- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Май 2024"
Автор(ы) статьи: Алексеев А.А.
PDF файл статьи
УДК 35 Алексеев А.А. студент командир в/ч Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, г. Москва e-mail: cos4874@mail.ru Научный руководитель: Ботнев В.К., доктор юридических наук, доцент Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, г. Москва СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ Аннотация: Ситуация в оборонно-промышленном комплексе, во многом влияет на рост темпа национальной экономики. Зачастую это связано с тем, что ОПК в основном представляет высокотехнологичное производство, где сосредоточены предприятия, имеющие большой научно-производственный потенциал, высокопрофессиональные кадры, широкий штат учёных. В период проведения СВО развитие и наращивания ОПК имеет важнейшее значение как для государства, так и для общества в целом. Таким образом, одной из степеней поддержки оборонно-промышленного комплекса является внимание государства к проблемным вопросам разработки и повышения уровня научно- технического и военного потенциала. Основными задачами концепции Национальной Безопасности Российской Федерации, утверждённой указом Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 года № 400, являются: - улучшение уровня жизни граждан РФ путем гарантированного увеличения показателей экономического роста, который должен быть за счёт привлечения инвестиций в инновационные системы; - укрепление роли государства в экономическом секторе, посредством финансирования науки, образования, культуры и здравоохранения; - сбалансированное потребление и рациональное природопользование, которое будет способствовать увеличению природно-ресурсного потенциала страны. Стратегическое партнёрство, укрепление стабильности, развитие мира отличаются высоким динамизмом постоянно меняющихся событий, зачастую взаимосвязанных между собой и происходящих параллельно. Глобализация Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 1 процессов обостряет противоречия между государствами с неравномерностью развития. Обеспечение национальной безопасности возможно благодаря стимулированию повышения темпов роста промышленных производств. В первую очередь, прогрессивных и инновационных технологий, в сфере оборонно- промышленного комплекса. Страны, с выгодным географическим положением, имеют большие запасы природных ресурсов, что в современных условиях требует постоянного внимание к вопросу обороноспособности государства. При этом оборонно- промышленный комплекс является основным механизмом производства современного вооружения и военной техники (ВВТ). Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, система управления, санкции, устройство и развитие ОПК, реформы. Alekseev A.A. student military unit commander Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russia, Moscow Scientific adviser: Botnev V.K., doctor of legal sceinces, associate professor Head of the Department of Public and Municipal Administration Institute of Public Administration and Management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russia, Moscow DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX MANAGEMENT SYSTEM UNDER SANCTIONS PRESSURE Abstract: The situation in the defense-industrial complex largely affects the growth rate of the national economy. This is often due to the fact that the defense industry mainly represents high-tech production, where enterprises with great scientific and production potential, highly professional personnel, and a large number of scientists are concentrated. During the military-industrial complex, the development and expansion of the defense industry is of paramount importance for both the state and society as a whole. Thus, one of the degrees of support for the defense industry complex is the state's attention to problematic issues of developing and increasing the level of scientific, technical and military potential. The main objectives of the National Security Concept of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021 No. 400, are: 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru - improving the standard of living of citizens of the Russian Federation by guaranteeing an increase in economic growth indicators, which should be due to attracting investments in innovative systems; - strengthening the role of the state in the economic sector through financing science, education, culture and healthcare; - balanced consumption and rational use of natural resources, which will contribute to an increase in the country's natural resource potential. Strategic partnership, strengthening stability, and the development of the world are characterized by high dynamism of constantly changing events, often interconnected and occurring in parallel. Globalization of processes exacerbates contradictions between states with uneven development. Ensuring national security is possible due to stimulation of the growth rate of industrial production. First of all, progressive and innovative technologies in the sphere of the military-industrial complex. Countries with a favorable geographical position have large reserves of natural resources, which in modern conditions requires constant attention to the issue of the state's defense capability. At the same time, the military-industrial complex is the main mechanism for the production of modern weapons and military equipment (WME). Key words: military-industrial complex, management system, sanctions, structure and development of the military-industrial complex, reforms. Основным предметом данной статьи является исследование системы управления ОПК в условиях продолжающегося санкционного давления, а также механизм функционирования системы управления ОПК. Современная геополитическая обстановка обязывает многогранно использовать все возможности ОПК и постоянно совершенствовать все его элементы [1-12]. Одной из задач, является контроль темпов производства военной техники, которые должны быть высокими и наращивать свои показатели за счет изменения процессов муниципального управления и моделей подходов, перехода с параллельного импорта на отечественное высокотехнологичное оборудование. При этом должны соблюдаться и контролироваться все технологические нормы для того, чтобы не допустить выхода продукции с показателями ниже заданных. Второй задачей, можно выделить разработку новых образцов и видов вооружений, которые при минимально затрачиваемых ресурсах могут показать Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 3 высокие результаты своей эффективности. При этом должна происходить перестройка системы управления взаимодействия научно-производственных организаций, с Министерствами и Ведомствами, которые будут эксплуатировать данное вооружение. Процесс перестройки связан с упрощением и уменьшением времени передачи новых образцов техники для ходовых испытаний и дальнейшем принятии на вооружение. Третья задача, это постоянное и непрерывное совершенствование и переход на более высокий технологичный уровень самих производств и предприятий. Это позволит повысить автономность, использовать более эффективно временные, природные и человеческие ресурсы. В этом случае система функционирования управления должна иметь мобильный вид, для устойчивой работы и выполнения своих функций, поскольку модернизацию предприятий за счет импорта оборудования, делать нерационально. Для решения этой задачи необходим переход на оборудование отечественного производства и, в меньшей степени, на параллельный импорт. И наконец, четвертая задача, это поддержание в исправном состоянии, ремонт и своевременная замена оборудования, которое уже эксплуатируется в оборонно-промышленном комплексе, а также той продукции, которую он уже выпустил. Логистика и механизм системы управления должны быть направлены на своевременность и целесообразность выполнения задачи. Анализ литературных источников свидетельствуют о том, что данная область активно изучается уже несколько десятков лет, однако до сих пор нет чётко выработанных норм и принципов государственного и муниципального управления в области управления устройством и развитием ОПК, в том числе, из-за объективных причин, связанных с большой степенью динамики в областях исследования. Российская экономика пребывает в состоянии системных реформ, которые актуальны при проведении СВО и обусловлены внутренними необходимыми изменениями, внешними факторами, санкциями коалиции западных стран. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 4 В столь быстро меняющихся условиях, необходима модернизация законодательной базы, практики государственного и муниципального управления. Вопросы ОПК, закреплены в нормативно-правовой базе Российской Федерации и фиксируют государственную политику в этой сфере, состоят из Нормативно-Правовых Актов (НПА) различного уровня, с различными юридическими статусами. Сюда входят Федеральные Законы, указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства, распоряжения по видам министерств и ведомств. Вместе с тем, правовое поле содержит несколько концепций, стратегий и федеральных программ. Анализ показывает, что наиболее эффективное влияние на оперативные и тактические решения оказывают нормативно-правовые акты исполнительной власти, Совета Безопасности и Правительства РФ, в меньшей степени, влияют федеральные законы. Получается, что документы с правительственным юридическим статусом не должны противоречить ведомственным или министерским. В этом заключается противоречие, поскольку, согласно принципам законодательства, подзаконные акты министерства должны соответствовать правительственным актам, а не противоречить им. Военная доктрина, в комплексе с Федеральными Законами, непосредственно влияющими на ОПК, должны определять основные направления Национальной политики Российской Федерации на заданный период времени. При этом, формируются Концепции, Стратегии и Федеральные Целевые программы, которые вытекают из основных направлений Национальной политики РФ, имеют прямую связь с Военной доктриной и учитывают Федеральные Законы, которые частично взаимосвязаны с ОПК. Таким образом, мы получаем конкретную направленную Стратегию развития на каждую конкретную отрасль ОПК. При этом соблюдаем все принципы законодательства и четкую иерархию нормативно-правовой базы Российской Федерации. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 5 Каждый документ в данной структуре будет иметь более точное и конкретное описание, чем предшествующий. Данная структура актуальна так же, как модель, по образу которой можно выстроить системы управления в самих отраслях ОПК, при выполнении основных задач и модернизации отрасли. К примеру, при разработке нового нормативно-правового акта будут учитываться вышестоящие, по юридическому статусу, документы, которым должен следовать разрабатываемый. Основной целью ОПК, является выполнение государственного оборонного заказа (ГОЗ). Все ресурсы оборонно-промышленного комплекса сосредоточены на увеличение темпов производства для нужд и потребностей СВО. При этом, происходит постоянная корреляция возможностей при имеющихся санкциях со стороны коалиции западных стран, возможностей наших секторов экономики и параллельного импорта. В столь быстро меняющейся обстановке, рациональным путем является планомерный и постоянный переход на отечественное высокотехнологичное и интеллектуальное производство, с максимальным уровнем импортозамещения. Следует отметить, что за период с 2021 г. по январь 2024 г. многократно были увеличены показатели производства всех областей оборонно- промышленного комплекса, что является закономерным, поскольку так же многократно увеличилась поддержка ОПК со стороны государства. Это способствовало более эффективному функционированию работы всех отраслей оборонно-промышленного комплекса, увеличению количества квалифицированных кадров, сокращению сроков производства продукции военного назначения. В 2023 году, по данным Министерства обороны, государственный оборонный заказ был увеличен в 5 раз и успешно выполнен, относительно аналогичного периода в 2022г. Вопросы ГОЗ и его функционирование очень мало отражены в статьях и публикациях за период 2021 – 2024 г. Частично это связано с режимными производствами и сохранением режима секретности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 6 Заключение Для более детального разбора необходимо рассмотреть каждую отдельную отрасль и систему ее функционирования, но в период проведения СВО и постоянного внимания со стороны западных стран, мы не можем достоверно получить фактические сведения. Поэтому, анализ производился только по данным, которые официально опубликованы Министерством обороны. Для развития ОПК необходимы долгосрочные программы, которые предусматривают развитие фундаментальных исследований, приоритетных технологий, которые зарекомендовали себя на практике. Сосредоточить усилия на тех средствах, которые являются более эффективными. В период проведения СВО необходимо, чтобы система нормативно-правовой базы была сконцентрирована и направлена для максимальной пользы нужд обороны государства. В данный момент ОПК в разы увеличил выпуск продукции военного назначения для нужд спецоперации, продолжается освоение новых образцов вооружения и военной техники. «Новая Государственная программа вооружения в период 2025-2034 года будет значительно увеличивать и повышать уровень выпуска вооружения, военной, специальной техники в связи с фактическими условиями: -боевые действия на Украине; -санкциями по отношению к России; -увеличение численности Вооруженных Сил Российской Федерации». сентябрь, 2023 год Президент РФ В.В. Путин. Список литературы: 1. Артемьев А.А., Кохно П.А. Глобальные тренды экономического развития // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: науки об обществе и гуманитарные науки. 2019. № 3(18). С. 85-94. 2. Батьковский А.М., Клочков В.В. Управление материально- технической базой предприятий оборонно-промышленного комплекса в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 7 условиях их диверсификации // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 1. С. 363-374. 3. Ганус Ю.А., Красникова А.С. Опыт диверсификации зарубежных оборонных предприятий // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 3. С. 1135-1146. 4. Дородных Е.Е., Князьнеделин Р.А., Курбанов А.Х. Методическая база диагностики управления производственными процессами на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 5. 5. Ештокин С.В. Диффузия высоких технологий оборонно- промышленного комплекса в гражданский сектор экономики: стратегические шаги к импортозамещению // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 1. С. 257-278. 6. Князьнеделин Р.А., Курбанов А.Х., Смуров А.М. Анализ опыта применения программно-целевого планирования в интересах технологического развития оборонно-промышленного комплекса // Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. 2017. С. 68-74. 7. Князьнеделин Р.А., Наружный В. Е., Смуров А.М. Государственный заказ: теория, механизм исполнения, специфика реализации в оборонной сфере: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 159 с. 8. Кохно П.А. Экономическая безопасность России в системе мирового технологического развития // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2019. № 1. С. 75-86. 9. Кохно П.А., Кохно А.П. Сбалансированная экономика России: монография. М.: Издательский дом «Граница», 2022. 232 с. 10. Кохно П.А., Кохно А.П. Перспективы развития радиоэлектронной промышленности // Вестник воздушно-космической обороны. 2022. № 1 (33). С. 31-38. 11. Мельников О.Н., Есипенко Д.А., Алабужев Д.С. Расширение подходов к процессу управления жизненным циклом продукции при Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 8 диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 3. С. 1301-1310. 12. Прокопец Н.Н., Дронов Р.В. Формирование системы экономической безопасности высокотехнологичных производств в инновационной экономике // Экономическая безопасность. 2021. Т. 4. № 4. С. 991-1004. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 9