- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья опубликована в журнале за "Май 2024"
Автор(ы) статьи: Зименков Д.Н.
PDF файл статьиУДК 304.42 Зименков Дмитрий Николаевич студент магистратуры Московская финансово-юридическая академия, Россия, г. Москва e-mail: mefodius77@mail.ru К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Аннотация: в статье рассматривается вопрос о сохранении памятников истории и культуры, входящих в культурное наследие Российской Федерации, в том числе, Воскресенского собора г.о.г. Арзамас. Ключевые слова: культурное наследие, памятники истории и культуры, Воскресенский собор г.о.г. Арзамас. Zimenkov Dmitry Nikolaevich master student Moscow Academy of Finance and Law, Russia, Moscow ON THE ISSUE OF PRESERVING HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENTS Abstract: The article discusses the issue of preserving historical and cultural monuments that are part of the cultural heritage of the Russian Federation, including the Resurrection Cathedral of the city Arzamas. Key words: cultural heritage, historical and cultural monuments, Resurrection Cathedral Arzamas. Памятники истории и культуры составляют культурное наследие народов Российской Федерации. Культурное наследие призвано сохранять не только историю нашей страны, но и формировать национальное самосознание ее граждан, способствовать формированию нравственных и духовных начал в жизни российского общества. М.Л. Полянкова рассматривает культурное наследие как часть культуры (как материальную, так и не материальную), которая создана ушедшими поколениями, которая воспринимается как ценность поколением нынешним [2]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 1 Понятие о памятниках истории и культуры как объектах культурного наследия дано в Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» (1972 г.). В данном документе под культурным наследием понимаются памятники, места, а также комплексы, которые имеют исключительную историческую ценность, также ценность с точки зрения искусства, эстетики, науки, этнологии. Объекты культурного наследия обладают особыми признаками: - им присуща антропогенность, то есть, они созданы в результате творческой деятельности людей; - они являются аутентичными, то есть, подлинными, созданными в определенное историческое время, определённым мастером, при их изготовлении использованы определённые (даже уникальные) материалы; - они выделяются среди других произведений искусства, обладают культурной значимостью [3]. Сохранению памятников истории и культуры как объектов культурного наследию уделяется большое внимание при развитии муниципалитетов. Рассмотрим это положение на примере г.о.г. Арзамас Нижегородской области. В 2019 году Правительство РФ выпустило распоряжение о создании и развитии паломническо-туристического кластера «Арзамас - Дивеево - Саров». Согласно плану формирования кластера г. Арзамас должен стать отдельной туристической дестинацией, где туристы смогут знакомиться и с религиозными святынями, и с жизнью провинциального города ХVIII - начала ХХ века. При этом при создании кластера основная задача состоит в том, чтобы связать воедино Арзамас-Дивеево и Саров в законченный туристический маршрут, который будет интересен туристам как из РФ, так и из зарубежных стран. Основной темой, объединяющей данные населённые пункты в кластер, является ознакомление туристов с жизнью и деятельностью одного из наиболее почитаемых святых - преподобного Серафима Саровского. Необходимо Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 2 отметить тот факт, что интерес к местам, связанным с ним, не зависит от времени года, он постоянен и устойчив. Руководство Нижегородской области активно включилось в реализацию проекта по организации туристско-паломнического кластера. Большое внимание в этой работе уделяется: - созданию и развитию инфраструктуры территорий, которые в него должны войти. В отношении г.о.г. Арзамас это ремонт дорог, работа по благоустройству города и развитию его общественных пространств; - работы по реконструкции объектов историко-культурного наследия. Так, в городе Арзамасе проводятся реставрационные работы в Воскресенском соборе - «жемчужине Поволжья» архитектора М. Коринфского. Объем финансирования этой работы по проекту - 721 млн руб. Чувство национальной гордости, стремление поднять достоинство своего народа и показать его историческую роль всегда являлись идейным содержанием его искусства. М.П. Коринфский по поручению городского общества вел архитектурный надзор за строительством собора, но затем передал заведование строительством своему брату Федору Петровичу, т.к. был вызван в Казанский университет на должность профессора архитектуры. Строительство собора было закончено под надзором Федора Петровича. Воскресенский собор заложен на месте старого деревянного клетского храма Воскресения с шатровым покрытием и папертями на стрелах. Деревянный храм впоследствии был перенесен в с. Водоватово, а в 1916 году – в с. Костылиху, где находится по сей день. Вместо него в 1742 году сооружен каменный пятиглавый собор, который в 1814 году как архитектурно не соответствующий облику Соборной площади был разобран. В феврале 1814 года состоялось всесословное собрание горожан, на котором «составлен приговор о воздвижении собора во имя Воскресения». В величии форм Воскресенского собора, в великолепии внутреннего убранства арзамасцы решили воплотить свои патриотические чувства, а также Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 3 увековечить народный подвиг в Отечественной войне 1812 года, славу русского воинства и вместе с тем украсить родной город. Строительство, начавшееся в 1814 году и продолжавшееся 28 лет, было самым грандиозным в старом Арзамасе. В течение первых двух лет (1814-1815 гг.) на основание и цоколь израсходовали 2617 руб.62 коп., кирпича – 1159000 штук, бутового камня и щебня 505 куб. сажен, а на все здание потребовалось 5500000 кирпича и 10000 пудов железа. Крестово-купольный пятиглавый храм поставлен на высокий стилобат. Здание расположено по скату горы, поэтому цоколь имеет разную высоту. С четырех сторон собора расположены двенадцати колонные ионические портики. Барабан большого купола украшен 12 окнами и 12 пилястрами с ионическими капителями. В малых куполах по 8 окон. Большое массивное здание, окруженное 48 колоннами и завершенное 5 световыми куполами, обрело стройность и изящную легкость. При этом оно не утратило монументальности, и движение масс кверху преисполнено торжественной величавости. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пр. Богородицы» (северный). Стены собора выбелены по штукатурке, а крыша и купола выкрашены зеленой медянкой. Пол во всем соборе деревянный из сосновых брусьев и протесей, настлан в елку, окрашен темно-желтой краской. Двери с севера и запада двойные, снаружи железные, внутри – дубовые. Арзамасский Воскресенский Собор является летним храмом, здесь проходят службы, поэтому знакомство с его внутренним убранством не всегда доступно туристам [1]. Отметим, что Собор был построен в так называемый «Золотой век» Арзамаса, который начался в конце ХVIII и закончился в середине ХIХ века. Именно в это время город развивался наиболее быстрыми темпами, так как Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 4 находился на основных торговых путях, по которым купцы добирались на Макарьевскую, а затем и на Нижегородскую ярмарки. Именно в период «золотого века» сформировался архитектурный облик исторического центра Арзамаса: было построено 26 новых храмов и 8 церквей при монастырях; было построено большинство купеческих домов, многие из которых сохранились до нашего времени. Воскресенский собор г.о.г. Арзамас является памятником истории и культуры, которые составляют культурное наследие не только муниципалитета, но и региона и всей страны в целом. Однако многие другие объекты города Арзамаса требуют пристального внимания со стороны властей и проведения здесь реконструкторских работ. Cписок литературы: 1. Историко-художественный музей г. Арзамаса. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://museum-arzamas.ru (дата обращения: 28.05.2024 г.). 2. Полянкова М.Л. Охрана культурного наследия России. М.: Эксимо, 2015. 201 с. 3. Хакимов Д.Р. Особенности сохранения и приспособления объектов культурного наследия к современным условиям // Вестник евразийской науки. № 1. 2019. С.57. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 5