- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2024"
Автор(ы) статьи: Серова И.Е.
PDF файл статьиУДК 159.9 Серова Ирина Евгеньевна студентка магистратуры Московский государственный психолого-педагогический университет Россия, г. Москва e-mail: irina.madam-irlinka@yandex.ru Научный руководитель: Меркуль Ирина Анатольевна кандидат психологических наук Московский государственный психолого-педагогический университет Россия, г. Москва СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА Аннотация: В настоящей статье осуществлен анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме социально-психологических особенностей детей-сирот подросткового возраста, имеющих опыт вторичного сиротства. Кратко изучены социально-психологические особенности подростков, имеющих опыт вторичного сиротства. Ключевые слова: дети-сироты, депривация, социальное сиротство, вторичное сиротство, психические расстройства. Serova Irina Evgenevna master student Moscow State Psychological and Pedagogical University Russia, Moscow Scientific adviser: Merkul Irina Anatolyevna candidate of psychological sciences Moscow State Psychological and Pedagogical University Russia, Moscow SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES ORPHANS OF ADOLESCENCE WITH EXPERIENCE OF SECONDARY ORPHANHOOD Abstract: This article analyzes domestic and foreign research on the problem of socio-psychological characteristics of teenage orphans who have experience of secondary orphanhood. The socio-psychological characteristics of adolescents who have experienced secondary orphanhood are briefly studied. Key words: orphans, deprivation, social orphanhood, secondary orphanhood, mental disorders. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru Актуальность проблемы вторичного сиротства детей, оставшихся без попечения родителей, обусловила значительный научный интерес к изучению исторических оснований и современных контекстов данного феномена. По данным В.В. Семикина и С.А. Векилова: «Отказы от детей-сирот, принятых на воспитание в замещающие семьи, составляют от 4,7 до 9,3% (за 2004–2010 гг.)» [5, с. 83]. Вторичное сиротство выступает как социальное и психологическое явление, характеризующее социальный статус, образ жизни, мировосприятие ребенка, пережившего два и более случаев лишения родительской заботы. Ребенку- сироте, повторно или многократно оставшемуся без попечения родителей, свойственно переживание деривационных изменений, формирование комплекса жертвы. Такой ребенок, как правило, характеризуется нарушениями эмоционального, когнитивного, социального и личностного развития. В связи с этим актуальность изучения специфики социально-психологических особенностей детей-сирот подросткового возраста, имеющих опыт вторичного сиротства, возрастает. Несмотря на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, на совершенствование правовой стороны вопроса, государственную поддержку замещающих семей, совершенствование методического обеспечение, участие НКО в жизни замещающих семей, количество фактов отказа усыновителей, приемных родителей, опекунов от детей не снижается. Анализ статистических данных по форме № 103 РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за 2022 гг. показывает, что в 2022 году было выявлено 46 074 ребенка, в отношении 67 209 детей была оформлена опека, в отношении 5334 детей опека была отменена, из них 3 255 детей помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это 8 % из числа детей, переданных на воспитание в семью. Казалось бы, не очень Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 2 большая доля возвратов. Но ведь это только дети, возвращенные в организации для детей-сирот, а есть дети, которые переданы повторно на воспитание в семьи, и таких в 2022 году 14 407 детей. Поэтому, можно сказать, что доля возвратов не становится меньше, а лишь увеличивается с каждым годом. По статистике, самая возвращаемая категория — дети, прожившие в семье более пяти лет. На втором месте — те, кто прожил до года. Феномен отказа от ранее усыновленных или переданных на воспитание детей получил название «вторичное сиротство». Вторичное сиротство – это отказ от ранее усыновленных, взятых на воспитание или находящихся под опекой детей, влекущий нравственную и психическую деградацию ребенка. «Наибольшее количество распадов замещающих союзов в случае устройства детей в замещающие семьи приходится на период подросткового возраста приемного ребенка и зачастую бывает обусловлено тем, что родители оказываются не способными «справиться» с проявляющимися особенностями ребенка, а специалисты служб сопровождения (социальные работники, психологи) испытывают затруднения в оказании им помощи» [6, с. 65]. В исследовании И.И. Осиповой также получены данные о том, что замещающие родители отказываются, преимущественно, от детей подросткового возраста. Кроме того, достаточно частыми являются отказы от детей при выявлении у них отклонений в развитии [2, с. 138]. Анализ случаев вторичного сиротства в ГКУ ВО «Муромский детский дом» позволил определить причины данного феномена. Основными из них являются: ⎯ недостаток знания об особенностях физического и умственного развития ребенка – 13%; ⎯ идеализированные ожидания родителей, которые ребенок не оправдал – 7%; ⎯ эмоциональное выгорание родителей – 11%; ⎯ болезнь ребенка – психиатрические заболевания, проявляющиеся в более старшем возрасте – 23%; 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru ⎯ кризис переходного возраста и возникающие проблемы, связанные с этим периодом – 46%. На сегодняшний день большинство воспитанников детских домов являются подростками, шансы которых на устройство в замещающие семьи крайне малы, а вероятность возвращения в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, велика. Это связано с тем, что подростки, поступающие в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из неблагополучных семей, уже имеют сформировавшийся характер, вредные привычки, педагогическую запущенность, а многие – и криминальный опыт. Неподготовленные приемные родители не готовы справляться с девиантным поведением подобных детей в своей семье и отказываются от них. Вторичное сиротство глубоко травмирует ребенка и влечет за собой его нравственную и психологическую деградацию. Будучи брошенным второй раз в жизни, он может потерять оставшееся доверие к взрослым. Впоследствии это может повлечь за собой проблемы с привязанностью к людям и, в некоторых случаях, сказаться на выполнении роли родителя: отказ от воспитания собственных детей, неспособность создать полноценную семью. Таким образом можно говорить о психологических особенностях детей- сирот подросткового возраста, претерпевших вторичное сиротство. Акт повторного возвращения ребенка из замещающей семьи наносит ему серьезную психическую травму, проявляющуюся отчетливыми признаками нервно- психической неустойчивости и поведенческими аномалиями. Список литературы: 1. Магомедова А.Н. Психологические особенности детей-сирот // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3. С. 27-29. 2. Осипова И.И. Социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоления: vонография. Н-Новгород: НИСОЦ, 2009. 217 с. 3. Ручкова Н.А. Индивидуально-психологические особенности детей- сирот // Science-time. 2016. № 1. С. 430-433. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы. М.: Аспект-пресс, 2016. 97 с. 5. Семикин В.В., Векилов С.А. Психологические аспекты проблемы отказа от усыновленных и приемных детей: вторичное сиротство // Современные проблемы психологиисемьи: феномены, методы, концепции. Вып. 7. М.: СВИВТ, 2013. С. 81–85. 6. Шулъга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М.: Инфра-М, 2017. 351 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 5