процессов управления: стартовые условия и приоритеты: материалы международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 597-600 3. Ямпольская Д.О. Маркетинговый анализ: технология и методы проведения. М.: Юрайт, 2023. 268 с. 4. Курорт «Усть-качка». [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://ust-kachka.amaks-kurort.ru/ (дата обращения: 12.05.2024 г.). Список литературы: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 6