- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2024"
Автор(ы) статьи: Стихина Т.С.
PDF файл статьиУДК 37.034 Стихина Татьяна Сергеевна преподаватель МБУ ДО «ДШИ» ГО ЗАТО Свободный Россия, пгт. Свободный e-mail: taniblack.93@gmail.com ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА Аннотация: Статья посвящена основам и источникам формирования патриотизм, а также его роли в наши дни (4352 ЗНАКА) Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриотизм в изобразительном искусстве, гражданин, Родина. Stikhina Tatiana Sergeevna teacher of MBU DO «DSHI» GO ZATO Svobodny Russia, Svobodny BASICS OF THE FORMATION OF PATRIOTISM Abstract: The article is devoted to the foundations and sources of the formation of patriotism, as well as its role today. Key words: patriotism, patriotic upbringing, patriotism in fine art, citizen, Motherland. Патриотизм – система мировоззрений и взглядов, нравственных ценностей, которые проявляются в активной гражданской позиции личности: самоопределение, осознание внутренней свободы и ответственности за свой политический и моральный выбор. Патриотизм предполагает наличие в личности следующих качеств: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, твердые ценностные установки и умение отстаивать свою позицию, а также терпимость и уважение к другому мнению. Патриотизм – свойство личности, которое прививается в семье, в учебных заведениях, в коллективе профессиональной деятельности. Воспитание патриотизма в каждом человеке и в обществе в целом должно осуществляться всеми социальными и политическими институтами. Патриотические взгляды формирует также этнокультурная среда города, региона, государства. Патриотизм проявляется в расовой, национальной, религиозной терпимости. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 1 Патриотизм как историческое явление является особенно актуальным в наши дни. Внимание к данному явлению вызвано необходимостью разобраться в том, какую роль играет патриотизм для каждого из нас, уметь сформулировать свою устойчивую позицию в этом вопросе (расставить верные приоритеты во взглядах, убеждениях, ценностях) в связи с живучестью в современном обществе идей расизма, национализма и т.д. Проблеме понимания и воспитания патриотизма посвящено немало исследований. К этой теме обращались А.С. Макаренко, В.Я. Стюнин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский. Основная идея педагогов-исследователей заключалась в том, что сформированное чувство патриотизма у подрастающего поколения – основа сохранения общества. По А.С. Макаренко, патриот – всесторонне развитая личность, которая активно и сознательно борется за укрепление могущества Родины. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм – национальная гордость и толерантное отношение к другим народам. Тема патриотизма также широко раскрыта в изобразительном искусстве: творчество В. М. Васнецова («Богатыри»), О. А. Кипренского («Портрет лейб- гусарского полковника Е. В. Давыдова»), В. В, Верещагина («Конец Бородинской битвы»), В. А. Серова («Петр I»), И. Мартоса (памятник Минину и Пожарскому в Москве), Этьена Фальконе (памятник Петру I «Медный всадник» в Санкт-Петербурге) и т.д. Просмотр и анализ произведений изобразительного искусства позволяет погрузиться в то или иное время, прочувствовать внутренний мир, переживания героев, сделать для себя много полезных выводов, усвоить уроки мужества, отваги, любви к своей Родине. В патриотическом воспитании человека, в привитии знаний и любви к Родине, помогает приобщение к духовным богатствам своего региона, своей малой Родины. Освоение искусства родного края, его нравственных и духовных ценностей раскрывает в душе любого человека, а тем более ребенка личностные качества, его моральные и эстетические ценности, его художественный вкус, помогает осознать его связь со своим народом, родным домом, краем, историей, Отечеством. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 2 Гордиться своей Родиной – знать историю, культуру, свою и других народов, интересоваться вопросами настоящего и будущего, принимать участие в общественно-полезной деятельности. Это шаг на пути к осознанию себя как патриота Отечества. Для наиболее ясного понимания и адекватных оценок того, какими мыслями и событиями насыщен сегодня мир, недостаточно сведений, полученных по средствам массовой информации. Необходимо обращаться к размышлениям философов, педагогов, историков, писателей, публицистов, политиков, социологов прошлого и настоящего, так как многие идеи и проблемы, ушедшие в историю, становятся вновь идеями и проблемами современности. 1. Савенкова Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание. Учебно-методическое пособие для системы общего и высшего профессионального образования. М.: ИХО РАО, 2011. 280 с. 2. Смирнова Л.Э. Теория и практика преподавания народного искусства Урала и Сибири в педагогических вузах: монография. Красноярск, 2012. 128 с. 3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 570 с. Cписок литературы: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 3