- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2024"
Автор(ы) статьи: Паклина А.А.
PDF файл статьиУДК 740 Паклина Анастасия Андреевна студентка 4 курса, Психология и социальная педагогика Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск e-mail: gaag1998@mail.ru ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ Аннотация: Школьное тревожное состояние является одной из типичных задач, с которой сталкивается психолог школы. Она привлекает большое внимание, поскольку является ярчайшим признаком школьной деградации ребенка, негативно воздействуя на все его сферы жизнедеятельности: и не только в учебе, и в общении, включая и вне школы, здоровье, общее психологическое благополучие. Ключевые слова: школьная тревожность, школьный невроз, школьная фобия, особенности поведения, профилактика. Paklina Anastasia Andreevna 4th year student, Psychology and social pedagogy Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk PREVENTION OF SCHOOL ANXIETY Abstract: School anxiety is one of the typical tasks faced by a school psychologist. It attracts a lot of attention because it is the clearest sign of a child’s degradation at school, negatively affecting all areas of his life: not only in school, but also in communication, including outside of school, health, and general psychological well-being. Key words: school anxiety, school neurosis, school phobia, behavioral features, prevention. Школьная тревожность и её причины Психологи замечают, что школьное обучение (познание чего-то нового, проверка полученных ЗУНов) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога – фактор мобилизации 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, ребёнка охватывает паника и страх. Если он стремится избежать неудачи, он отвлекается от деятельности, или ставит всё на успех в конкретном случае и так вымывается, что «проваливается» в других случаях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой. Выделяют две основные формы школьной тревожности: 1) «Школьный невроз», как наиболее радикальная форма. При школьном неврозе у обучающегося отмечаются «беспричинные» рвоты, повышение температуры, головные боли и т.д. Причем именно с утра, когда нужно собираться на учёбу. В каникулярное время такие симптомы почему-то исчезают у ребёнка. 2) «Школьная фобия» обозначает крайнюю форму страха перед посещением школы. Тревога может и не сопровождаться телесными симптомами, но без мед. помощи в таком случае обойтись будет трудно. А школьная тревожность? Это сравнительно «мягкая» форма эмоционального неблагополучия. Но она может перерасти и в гораздо более серьезную форму. Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией ребёнка. Не в последнюю очередь – особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только на «отлично»). Некоторые дети боятся и не хотят идти в школу из-за самой системы обучения, включая несправедливое или нетактичное поведение педагога. Причем среди таких детей есть обучающиеся с самой разной успеваемостью [1, с. 23]. Особенности поведения тревожных детей в школе 1) Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом педагог может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению. 2) Эти дети не могут выделять главную задачу в своей работе, сфокусироваться на ее выполнении. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 2 3) Если сразу не удается справиться с задачей, то тревожный ребёнок отказывается продолжать попытки. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя способностей. 4) На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок. 5) При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести. 6) Иногда такие школьники пытаются делать всё «лучше всех: до педантичности аккуратны, быстрее всех тянут руку и т.п.» Рекомендации по профилактике школьной тревожности 1) В отсутствии сравнений с другими учениками акцент уделяется сравнению с самим ребенком: какой был ребёнок ранее и какой он теперь; 2) Стимуляция оптимистического взгляда на возможности ученика (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности, поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены); 3) Oтсутствие спешки (поскольку работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности детей); 4) Целесообразно репетировать, «играть» тревожные мероприятия экзамена, концерта и так далее: вoспрoизведение лишает их пугающей неoпределеннoсти, делает бoлее привычными; 5) Даже если требуется наказать ребёнка, четкая аргументация свою позиции («Ты получил три потому, что очень малo занимаешься»; «Ты способный, можешь гораздo лучше выучить пьесу») Oтказ от вербальной (словесной) агрессии, унижений, высмеиваний ребёнка; 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 6) Очень важно создание положительного примера для ребёнка: если вы демонстрируете ему позитивное (принимающее) или негативное (недовольство, презрение) отношение к школе и её представителям, учёбе как таковой, деятельности ребёнка как ученика, oн невольно перенимает и усваивает это отношение как собственное; 7) Важно напоминать ребёнку o его прошлых достижениях, простые слова поддержки; 8) Желательно знать элементарные приемы расслабления, снятия напряжения мышц, простые дыхательные упражнения. Список литературы: 1. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 4