- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ И ИДЕОЛОГИЙ ОСНОВНЫХ ПАРТИЙ
Статья опубликована в журнале за "Май 2024"
Автор(ы) статьи: Воропаев Д.М.
PDF файл статьиУДК 32 Воропаев Дмитрий Михайлович студент 2 курса Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Воронежский филиал Россия, г. Воронеж e-mail: maik-park@mail.ru Научный руководитель: Николаева Ю. Р. кандидат экономических наук, доцент Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Воронежский филиал Россия, г. Воронеж ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ И ИДЕОЛОГИЙ ОСНОВНЫХ ПАРТИЙ Аннотация: Статья представляет изучение процедуры формирования и регистрации политических партий в России, освещая юридические аспекты и требования к организационному процессу. Статья анализирует как формальные, так и неформальные элементы, влияющие на политическую систему страны и динамику политических партий. Ключевые слова: политические партии, учредительный съезд, регистрация парти, идеология партии. Voropaev Dmitry Mikhailovich 2nd year student Russian Economic University named after. G. V. Plekhanova Voronezh branch Russia, Voronezh Scientific adviser: Nikolaeva Yu. R. candidate of economic sciences, Associate Professor Russian Economic University named after. G. V. Plekhanova Voronezh branch Russia, Voronezh FEATURES OF THE FORMATION OF POLITICAL PROGRAMS AND IDEOLOGIES OF THE MAIN PARTIES Abstract: The article presents a study of the procedure for the formation and registration of political parties in Russia, highlighting the legal aspects and requirements for the organizational process. The article analyzes both formal and 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru informal elements that influence a country's political system and the dynamics of political parties. Key words: political parties, founding congress, party registration, party ideology. В современной политической практике России ключевую роль играет процесс формирования и регистрации политических партий, который строго регламентирован законодательством. Процедура создания политической партии является не только юридическим актом, но и значимым социальным явлением, отражающим динамику политических настроений и предпочтений граждан. Настоящая статья посвящена анализу основных этапов и требований, предъявляемых к созданию политических партий в Российской Федерации, что позволяет более глубоко понять механизмы функционирования политической системы страны. Рассматривая этот процесс через призму правовых норм и политической практики, мы можем выявить как формальные, так и неформальные аспекты, которые влияют на формирование и деятельность политических партий в современной России. В законодательстве России говорится о правилах и свободах создании политических партий, где говорится о свободном собрании сначала людей с похожими интересами, затем сторонников и потом уже коллег по партии. Перед официальным объявлением о создании новой партии им ещё предстоят провести учредительный съезд, на которым и будут принимать решения касательно названия партии, их политики, целевой аудитории избирателей и т.д. Уже после всего этого собрание превращается в политическую партию, наделённую правом проводить пропаганду и расширение своей деятельности по территории всей страны [2]. В статье о политических партиях в России целесообразно осветить четыре ключевых аспекта, изложенных в Федеральном законе от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, которые существенно влияют на процесс становления и функционирования политических партий: 2 Минимальный состав партии и требования к региональным подразделениям (Статья 3): Законодательство ставит условие, что каждая политическая партия должна насчитывать не менее пятисот членов и иметь филиалы как минимум в половине субъектов Федерации. Это требование обеспечивает всероссийское представительство и поддержку, способствуя демократизации политической системы и исключая возможность существования партий, созданных исключительно для формального выполнения законодательных требований [1]. Ограничения на деятельность партий (Статья 9): Законодательные ограничения, направленные против экстремистской деятельности и создания партий на основе профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, предотвращают радикализацию и фрагментацию общества [1]. Включение этих аспектов в анализ позволяет глубже понять регуляторные рамки, в которых функционируют политические партии России, и подчеркнуть их значимость в контексте поддержания демократических и правовых норм. Перед учредительным собранием необходимо собрать комитет по организации этого съезда, занимающийся всеми процессами подготовки, проведения и т.д. В этот комитет по правилам обязано входить десять и больше человек. После этого комитет заявляет федеральным органам о желании создать новую партию; в этом заявлении должна быть прописана полная информация о партии: её название, её члены, информация о её членах и т.д. Информация о комитете должна содержать в себе его цели, направления развития, планы на будущее, правила к использованию тех или иных ресурсов и др. Протокол должен включать сведения о члене комитета, который уполномочен открывать расчетный счет и заключать необходимые сделки для обеспечения деятельности комитета [3]. Министерство юстиции РФ, получив уведомление и сопутствующие документы, выдает уполномоченному представителю комитета подтверждение их приема [5]. 3 Далее, в течение месяца после получения этого подтверждения, организационный комитет должен опубликовать в одном или нескольких всероссийских печатных изданиях информацию о своем намерении создать политическую партию, а также о подаче соответствующих документов в федеральный регистрирующий орган. Этот шаг необходим для обеспечения прозрачности процесса и информирования общественности. Организационный комитет, осуществляющий подготовку к учредительному съезду политической партии, обладает автономией в определении своей структуры и порядка работы. В период своего существования, этот комитет не только готовит и проводит учредительный съезд, но и занимается всесторонней подготовительной работой, направленной на формирование региональных подразделений будущей партии. В частности, он организует встречи сторонников для выборов делегатов на съезд и открывает счет в банке для финансирования своей деятельности. Средства для работы комитета формируются из пожертвований, сбор которых регулируется соответствующим законодательством. По завершении учредительного съезда и официального создания политической партии, организационный комитет прекращает свою деятельность, передавая оставшиеся финансовые средства и имущество новообразованной партии [4]. В случае, если учредительный съезд не состоится в установленный срок, деятельность комитета прекращается, а неизрасходованные средства и имущество возвращаются жертвователям или поступают в доход федерального бюджета, если возврат невозможен. Организационный комитет также обязан информировать общественность о месте и времени проведения учредительного съезда, размещая соответствующие объявления в официальных публикациях за месяц до даты события. Это обеспечивает прозрачность процесса и позволяет заинтересованным сторонам подготовиться к участию в съезде. «Российская газета», на бесплатной основе, должна опубликовать информацию о месте и времени проведения учредительного съезда новой 4 политической партии в течение двух недель после получения соответствующих данных. Учредительный съезд является законным, если в нем участвуют делегаты, представляющие не менее половины регионов России, которые и проживают в этих регионах. Представительство каждого региона в съезде должно составлять не менее двух делегатов, количество которых определяет организационный комитет. Кроме того, политические партии могут активно участвовать в формулировке и реализации государственной социальной политики. Они могут вносить предложения о том, как решать социальные проблемы, предлагать эти решения избирателям в ходе выборных кампаний, и, придя к власти, осуществлять соответствующие политические инициативы [7]. Исследование процесса создания политических партий в Российской Федерации позволяет сделать вывод о сложности и многоуровневости этого явления в современной политической жизни страны. Соблюдение юридических процедур, требований к региональному представительству и прозрачность организационных процессов являются ключевыми элементами, обеспечивающими легитимность и эффективность политических партий как институтов демократии. Однако стоит отметить, что помимо формальных требований, значимую роль играют также политическая воля, стратегическое видение и идеологическая убежденность участников, что делает каждый процесс учреждения новой партии уникальным и многогранным. Таким образом, дальнейшее изучение этой темы должно учитывать как строгое следование законодательству, так и анализ политической среды, в которой эти партии формируются и действуют. 1. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. ст. 2950. Список литературы: 5 2. Бондарь Н.С. Подчинение партий верховенству права – конституционный императив демократического правового государства: из практики Конституционного Суда Российской Федерации // Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации и деятельности: материалы Международной конференции. Санкт-Петербург, 27- 28 сентября 2016 г. / под ред. В.Д. Зорькина. М., 2017. С. 183. 3. Долгих Ф.И. Правовые аспекты создания региональных отделений политических партий России в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 9. С. 32 37. 4. Женетль С.З. Особенности регистрации некоммерческих организаций // Предпринимательское право. 2009. № 4. С. 14 17. 5. Сересова У.И. Язык социальной политики в предвыборной риторике политических партий // Политические науки. 2017. № 2. С. 111-125. 6. Уолтер Р. Роль политических партий в Парламенте и за его пределами // Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации и деятельности: материалы Международной конференции. Санкт- Петербург, 27-28 сентября 2016 г. / под ред. В.Д. Зорькина. М., 2018. С. 47. 7. Шаповалов В.Л. Социальное благополучие граждан в программах российских политических партий // Вестник финансового университета. 2019. № 2. С. 58-69. 8. 6