- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2024"
Автор(ы) статьи: Амбарцумян М.П.
PDF файл статьиУДК 37.06 Амбарцумян Маргарита Паргевовна студентка 5 курса магистратуры, Ялтинская гуманитарно-педагогическая академия Россия, г. Ялта e-mail: ambartsumyan_2024@mail.ru СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: В статье рассматриваются основные теоретические положения касаемо осуществления социально-педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательной организации. Ключевые слова: профилактика, социально-педагогическая профилактика правонарушений, девиантное поведение, несовершеннолетние. Ambartsumyan Margarita Pargevovna 5th year master student Yalta Humanitarian and Pedagogical Academy Russia, Yalta SOCIAL-PEDAGOGICAL PREVENTION OF OFFENSES BY MINORS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION Abstract: The article discusses the main theoretical provisions regarding the implementation of social and pedagogical prevention of juvenile delinquency in an educational organization Key words: prevention, socio-pedagogical crime prevention, deviant behavior, minors. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних является одной из важных проблем современного общества. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних содержит в себе совокупность общественных, социально- медицинских, организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонение в поведении несовершеннолетних. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 1 Образовательная организация является одной из основных социальных сред несовершеннолетних, в школе дети и подростки проводят больше всего времени за день и общаются с разными людьми, на разные темы, также могут активно пользоваться Интернетом, социальными сетями, где нет никакого контроля потока получаемой информации, поэтому социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательной организации является одной из основных направлений воспитания школьников. В общем, широком смысле, понятие профилактики рассматривают как комплекс научно-обоснованных и своевременно предпринимаемых действий, направленных на предотвращение возможных физических или социокультурных отклонений у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей [4]. Выделяют определенные виды профилактики: первичную, вторичную и третичную [5]. Проведение первичной профилактики включает в себя систему мероприятий, которые направлены на предупреждение и недопущение негативных факторов в биологическом, социальном, психологическом аспекте, возникновение которых побудит к совершению антиобщественных, асоциальных деяний. Проведение вторичной профилактики является системой мероприятий социальной, педагогической, немедицинской направленности, целью которой являются несовершеннолетние, которые уже проявляют девиантное или асоциальное поведение. Данный вид профилактики направлен на прекращение развития девиантного и асоциального поведения, а также предупреждения недопущения совершения несовершеннолетними противоправных действий. Третичная профилактика проводится в случаях, когда человек совершил правонарушение. Третичный вид профилактики направлен, в первую очередь, на предотвращение и недопущение повторного совершения правонарушения, то есть рецидива. С данной целью, делается все, чтобы человек ушел от асоциального образа жизни, отклоняющегося поведения и стал жить обычной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 2 жизнью. Для этого проводится индивидуальное или групповое психологическое консультирование, помощью в дальнейшем обучении или трудоустройстве. Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных деяний. Также среди основных задач профилактики правонарушений являются следующие: обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных деяний; устранение причин и условий совершения правонарушений; принятие необходимых мер, направленных на предупреждение правонарушений; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий; формирование законопослушного поведения и снижение уровня преступности; предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Социально-педагогическая профилактика является системным, комплексным воздействием на окружение и социальную среду индивида и содержит в себе разработку системы продуктивного воспитания, которое в первую очередь основывается на создании, выстраивании и развитии оптимальной ситуации с целью развития несовершеннолетнего и вместе с тем, оказания поддержки в самореализации несовершеннолетнего, а также проявления им активной позиции в различных сферах общества [3]. Среди основных задач общеобразовательных учреждений общего образования по осуществлению социально-педагогической профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выделяют следующие: 1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, которые имеют отклонения в поведении, общении, обучении. 2.Следующим направление работы является выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 3 занятия в образовательных учреждениях, осуществление мер по их воспитанию и получению ими общего образования. 3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей. 4. Организация в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних. 5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетний имеет определенные формы и методы, применение которых способствует достижению цели работы – предупредить и предотвратить, не допустить ведение асоциального образа несовершеннолетними, совершения правонарушений. Среди форм социально-педагогической профилактики несовершеннолетних выделяют следующие: 1. Социально-педагогическая диагностика 2. Информационно-просветительская работа с обучающимися и их родителями. 3. Социально-профилактическая работа с обучающимися и их родителями. Данные формы социально-педагогической профилактики направлены на взаимодействие как с детьми, так и с их родителями в процессе профилактической работы. Это сделано с целью того, чтобы включить в профилактическую работу семью, а не каждого человека по отдельности, Среди методов социально-педагогической профилактики несовершеннолетних выделяют: 1. Тренинг 2. Лекция 3. Дискуссия 4. Мозговой штурм Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 4 5. Ролевые игры Данные методы считаются инновационными и способствуют вовлечению несовершеннолетних в профилактическую работу, настроить на положительные эмоции, создать благоприятную для работы атмосферы, а также дают возможность проявить себя. Таким образом, осуществление социально-педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательной организации направлено на устранение и профилактику девиантного поведения, беспризорности, безнадзорности, способствование сплочению семьи, налаживанию контактов между членами семьи, создание благоприятной атмосферы в коллективе, возможность найти свои сильные стороны и развивать их, развитие социальных навыков. Список литературы: 1. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: Луис, 2010. 254 с. 2. Беженцев А.А. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. 272 с. 3. Беличева С.А. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2012. 228 с. 4. Гусева А.В. Основные методы предупреждения правонарушений подростков в общеобразовательной школе // Вестник Самарского государственного университета. 2021. № 4 (85). С. 261-266. 5. Коповая О.В. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы. Саратов: Саратов+, 2014. 129 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 5