- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2024"
Автор(ы) статьи: Савочкина А.А.
PDF файл статьиУДК 345.5 Савочкина Анастасия Александровна студентка 2 курса магистратуры Гуманитарно- педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского в г. Ялта Россия, г. Ялта e-mail: nastena.savochkina.00@mail.ru КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: В статье проанализированы теоретические подходы к понятию детской агрессивности, признаки, а также основные причины ее проявления. Целью статьи является изучение проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте. Специалисты в области детской психологии отмечают важность и сложность данной проблемы. Распространение жестокости в детском коллективе вызывает обеспокоенность у родителей и специалистов. Ключевые слова: дошкольник, старший дошкольный возраст, детская агрессивность, причины агрессивности, критерии, показатели, уровни агрессивности. Savochkina Anastasia Alexandrovna 2nd year master student Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky in Yalta Russia, Yalta CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN Abstract: The article analyzes theoretical approaches to the concept of childhood aggressiveness, signs, as well as the main reasons for its manifestation. The purpose of the article is to study the manifestation of aggressiveness in older preschool age. Experts in the field of child psychology note the importance and complexity of this problem. The spread of cruelty in children's groups causes concern among parents and specialists. Key words: preschooler, senior preschool age, children's aggressiveness, causes of aggressiveness, criteria, indicators, levels of aggressiveness. Актуальность статьи обусловлена тем, что детство является важным периодом для развития ребенка, когда закладывается фундамент дальнейшего 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru становления личности, раскрываются основные тенденции и ориентация этого развития. Одной из основных проблем данного возраста является повышенная агрессивность. Агрессивность у детей является серьезной психологической и социальной проблемой. Агрессивные дети драчливы, возбудимы, раздражительны, враждебны к окружающим. С развитием чувственной сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, детская агрессивность у большинства дошкольников снижается. Отметим, что у некоторых детей агрессивность развивается и на дальнейшем этапе школьного обучения, что проявляется в потере возможностей полноценного общения с ровесниками, деформации полноценного развития, возникновении трудностей принятия новых социальных ролей и сложностей в учебной деятельности [1, c. 56]. «Агрессивное поведение» - определяется из нормативного подхода и имеет решающее место понятию «нормальное поведение» - высказывается Т.Г. Румянцева. «Норма» - принятые в определенном обществе или группе правила поведения, регулирующие человеческие отношения. Отталкиваясь от этого, мы можем, определить понятие: «агрессивное поведение - это поведение, отвечающее двум обязательным условиям: когда есть последствия, пагубные для жертвы, и когда нарушаются нормы поведения в обществе». Существуют понятия не преднамеренное агрессивное поведение это случайное причинение вреда человеку. На протяжении всего нахождения в детском саде это является обычное дело, чаще всего кто-нибудь случайно или непреднамеренно толкает или ударяет кого-нибудь. И по случаю этого мы говорим о том что, ребёнок «гиперактивный», он не чувствует, как в любой игре или шалости «сносит» все на своем пути. Агрессивное поведение, является попыткой самоутвердиться и по и проявляется чаще всего у детей дошкольного возраста в качестве игры. В данной игре ребёнок отрабатывает лидерские способности. В настоящее время работы зарубежных и отечественных авторов свидетельствуют о сложности и многоплановости данной проблемы; при анализе трудов по данной теме были выявлены противоречивые взгляды на понятие 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru «агрессивность». Под этим термином в «Кратком словаре системы психологических понятий» К.К. Платонова понимается «стремление к насильственным действиям в межличностных отношениях, могущее проявляться как ситуативный кратковременный психический процесс или состояние» [2, с. 6]. Агрессивность также рассматривается как «психическое свойство личности, некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека… – заключается в готовности к использованию негативных средств для реализации своих целей и предпочтении таких средств» [3, с. 7]. По Международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) агрессивность относят к нарушениям социального поведения. Применительно к старшим дошкольникам считаем правомерным использовать «проявление агрессивных реакций». Формирование гуманного и нравственного отношения к окружающим начинается в дошкольном возрасте и в дальнейшем является значительной опорой для становления в обществе ребенка как личности. В психологической науке накопился значительный опыт исследований агрессивности у детей дошкольников. Исследования Г.В. Бурменской, А.И. Захарова выявили, что на ранних этапах онтогенеза агрессивность у детей понимается как реакция на неблагоприятные воздействия среды и обусловливается нарушением формирования эмоциональной сферы. Агрессивность в данном случае поддается измерению и при необходимости психологической коррекции. Изучая вопрос детской агрессивности, мы также обратили внимание на определение Р.С. Немова: «Агрессивность – устойчивая или временная черта характера, проявляется во враждебности человека в отношении других людей, животных, а также по отношению к предметам окружающего мира…» [5, c. 44]. По мнению А.Р. Ратинова и О.Д. Ситковской, агрессивность в человеке не предусмотрена изначально, она возникает в процессе социализации в обществе и носит социально-приобретенный характер. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 3 Авторы отмечают, что агрессивность входит в систему ценностей, особенно она взаимосвязана с мотивационным аспектом. Становление происходит в детском возрасте и на этапе младшего подросткового возраста [6, c. 139]. Создается позиционная своеобразная направленность личности, включающая в себя наличие деструктивных тенденций и выбор преимущественно насильственных средств для достижения любой задачи. В нашей работе мы будем придерживаться следующего определения агрессивности – это проявление агрессивных реакций. Существуют различные причины возникновения агрессивности у детей. Так, Г.Э. Бреслав среди распространенных причин выделяет: желание привлечь к себе внимание детей; стремление получить предмет; занять главенствующее положение в коллективе; защита и месть; ущемление достоинства другого ребенка, с целью показать собственное превосходство. Е.О. Смирнова среди психологических причин, влияющих на возникновение агрессивности у детей, отмечает недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; низкий уровень саморегуляции; проблемы развития игровой деятельности; проблемы принятия в детском коллективе [7, c. 589]. Е.С. Ениколопов отмечает, что дети, также как и взрослые, могут проявлять агрессивность в полной мере. Для ребенка демонстрация агрессивности это один из методов привлечь внимание. Большое внимание в работах по данной тематике уделяется социальному фактору, роли семьи, которая в настоящее время признается главным социальным источником агрессивности. В семье происходит начальная социализация, дошкольник учится взаимодействовать с другими людьми, усваивает определенную форму отношений, которая сохраняется у него на протяжении всей жизни [8, c. 78]. К агрессивности относят враждебность, конфликтность, раздражительность, непослушание, негативизм, драчливость и жестокость у детей. Проблема детской агрессивности постепенно разрешается в процессе развития личностно-смысловой сферы и развития произвольности поведения у Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 4 ребенка. Ребенок 5–7 лет все понимает, но не может взять под контроль свою агрессивность, поскольку еще не умеет полноценно управлять своими эмоциями. Иногда ребенок совершает агрессивный выпад не намеренно, а в ответ на действия от других людей, что является неуправляемой агрессивностью. К 6–7 годам начинает формироваться агрессивность, направленная лично к другому взрослому или ребенку. Отметим, что происходит изменение в проявлении форм агрессии, желание драться и другие агрессивные действия заменяются на более социализированные формы [9, c. 432]. Отсутствие мер по предупреждению и исправлению агрессивности может привести к ухудшению дальнейшего становления и развития ребенка как личности. Поэтому и возникает необходимость своевременной диагностики агрессивности у детей. Вербальная агрессия делится на косвенную и прямую. Косвенная вербальная агрессия имеет направленность на высказывание обвинений или угроз ровеснику, которые совершаются в различных выражениях. У детей дошкольного возраста это могут быть: − жалобы. Например, «А Миша меня ударил»; − демонстративные крики, которые направлены на устранение сверстника. Например, «Уходи, надоел, Не мешай»; − агрессивные фантазии. Например, «Если не будешь слушаться, к тебе придет полицейский и посадит тебя в тюрьму». Прямая вербальная агрессия являет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Классическими формами прямой вербальной агрессии, которые применяют дети дошкольного возраста, являются: − дразнилки. Например, «ябеда-корябеда, хрюшка, обжора»; − оскорбления. Например, толстяк, вонючка, дурак. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru Физическая агрессия также делится на косвенную и прямую. Косвенная физическая агрессия имеет направленность на причинения какого-либо материального вреда другому человеку через непосредственные физические воздействия. У детей дошкольного возраста это могут быть: − разрушение продуктов деятельности другого. Например, «один ребенок намеренно ломает чужую постройку из кубиков или какого-либо другого строительного материала, или девочка испачкала красками рисунок другого ребенка»; − уничтожение или порча чужих вещей. Например, «ребенок наносит удары по столу сверстника и улыбается при виде его возмущения и расстройства, или ребенок с силой бросает на пол чужую игрушку и с удовольствием наблюдает ужас и слезы ее владельца». Прямая физическая агрессия представляет собой собственно нападение на другого человека и нанесение ему физической боли и унижения. Она может проявляться в символической и реальной форме: − символическая агрессия являет собой угрозы и запугивание. Например, один ребенок показывает кулак другому или пытается напугать его; − прямая агрессия является на посредственным физическим нападением (дракой). У детей она может проявляться в виде «укусов, царапанья, хватание за волосы, использование в качестве подручного оружия игрушек, кубиков, мячей и пр.» [3, c. 243] «В особенности часто у преобладающего большинства детей встречается прямая и косвенная вербальная агрессия, которая начинается от жалоб и агрессивных фантазий и доходит до прямых оскорблений. Есть такие дети старшего дошкольного возраста, у кого встречаются проявления физической агрессии – как косвенной, которая представляет собой разрушение продуктов деятельности других детей, поломка чужих игрушек и пр., так и прямой, при Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 6 которой дети могут бить ровесников руками, ногами или подручными средствами, кусаться и т. п.» [9, с. 152]. Появляются исследования, в которых формы и компоненты агрессии и агрессивного поведения «встраиваются» в структуру других понятий, например, ассертивности (способность быть уверенным), что позволяет разрабатывать средства коррекции агрессивного поведения и сопровождения позитивных качеств личности ребенка 5–6 лет. И для того что эффективно использовать разные средства коррекции агрессивного поведения необходимо опираться на следующие этапы проведения работы по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, выделенные детскими психологами: − установление эмоциональной связи с ребенком, которая помогает выработать желание подчиняться требованиями, снижает внутриличностную тревогу и развивает у детей способность к эмпатии и осознанию собственных агрессивных эмоций; − формирование новых установок и направленности на отказ от прежнего поведения с помощью развития у детей позитивной самооценки и обучения приемлемым и безопасным для окружающих реакциям на проблемные ситуации; − постепенный перевод эмоциональной энергии на реализацию новых установок поведения посредством развития у детей самоконтроля и способности управления агрессией и гневом. Реализация данных этапов коррекции агрессивного поведения у детей 5–6 лет позволяет детям научиться осознавать, принимать собственные агрессивные эмоции, сформировать навыки и установки на отказ от агрессивного поведения и умение перевода своих эмоций на реализацию новых установок поведения. Поэтому эти этапы необходимо учитывать при подборе любых средств коррекции агрессивного поведения у детей 5–6 лет. Сказкотерапия и сказки в частности способствуют мягкой коррекции агрессивного поведения у детей 5–6 лет, оказывая на них благоприятное воздействие. А также сказки направляют активность детей в правильное русло, в котором дети смогут заниматься самопознанием и безграничным творчеством. 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru Эффективность сказки как средства в работе по коррекции агрессивного поведения у детей 5–6 лет заключается в том, что именно в этом возрасте сказка позволяет детям с легкостью придаваться мечтам и фантазиям. При этом сказка для детей является не только вымыслом и фантазией. «Сказка является также особой реальностью, которая позволяет преодолевать сложные события и чувства и в понятной для детей дошкольного возраста сказочной форме изучать мир взрослых чувств и переживаний. Посредством сказки дети могут эмоционально объединить себя с героями сказки, и присваивать их нормы, ценности и модели поведения как свои. При этом дети отождествляют себя именно с положительными персонажами. И именно это позволяет детям усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло» [3, с. 15]. Отметим, что сказка в некоторой степени насыщает три естественные психологические потребности детей дошкольного возраста: потребность в самостоятельности, потребность в осведомленности, потребность в активности. Результатом насыщения данных потребностей является формирование таких качеств личности, как: самостоятельность, выражающееся в желании проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, предполагающая способность обладать инициативой в общении, стимулировать партнеров на коммуникативную деятельность, управлять процессом общения, эмоционально отвечать на состояние партнеров; владеть социальной компетентностью, состоящей из ряда компонентов: мотивационного, которое включает в себя отношение к другим людям, проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и способности понять особенности личности, его интересы, потребности, заметить изменения настроения у человека, эмоционального состояния и поведенческого, связанный с выбором адекватных ситуаций, способов общения [4, c. 467]. Сказкотерапия будет эффективна, если при ее проведении реализовывать следующие выделенные этапы: − познавательно-аффективная ориентировка, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 8 направленная на создание интереса к сказке и осмысление сюжета сказки, восприятие сказочных образов; − комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний поведения героев сказки в инсценировки; − выражение замещающей потребности способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и управлению своими поведенческими реакциями. Дети пробуют внести новые элементы в поведение героев, сохраняя сюжетную линию или создавая новую сказку. Таким образом, можно утверждать, что сказкотерапия будет являться наиболее эффективным средством в коррекции агрессивного поведения у детей 5–6 лет, если при ее реализации будут учтены этапы проведения сказкотерапии, а также этапы коррекции агрессивного поведения. Имея ввиду корректирующее свойство сказок. Так именно в сказках дети видят свои проблемы, и могут найти пути выхода из этих проблем. В сказках дети приобретают для себя новые моральные нормы и ценности, позволяющие им хорошо контактировать с внешним миром. Список литературы: 1. Астанакулова П.В. Агрессивность как проблемная форма межличностных отношений дошкольников // Труды Брат. гос. ун-та. Серия. Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 1. С. 65–68. 2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб. : Речь, 2019. 144 с. 3. Жигинас Н.В., Сухачева Н.И. Социальнопедагогические условия детской агрессии // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 4 (18). С. 34–39. 4. Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2011. 224 с. 5. Неймер Ю.Л. Психологический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 604 с. 6. Перешеина Н., Заостровцева М. Агрессивность дошкольников. Коррекция поведения. М.: Сфера, 2016. 112 с. 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 7. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 175 с. 8. Шамухаметова Е.С., Киселева Е.В. Взаимосвязь детских страхов и уровня агрессивности в старшем дошкольном возрасте // Глобальные проблемы в международных академических исследованиях: сб. науч. тр. по мат. Междунар. науч.-практич. конф., 8 февраля 2022 г. М.: Профессиональная наука, 2022. С. 71–75. 9. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Минск : Харвест, 2018. 199 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2024 https://tribune-scientists.ru 10