- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ: ЛИТЕРАТУРА И ПРАВО
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2024"
Автор(ы) статьи: Мельников В.А., Безменникова Ю.В., Зимина В.А.
PDF файл статьиУДК 377.5 Мельников Вадим Анатольевич, преподаватель, Кемеровский кооперативный техникум Россия, г. Кемерово e-mail: v.melnikov@coopteh.ru Безменникова Юлия Владимировна, заведующий очным отделением, Кемеровский кооперативный техникум Россия, г. Кемерово Зимина Валентина Анатольевна, преподаватель, Кемеровский кооперативный техникум Россия, г. Кемерово ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ: ЛИТЕРАТУРА И ПРАВО Аннотация: В данной статье рассматриваются интегрированные связи предметов литературы и юридических дисциплин. Приведены примеры таких связей. Ключевые слова: связи, интегрированные связи, СПО, техникум, литература, право. Melnikov Vadim Anatolyevich teacher Kemerovo Cooperative College Kemerovo, Russia Bezmennikova Yulia Vladimirovna, head of the full-time department, Kemerovo Cooperative College Kemerovo, Russia Zimina Valentina Anatolyevna, teacher, Kemerovo Cooperative College Kemerovo, Russia INTEGRATED CLASS IN VOCATIONAL TRAINING: LITERATURE Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru AND LAW 1 Abstract: This article examines the complex connections between the subjects of literature and law. Examples of such connections are given. Key words: communications, integrated communications, secondary vocational education, technical school, literature, law. «Межпредметные связи в профессиональном обучении играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся в учебных заведениях СПО» [1]. По опыту известно, что обучающиеся, которые поступают в техникум на первый курс после девятого класса, испытывают легкое разочарование: они хотят погрузиться в профессию, но вынуждены снова изучать школьные предметы. Поэтому очень важно на первом курсе проводить интегрированные занятия. «Интегрированное занятие – учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов). Ведут его два или даже несколько преподавателей» [1]. Так в процессе преподавания литературы у обучающихся по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность ставится задача – показать связь литературы с правоведением, чтобы сформировать у обучающихся знания, умения, навыки по учебному предмету, а также развить интерес к данной специальности, сформировать ценностное отношение, профессиональные качества личности будущего специалиста. Поэтому при анализе художественных текстов акцентируется внимание не столько на художественную ценность текста, сколько на анализ самой ситуации, описываемой в тексте, с точки зрения права. Например, при анализе романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского исследуем мотивы преступления; 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru опираясь на статью Д. Писарева «Борьба за жизнь», изучаем психологию убийцы (Раскольникова). Перед анализом текста даем студентам ознакомиться со следующей нормативной документацией: «1) Жестокое обращение с животными (сон Раскольникова): УК РФ Статья 245. Жестокое обращение с животными; КоАП РФ Статья 8.54. Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных и деятельности по обращению с животными без владельцев; Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2018 № 498-ФЗ. 2) Двойное убийство и ограбление, чистосердечное признание: УК РФ Статья 105. Убийство; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 (ред. от 03.03.2015) «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)»; УК РФ Статья 161. Грабеж; УК РФ Статья 158. Кража; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 № 29 (ред. от 15.12.2022) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»; УК РФ Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод. 3) Экстремизм (об опубликованной в газете статье Раскольникова о право имеющих и тварях дрожащих): УК РФ Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». 4) Бытовое насилие (Свидригайлов о своей покойной жене): УК РФ Статья 116. Побои. 5) Склонение к занятию проституцией (исповедь Мармеладова): УК РФ Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией». Параллельно работаем с выдержками из «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, с приведением статей других томов Свода 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru законов» 1866 года, чтобы студенты понимали, какая ответственность за содеянное грозила персонажам из романа в XIX веке, когда разворачиваются события в романе, и какую ответственность понесли бы эти же лица сегодня. Безусловно, роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – это самое благодатное произведение для демонстрации межпредметных связей между правом и литературой. Однако, т.к. мы живем в правовом государстве и каждое наше действие (бездействие) оценивается как правомерное или правонарушение, то, практически, на примере любого литературного произведения можно продемонстрировать связь литературы с правоведением. Например, при разборе ситуации в пьесе «Вишнёвый сад» А. Чехова (продажа имения за долги) обращаемся к Налоговому кодексу РФ, в частности к Главе 32 и Статье 122 (Глава 16 НК РФ). Дополнительно (внеклассное чтение) читаем рассказ А. Чехова «Злоумышленник» с целью обсуждения правовой (и не только) безграмотности населения. При изучении творчества Л. Толстого дополнительно (как внеклассное чтение) обсуждаем роман «Воскресение», а именно: суд присяжных, морально-нравственные стороны суда над Катюшей Масловой. При изучении творчества А. Платонова разбираем рассказ «В прекрасном и яростном мире»: что послужило смягчающим обстоятельством при вынесении приговора Мальцеву? Отдельно разбираем следственный эксперимент и его последствия для обвиняемого и т.д. При изучении региональной литературы тоже обращаемся не только к художественному, но и правовому анализу. Например, при анализе рассказа В. Мазаева «Без любови прожить можно» студенты обращаются к Статье 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Семейный кодекс РФ; Статье 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Уголовный кодекс РФ; Федеральному закону от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 21 декабря 2021 года. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru «Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам» [2]. Список литературы: 1. Межпредметные связи в профессиональном обучении. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://multiurok.ru/files/miezhpriedmietnyie- sviazi-v-profiessional-nom-obuc.html?ysclid=lvx6m12zic766842187(дата обращения: 26.06.2024 г.). 2. Афанасьева И.А. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://urok.1sept.ru/articles/527712?ysclid=lvupzszxct877372958 (дата обращения: 26.06.2024 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 5