- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2024"
Автор(ы) статьи: Калгина А.А.
PDF файл статьиУДК 373.1 Калгина Анастасия Александровна студентка 4 курса Факультет психологии и специального образования Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск e-mail: kalgina1983@mail.ru СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос профилактики отклоняющегося поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. В связи со сложностью нарушений поведенческого характера их предупреждение и профилактика требует организованного комплекса мер профилактического воздействия. Рассматриваются методы и формы профилактической работы с дошкольниками и родителями (законными представителями). Ключевые слова: дошкольный возраст, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, дошкольная образовательная организация, диагностика, профилактика. Kalgina Anastasia Alexandrovna 4th year student Faculty of Psychology and Special Education Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk SOCIO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION Abstract: This article discusses the issue of preventing deviant behavior of preschool children in a preschool educational organization. Due to the complexity of behavioral disorders, their prevention and prevention requires an organized set of preventive measures. Methods and forms of preventive work with preschoolers and parents (legal representatives) are considered. Key words: preschool age, deviant behavior, deviant behavior, preschool educational organization, diagnosis, prevention. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru Воспитание детей в современном обществе имеет много сложностей. Родителям приходится много работать, чтобы обеспечить семьи, поэтому они не могут уделять достаточно внимания своим детям. Снижается роль родителей в воспитании. Увеличивается число неполных семей. Возможно, поэтому число дошкольников с агрессивным и конфликтным поведением растет с каждым годом. В связи с этим, в дошкольных организациях, возрастает роль профилактики отклоняющегося поведения воспитанников. Дети не умеют адекватно реагировать на события, происходящие с ними впервые, так как для них вся общественная жизнь — это что-то новое и непривычное. Поэтому поведение детей может быть непредсказуемо. Оно может проявляться в повышенной конфликтности, упрямстве, несдержанности, агрессивности, проступках. Очень важно вовремя обратить на это внимание, помочь ребенку научиться правильно реагировать на обстоятельства, чтобы в дальнейшем неадекватное, отклоняющееся либо агрессивное поведение не закрепилось и не ухудшилось. Ведь в обществе существуют социальные нормы и правила, которыми нужно следовать, чтобы отклоняющее поведение не переросло со временем в делинквентное, то есть противоправное. Социальными нормами формируются социальные отношения в группе людей и обществе в целом. Нормы могут быть моральными, эстетическими, религиозными, правовыми. Это ожидаемое поведение человека в конкретном обществе. Для определения поведения, не соответствующего общепринятым нормам и правилам, используются термины: девиантное, отклоняющееся, асоциальное, неадекватное, деструктивное поведение. Детей с проблемами в поведении называют недисциплинированными, трудновоспитуемыми, дезадаптированными, педагогически запущенными, социально запущенными, детьми группы риска. В.Д. Менделевич девиантное поведение человека определяет как «систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 2 неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [1, с. 14]. По мнению Е.В. Змановской, девиантное поведение имеет следующие особенности: «несоответствие законодательным или общественным нормам; негативная оценка со стороны социума; ущерб, наносимый окружающим и самой личности; стойкое длительное либо многократное повторение; четкое половозрастное и индивидуальное своеобразие» [2, с. 12]. С помощью профилактики можно предупредить развитие каких-либо отрицательных поведенческих нарушений на ранних стадиях. Возможно, направить интересы ребенка в положительное русло, чтобы он сам захотел действовать себе на пользу, а не во вред. В профилактической работе могут использоваться различные формы и методы [3-8]. Каждый отдельный случай требует индивидуального подхода. Например, если родители не идут на контакт со специалистом, то приходится применять методы индивидуальной работы с ребенком, тогда все усилия по профилактике отклоняющегося поведения будут направлены только на него. Девиантное поведение формируется еще в младшем возрасте. Поэтому в детском саду в соответствии с ФГОС стоит задача развивать и воспитывать всестороннюю личность, адаптированную к жизни в обществе. Своевременная профилактика отклоняющегося поведения в дошкольной организации помогает уберечь детей от будущих проблем в жизни. Поэтому замеченные вовремя отклонения в поведении воспитанника, а также правильно организованная психолого-педагогическая, социальная и медицинская помощь играют решающую роль в предотвращении поведенческих девиаций. Воспитателям дошкольных образовательных организаций (ДОО) приходится работать с детьми, которые не соблюдают требования социальной нормы, что ведёт к нарушению установленного в этой организации распорядка и усложняет работу воспитателя. Это является проблемой современных детских образовательных учреждений. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 3 Для выявления отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста существует мало диагностических методик. Поэтому поговорим о тех, которые могут использовать в работе специалисты дошкольной организации. Для изучения структуры семейных ролей и семьи – как системы используются: - генограмма семьи, Мюррей Боуэн. Диагностирует коммуникации в семье, взаимоотношения между ее членами и выявляет причины возникновения сложной жизненной ситуации в семье; - шкала семейных отношений (ШСО), авторы Рудольф Мус, Бернис Мус, адаптация С.Ю. Куприянова. С помощью нее можно оценить социальный климат семьи ребенка; - «Три дерева» Э. Клессманн. Помогает выявить отношения детей с родственниками, вскрыть причину внутрисемейных конфликтов, что поможет в планировании коррекционной работы. Диагностические методы для выявления поведенческих и эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте: - Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) - Цветовой тест Макса Люшера - Тест «Рисунок несуществующего животного» (Майя Захаровна Дукаревич). Социальный педагог или педагог-психолог выбирает наиболее подходящую ему методику диагностики, которую применяет на практике с родителями и детьми. Педагог-психолог или социальный педагог после завершения диагностики делают анализ полученных результатов, из которого выявляют детей, склонных к отклоняющемуся поведению. Из собранной информации можно сделать выводы об образе жизни семей воспитанников, о положении детей в системе внутрисемейных отношений. А также выявить негативные привычки дошкольников, узнать их отношение к педагогам ДОО. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru Просветительская работа с родителями позволяет повысить компетентность родителей в воспитании детей, уменьшить родительский стресс и чувство вины, тем самым изменить родительское благополучие, наладить отношения между родителями и детьми, повысить сплоченность семьи. В ДОО составляется ежегодный календарный план воспитательной работы с детьми, в котором описывается деятельность специалистов том числе и по профилактике отклоняющегося поведения. Профилактическая программа является составной частью учебно-воспитательного процесса. Содержание профилактической программы определяет педагогический коллектив ДОО с учетом уровня общего психического и физического развития, половозрастных особенностей и потребностей детей. Профилактическая деятельность в ДОО включает несколько этапов. 1. Диагностический этап Сбор информации о воспитанниках ДОО. Воспитатель и психолог должны посетить место жительства воспитанников, оценить качество жилищных условий ребенка, социальную ситуацию в семье с помощью анкетирования родителей. Психолог проводит психологическую диагностику для выявления проблем, например диагностику внутрисемейных отношений, при беседе с ребенком и родителями, диагностику семейного воспитания и отношения родителей к детям, например с помощью рисунка «Моя семья». 2. Информационный этап. Социальный педагог, старший воспитатель, педагог-психолог осуществляют общественную деятельность по профилактике данной проблемы, просветительскую поддержку родителей, просветительскую работу с воспитателями детского сада. Просветительская деятельность общественности заключается в размещении социальной рекламы на стендах, на сайте детского сада, в выпуске брошюр, в демонстрации документальных, художественных фильмов мультфильмов по теме. Просветительская работа с родителями заключается: 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru - в индивидуальных беседах по необходимым темам, проведении консультаций о защите прав ребёнка, тренингов и конференций; - в участии социального педагога и педагога-психолога в родительских собраниях; - в оформлении стендов, содержащих информацию познавательного характера (связанную со спецификой развития ребенка в данном возрастном периоде жизни, информацию актуальной психологической литературы с рекомендациями), главное, чтобы она была легкой к восприятию, без непонятной терминологии; - в подготовке, издании и распространении различных буклетов, памяток для родителей; - в создании раздела на сайте образовательной организации; - в создании странички в VK, инстаграмме1, телеграмме. C помощью просветительской работы с родителями предполагается повышение интереса родителей к проблеме отклоняющегося поведения, научение правильному подходу к решению конфликтных ситуаций с детьми. В связи с чем ожидается улучшение благополучия в семье. В результате ребенок более уравновешен, меньше подвержен стрессу в детском саду. Работа с педагогическим коллективом происходит через педагогические собрания, семинары, демонстрации х/ф, беседы и консультации. 3. Основной (Организационный) этап. Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели вовлекают детей в различные виды деятельности, которые способствуют развитию индивидуальных нравственных качеств детей, оздоровлению организма ребёнка, воспитывают чувства собственного достоинства. Это могут быть художественно-эстетические направления: 1 Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 6 1) Организация фотовыставок и выставок детских рисунков: «Что такое хорошо и что такое плохо?!», «Наши семейные, добрые дела», «Как я маме помогаю» и др. 2) Организация театрализованных представлений: «Давай не будем ссориться!», «Мальчики глазами девочек», «Ты не один». Так как представления требуют тщательной подготовки они, обычно, используются редко, по особому поводу (утренник, открытое занятие). Воспитатель легко может приготовить для детей театр на стенде: - фланелеграф (доска, обтянутая фланелью, на которую липучками крепятся фигурки, и по мере развития сюжета их передвигает ребёнок или воспитатель); - магнитный театр (фигурки крепятся на магнитную доску); - театр на столе (для представления используются небольшие декорации и фигурки персонажей из различных материалов, таких как бумага, пластилин, природные материалы, резиновые игрушки и др.); - «пальчиковый» театр (куклы-персонажи изготавливаются из разных материалов, таких как теннисные шарики, спичечные коробки, картон, сложенный конусом, ткань и др. и одеваются на ладонь или пальцы). 3) Организация выездных экскурсий, при сопровождении родителей из родительского комитета, поездка в «Дом детского творчества», поход в зоопарк. 4) Сказкотерапия (знакомство с содержанием сказки, анализ сказки и ее героев, возможна театрализованная постановка сказки): «Заяц – Хвастун», «Бедный брат и богатый брат», «Красная шапочка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Мальчик-с пальчик» и др. Физкультурно-оздоровительное направление: 1) Организация соревнований и флэш-мобов: «Будь здоров!», «Спорт для нас!», «Флэш-моб гимнастика», танец «У жирафа пятна, пятна», «Родительский шортмоб» (короткий флэш-моб, который устраивают дети для родителей), флэш- мобы, приуроченные к праздникам. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 7 2) Организация семейных эстафет «В здоровой семье - здоровый дух!», «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Один за всех и все за одного!». 4. Итоговый этап. Социальный педагог, педагог-психолог анализируют этапы реализации программы, определяют её эффективность. Определить успешность реализуемых направлений программы можно с помощью повторной диагностики детей, по количеству детей и родителей, участвующих в общественной деятельности, а также проведением анкетирования среди родителей и воспитателей. Организация трудовой и досуговой деятельности играет огромную роль в профилактике поведенческих отклонений, так как при полной занятости позитивного направления (занятия в спортивной секции, кружках по интересам) у ребенка остается минимум времени на капризы и другие нежелательные проявления поведения. Родителям рекомендуется записать ребенка на секцию или кружки, приобщать ребенка к домашнему не сложному труду, чтобы сформировать у него личностно-нравственные качества, развивать коммуникативные навыки, творческие способности. Рассматривая проблему отклоняющегося поведения можно выявить то, что профилактика должна быть комплексной, то есть включать диагностику всех факторов риска, просветительскую работу с семьей дошкольника, а также психолого-педагогическую работу, направленную на развитие личностных ресурсов ребенка, формирование у него позитивных навыков общения со взрослыми и сверстниками. При хорошей организации педагогического процесса с применением эффективных методов профилактики вполне возможно предупредить нежелательные отклонения в поведении дошкольника. Список литературы: 1. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебник для высшей школы. М.: Городец, 2016. 385 с. 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 2. Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие для студентов. М.: Академия, 2008. 288 с. 3. Арт-терапия как метод коррекции тревожности и страхов у детей: методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных организаций / авт.-сост. : Е. В. Ситникова, Н. Н. Акимова, С. В. Зюбанова [и др.]. Оренбург, 2020. 65 с. 4. Багавиева С.А. «Трудные дети» дошкольного возраста // Студенческий форум. 2021. № 20-1 (156). С. 59-60. 5. Гиенко Л.Н. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения: учебное пособие. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2020. 100 c. 6. Гришанова О.С. Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения: учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. 80 с. 7. Павлова О.В. Психологические концепции организации психолого- педагогической профилактики девиантного поведения в дошкольном возрасте // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 14 (48). С. 246-248. 8. Фомина С.Г. Коррекция отклоняющегося поведения у старших дошкольников в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 3 (40). С. 6-9. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 9