- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР ІІІ УРОВНЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2024"
Автор(ы) статьи: Чередниченко Е.А.
PDF файл статьиУДК 37 Чередниченко Елены Александровны студентка магистратуры Гуманитарно-педагогический факультет Мелитопольский государственный университет Россия, г. Мелитополь e-mail: elenachered373@gmail.com ВЛИЯНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР ІІІ УРОВНЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Аннотация: В данной статье будет рассмотрено понятие образного мышления, его особенности у детей с ОНР ІІІ уровня, а также методы и подходы к его развитию у данной категории детей. Изучены психологические и педагогические аспекты проблемы и результаты эмпирических исследований, направленных на выявление связи образного мышления и формирования грамматического строя речи у детей с ОНР ІІІ уровня. Ключевые слова: педагогика, образное мышление, грамматический строй речи, дети с ОНР III уровня. Cherednichenko Elena Aleksandrovna master student Humanities and Pedagogical Faculty Melitopol State University Russia, Melitopol INFLUENCE OF IMAGINARY THINKING OF CHILDREN WITH OHP LEVEL III ON THE FORMATION OF THE GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH Abstract: This article will consider the concept of figurative thinking, its features in children with OHP level III, as well as methods and approaches to its development in this category of children. The psychological and pedagogical aspects of the problem and the results of empirical studies aimed at identifying the relationship between figurative thinking and the formation of the grammatical structure of speech in children with OHP level III are studied. Key words: pedagogy, figurative thinking, grammatical structure of speech, children with OHP level III. Образное мышление у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня (ОНР ІІІ) представляет собой сложный объект изучения, требующий глубокого анализа и понимания. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 1 Образное мышление - представляет собой способность мыслить и воспринимать мир через образы, визуализацию и воображение. Образное мышление у детей с ОНР ІІІ уровня играет важную роль в их когнитивном развитии, представляя собой сложный психологический процесс и требующий особого внимания и подхода, поскольку оно способствует формированию представлений о мире и пониманию окружающей действительности. Так как ОНР ІІІ уровня характеризуется серьезными нарушениями речи, которые влияют на процессы восприятия, обработки и воспроизведения информации, у таких детей уровень развития речи существенно отстает от возрастных нормативов, что означает, возможность затруднения работы артикуляции, понимания и использования речи. Поэтому их образное мышление представляет собой сложную проблему. Образное мышление детей с ОНР ІІІ уровня может проявляться в ряде особенностей: 1. Ограниченная способность к формированию и интерпретации образов: дети могут испытывать трудности в создании и понимании образов, что затрудняет их способность к абстрактному мышлению. 2. Затруднения в использовании аналогий и метафор, что усложняет понимание абстрактных понятий и отношений из-за сложности создания и интерпретации образов. 3. Ограниченная способность визуализации: у детей с ОНР ІІІ уровня затруднения в визуализации предметов, событий или идей, что ограничивает их способность к творческому мышлению. 4. Трудности в решении проблем: из-за ограниченной способности формирования образов дети испытывают трудности в решении поставленных задач, требующих абстрактного мышления. 5. Необходимость индивидуального подхода: из-за особенностей образного мышления детей с ОНР ІІІ уровня, им требуется индивидуальный подход к обучению, включающий использование конкретных и наглядных материалов, а также поддержку специалистов. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru Но, пожалуй, важной и одной из ключевых особенностей образного мышления детей с ОНР ІІІ уровня является ограниченная способность выражать свои мысли и эмоции словами. Это может привести к ограниченной способности понимания абстрактных понятий и символов, что в свою очередь затрудняет процесс развития грамматической стороны речи, обучения и адаптации в обществе. Именно поэтому так важно развивать у них возможность работать с образами, символами и метафорами. Для этих детей особенно важно использование визуальных средств обучения и коммуникации – картинок, диаграмм, рисунков и т.д. Изучением особенностей мышления у детей и взрослых, с различными речевыми нарушениями, занимались такие ученые, как И.Т. Власенко, Г.В.Гуровец, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, О.Н. Усанова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев и другие. Исследования показывают, что развитие образного мышления у детей с ОНР ІІІ уровня возможно при помощи специальных программ и занятий, направленных на стимуляцию креативного мышления, воображения и ассоциативных способностей. Для стимулирования развития образного мышления у детей этой категории важно использовать специальные методики, учитывающие их индивидуальные и речевые особенности и потребности, что в свою очередь способствует их успешной адаптации и развитию. Ведущим методом развития образного мышления у детей с ОНР ІІІ уровня является использование визуальных и предметных материалов. Это позволяет детям лучше понимать и запоминать информацию, а также развивать свою фантазию и воображение. Кроме того, игровые методики и творческие задания способствуют развитию образного мышления у детей с ОНР ІІІ уровня. Педагоги в своей работе активно используют разнообразные игры, рисование, лепку и другие виды творческой деятельности для развития воображения и формирования у детей представлений о мире. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 3 Для таких детей образное мышление может стать главным инструментом для понимания окружающего мира, общения и усвоения знаний. Восприятие мира через образы и визуализацию может помочь им в усвоении информации, запоминании новых понятий и развитии коммуникативных навыков. На практике специалисты и педагоги сталкиваются с трудностями в обучении детей с ОНР ІІІ уровня именно из-за их специфического образного мышления. Дети чаще испытывают затруднения в понимании абстрактных понятий, сложных текстов и межличностных отношений. Работа с такими детьми требует индивидуального подхода к каждому и использования разнообразных методик и техник. Можно выделить несколько приемов, которые направлены на развитие образного мышления у таких детей: 1. Визуальные методики: использование картинок, рисунков, схем, диаграмм для визуализации информации и помощи в понимании абстрактных понятий. Визуальные материалы являются очень эффективными для детей с ОНР ІІІ уровня, поскольку они могут лучше понимать и запоминать информацию, когда она представлена в визуальной форме. 2. Игровые методики: использование игр, ролевых ситуаций, творческих занятий для стимуляции креативного мышления и воображения. Игровые приемы помогают детям лучше взаимодействовать с окружающим миром, развивать социальные навыки и улучшать образное мышление. 3. Работа с текстами и рассказами: использование литературных произведений, стихов, сказок для развития ассоциативного мышления, воображения и способности к анализу и интерпретации информации. Рассказы и истории являются отличным материалом для развития образного мышления у детей с ОНР ІІІ уровня. 4. Творческие занятия: музыка, рисование, рукоделие, моделирование - все это может стать отличным способом развития образного мышления у детей с ОНР ІІІ уровня. Любой творческий процесс помогает детям выразить свои мысли, эмоции, фантазии и развить креативное мышление. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 5. Индивидуальный подход: необходимо учитывать особенности каждого ребенка с ОНР ІІІ уровня и разрабатывать индивидуальные программы и методики для его развития. Правильный подход к стимуляции образного мышления у таких детей позволит им лучше понимать мир вокруг себя и успешно взаимодействовать со своим окружением, а понимание специфики образного мышления каждого ребенка позволит эффективнее работать над его развитием. Образное мышление детей играет важную роль в формировании и развитии грамматического строя речи. Так как образное мышление - это способность представлять информацию не только в логическом, но и в образном виде, оно позволяет детям создавать связи между словами, предложениями и концептуальными образами. Исследования показывают, что образное мышление способствует более глубокому и эффективному усвоению языка. Когда дети используют образы и ассоциации при изучении новых слов или правил грамматики, им легче запоминать и применять эту информацию. Например, игры с использованием образных ассоциаций могут помочь детям запомнить правильный порядок слов в предложении или правильные формы глаголов. Использование картинок или других наглядных материалов также помогает улучшить понимание грамматических конструкций. Стоит отметить, что развитие образного мышления у детей может быть стимулировано через чтение книг с яркими описаниями и множеством образных выражений. Разнообразные игры на развитие речевых навыков также способствуют формированию грамматического строя речи. В целом, использование методов, основанных на образном мышлении при изучении языка, может значительно повысить эффективность процесса формирования грамматического строя речи у детей с ОНР ІІІ уровня. Одним из основных отличий грамматического строя речи у детей с ОНР ІІІ уровня является недостаточное использование сложных грамматических конструкций. Эти дети чаще испытывают трудности с построением сложных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 5 предложений, использованием правильной синтаксической структуры и соединением слов в предложении. Поэтому можно выделить ряд техник на развитие образного мышления у детей с ОНР ІІІ уровня, которые включают в себя следующие языковые методики, направленные на развитие грамматического строя речи: 1. Игровая терапия: использование игр и различных игровых ситуаций для стимуляции образного мышления. Это может включать в себя игры с различными предметами, плоскостными и объемными изображениями, а также игры на развитие внимания и памяти. 2. Работа с рисунками и моделирование: предложение детям рисовать, лепить из глины или пластилина, создавать различные композиции, что способствует развитию образного мышления и воображения.\ 3. Использование визуальных пособий: применение различных визуальных пособий, таких как карточки с изображениями, мультимедийные материалы, аппликации, пазлы и т.д. 4. Разнообразные задания на ассоциации и сравнения: предложение детям заданий на сравнение и ассоциации предметов, изображений, ситуаций. 5. Использование сказок и рассказов: чтение сказок, рассказов, создание иллюстраций к ним, обсуждение содержания и сюжета, что способствует развитию образного мышления. Каждая из этих техник может быть адаптирована под индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка с общим недоразвитием речи третьего уровня. Итак, образное мышление детей с ОНР ІІІ уровня имеет большое влияние в формировании грамматического строя речи, требующее особого внимания. Комплексный, индивидуальный подход с использованием различных техник и методик помогает детям усваивать язык более эффективно, поскольку они связывают слова и грамматические структуры с конкретными образами и ситуациями, что помогает лучше запоминать и понимать грамматические Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 6 правила, когда они связаны с визуальными образами или конкретными ситуациями. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 7