- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2024"
Автор(ы) статьи: Кузнецова А.А., Имашева З.З.
PDF файл статьиУДК 334.723.2 Кузнецова Анастасия Андреевна, студентка 1 курса магистратуры, Институт экономики, управления и бизнеса, Уфимский университета науки и технологий, Россия, г. Уфа e-mail: anastasiyank00@mail.ru Имашева Зиля Закуановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровых технологий в экономике и управлении, Институт экономики, управления и бизнеса, Уфимский университета науки и технологий, Россия, г. Уфа АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Аннотация. Статья представляет собой обобщение авторских подходов к показателям эффективности малого и среднего бизнеса в сфере сельского хозяйства. Оценить результаты деятельности малых и средних агропредприятий призваны процедуры анализа, диагностики и оценки, базирующиеся на соответствующих методиках, как традиционных, так и являющихся инновационными разработками отечественных ученых, учитывающих весь спектр особенностей малых предприятий сельскохозяйственной отрасли. Ключевые слова: малые и средние предприятия, агробизнес, эффективность деятельности, целевые показатели, показатели рейтинговой оценки, интегральный показатель, качественные показатели, методы анализа и оценки эффективности. Kuznetsova Anastasia Andreevna, 1st year master student, Institute of Economics, Management and Business, Ufa University of Science and Technology, Russia, Ufa Imasheva Zilya Zakuanovna, Candidate of Economic sciences, Associate Professor of the Department of Digital Technologies in Economics and Management, Institute of Economics, Management and Business, Ufa University of Science and Technology, 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru Russia, Ufa ANALYSIS OF INDICATORS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN AGRICULTURE Abstract: The article is a generalization of the author's approaches to the performance indicators of small and medium-sized businesses in the field of agriculture. To evaluate the results of the activities of small and medium-sized agricultural enterprises, such procedures of analysis, diagnosis and evaluation are designed, based on appropriate methods, both traditional and innovative developments of domestic scientists, taking into account the full range of characteristics of small enterprises in the agricultural sector. Key words: small and medium-sized enterprises, agribusiness, performance, targets, rating indicators, integral indicator, qualitative indicators, methods of analysis and evaluation of efficiency. Актуальность избранной темы. Современная рыночная среда такова, что развитие национальной аграрной экономики невозможно без участия малого и среднего бизнеса, так как именно фермерские (крестьянские) хозяйства максимально встроены в сельское сообщество той или иной территории. Продовольственная безопасность России и регионов зависит от эффективного функционирования данных субъектов агропромышленной сферы. Оценить результаты деятельности малых и средних агропредприятий призваны такие процедуры, как анализ, диагностика и оценка, базирующиеся на соответствующих методиках, как традиционных, так и являющихся инновационными разработками ученых. Прежде всего необходимо отметить, что наряду со стандартными показателями, характеризующими деятельность абсолютно всех субъектов рыночной экономики, предприятия сельскохозяйственной отрасли оцениваются путем применения достаточно сложных методик, что обусловлено, во-первых, спецификой сельскохозяйственного производства, а, во-вторых, масштабом самого субъекта хозяйствования (гигантский агрохолдинг, коллективное хозяйство, семейная ферма и т.п.). Остановимся на первом аспекте – специфике производства. В первую очередь необходимо подчеркнуть, главным средством производства является Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 2 земля. Для данного средства производства характерны такие особенности, как отсутствие в формировании показателя себестоимости, т.к. земля не амортизируется. Далее, имеет место образование дифференцируемой ренты (дохода), что обусловлено разным уровнем природных ресурсов. Третья особенность связана с тем, что не вся произведенная продукция реализуется, определенная часть ее остается хозяйству для воспроизводства. И, наконец, большое значение имеет и пролонгированный оборот оборотных средств. Такие стандартные показатели, как выручка и прибыль в принципе могут быть полноценно и детально оценены лишь в конце сельскохозяйственного сезона (ведь урожай должен быть не только собран, но и частично переработан и реализован на сторону, а частично оставлен для собственных нужд). Авторы статьи «Эффективность малого и среднего бизнеса в АПК» [5] отмечают, что существует свод целевых показателей эффективности деятельности предприятий агросферы (рисунок 1). Рисунок 1 – Целевые показатели эффективности деятельности предприятий агросферы В этой связи представляется интересной статья Е.В. Авиловой и С.Г. Головиной [1]. Авторы предлагают вниманию читателей комплексный концептуальный подход, учитывающий уникальность и самобытность 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru елевые о а а ел е в ос е ел ос алы с е а о И е с о во с ва о сел с о о о с ва в ело во ово с ва ас е ево с ва е ы е о в со ос ав ы е а в о с ва все а е о И е с чес о о о е а вес в ос ов о а алРас ола ае ые ес сы о а о с в в сел с о ес ос в асче е а чле а о с ва в ес И е с о во ел ос а в о с ва Ко е о овле ос ов ы в ов а о е крестьянских хозяйств, как ключевых представителей малого агробизнеса. Е.В. Абилова и С.Г. Головина подчеркивают, что «цель деятельности современного фермера сводится не только к экономическим результатам, но и к повышению показателей развития человеческого потенциала» [1, с. 160]. Эффективность деятельности фермерских хозяйств базируется именно на человеческом капитале, как на совокупности потенциала, мотивации, уникального опыта, образования и способностях конкретного человека, занятого фермерским трудом. Особенно большое значение человеческий капитал приобретает в условиях низкого материально-технической оснащенности и обеспеченности природными ресурсами, ключевой из которых – это земля. Значение земельных ресурсов для экономико-социального ландшафта сельских территорий невозможно переоценить. Именно поэтому в анализе деятельности малых и средних агропредприятий важнейшее место занимает показатель обеспеченности земельными ресурсами. «Рациональное использование земельных ресурсов определяет эффективность и результативность деятельности всего агропромышленного комплекса» [1, с. 161]. Авторская методика основана на расчете интегральных показателей положительных факторов внешней среды. Как отмечают авторы [1], расчеты в рамках этой методики продемонстрируют, какие именно территории (муниципальные районы) имеют возможность обеспечить максимальные объемы производства с учетом внешних положительных факторов (площадь сельхозугодий, численность населения, обеспеченность материально- технической базой, природно-климатические условия). Большое значение имеют также социально-экономические показатели развития малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе. Например, в статье Е.В. Авиловой [2] представлена методика расчета рейтинговой оценки сельских районов одного из региона России – Челябинской области. Автор рассматривает человеческий капитал в единстве с социально-экономическими показателями развития сельских территорий. Рейтинговая методика базируется на статистических данных: выбирается так называемый эталонная сельская Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 4 территория и сельская территория, имеющая минимальный интегральный показатель. Затем определяются «относительные расстояния» от того или иного района сельской местности региона до эталона. Авторский подход называется методом относительных расстояний или методом эталонного показателя. Преимущество метода заключается в следующем: он учитывает не только количественные показатели, но и качественные. Примеры показателей отражены на рисунке: Рисунок 2 – Характеристика метода эталонного показателя Однако, оценка качественных показателей является очень сложной задачей [2, с. 126]. Проблеме выбора показателей оценки развития малого и среднего бизнеса на селе посвящена статья Н.А. Лытневой, В.А. Вилокосова и Н.В. Парахиной [4]. Авторы предлагают руководствоваться при анализе такими показателями, как прирост/сокращение посевных площадей, имеющихся в распоряжении малого и среднего агробизнеса; также в роли оценочного показателя выступает валовый сбор сельскохозяйственных культур (именно в разрезе категорий хозяйств); еще один немаловажный показатель – количество удобрений под посевы. Далее, Л.Г. Агапитова, подчеркивая, что «молочное скотоводство является системообразующей отраслью аграрной экономики» [3, с. 33], самое Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru 5 МЕТОД ТАЛОННОГО ПОКАЗАТЕЛЯКОЛИ ЕСТВЕНН Е ПОКАЗАТЕЛИВАЛОВОЙ СБОР ЗЕРНА Т С ТОННПРОИЗВОДСТВО СКОТА И ПТИ НА УБОЙ В ИВОМ ВЕСЕ Т С ТОННПРОИЗВОДСТВО ЯИ МЛН Т КА ЕСТВЕНН Е ПОКАЗАТЕЛИПОТЕН ИАЛ ЕРМЕРА ТРУДОВОЙ ТВОР ЕСКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ И Т П пристальное внимание уделяет анализу эффективности малого и среднего бизнеса именно в контексте молочного скотоводства. В рамках анализа автор предлагает использовать такие показатели, как уровень средней продуктивности коров; уровень ежегодного отёла коров; количество договоров на поставку продукции (молока); количество наемных работников. Большое внимание в статье Л.Г. Агапитовой [3] уделено не только показателям экономической эффективности малого бизнеса, но и показателям социальной эффективности, среди которых: поступление платежей в бюджет муниципального образования; рост/сокращение доходов самих фермеров; показатели качества жизни муниципального образования. Таким образом, в настоящее время существует большое количество показателей, отвечающих специфике малого и среднего агробизнеса. С со л е а ы: 1. Авилова Е.В., Головина С.Г. Факторы развития фермерских хозяйств Челябинской области» // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. 2021. № 3 (449). С. 158-167. 2. Авилова Е.В. Влияние организации фермерской деятельности на формирование человеческого капитала сельских территорий» // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. 2020. № 11 (445). С. 123-131. 3. Агапитова Л.Г. К вопросу эффективности организации малого бизнеса в отрасли молочного скотоводства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т.9. № 4 (33). С. 33-36. 4. Лытнева Н.А., Вилокосов В.А., Парахина Н.В. Концепция развития малого и среднего бизнеса в системе управления сельскохозяйственной отраслью // Вестник аграрной науки. 2023. № 1 (100). С. 137-142. 5. Пыжиков Н.И., Титова Е.В., Козлов М.А. Эффективность малого и среднего бизнеса в АПК // Эпоха науки. 2015. № 1. С. 249-255. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2024 https://tribune-scientists.ru