- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Статья опубликована в журнале за "Март 2024"
Автор(ы) статьи: Махлаева Я.Б.
PDF файл статьиУДК 34.01 Махлаева Яна Бадмаевна студентка 2 курса магистратуры Институт магистратуры и заочного обучения Саратовская государственная юридическая академия Россия, г. Саратов e-mail: mahlaevayana78@gmail.com Научный руководитель: Брянцева О.В., Кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры информационного права и цифровых технологий Саратовская государственная юридическая академия Россия, г. Саратов ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Аннотация: В современном мире большое распространение приобретает искусственный интеллект. Активное использование искусственного интеллекта наметилось и в органах государственной власти. При использовании искусственного интеллекта в процессах принятия решений очень важно, что он может заменить человека при выполнении рутинных операций, в автоматизированных системах поддержки, при сборе и анализе большого объема информации. Внедрение искусственного интеллекта требует создания правовой основы регулирования. Ключевые слова: искусственный интеллект, правовое регулирование, государственное и муниципальное управление, органы государственной власти, информационные системы. Makhlaeva Yana Badmaevna 2nd year master student Institute of Master's and Correspondence Studies Saratov State Law Academy Russia, Saratov Scientific adviser: Bryantseva O.V., Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Information Law and Digital Technologies Saratov State Law Academy Russia, Saratov Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 1 THE PROBLEMS OF INTRODUCING ARTIFICIAL INTELLIGENCE INTO PUBLIC AUTHORITIES Abstract: Artificial intelligence is becoming widespread in the modern world. The active use of artificial intelligence has also been outlined in government agencies. When using artificial intelligence in decision-making processes, it is very important that it can replace a person when performing routine operations, in automated support systems, when collecting and analyzing a large amount of information. The introduction of artificial intelligence requires the creation of a legal regulatory framework. Key words: artificial intelligence, legal regulation, State and municipal administration, public authorities, information systems. В современном мире большое распространение приобретает искусственный интеллект [1, с. 185]. В соответствии с Программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р [2, ст. 5138], искусственный интеллект (ИИ), одновременно с аналитикой больших данных и интернетом вещей, является одним из основных направлений развития инструментов цифровизации России, как части современных систем управления во всех экономических отраслях, в том числе сфере государственного и муниципального управления. «10 октября 2019 года в России был принят федеральный проект «Искусственный интеллект» в рамках Национальной стратегии развития искусственного интеллекта (ИИ) на период до 2030 года, где одним из показателей внедрения и распространения технологий ИИ обозначено увеличение количества учреждений социальной сферы и органов государственной и муниципальной власти, использующих искусственный интеллект для повышения эффективности своей деятельности» [3, с. 322]. Отношение к системам ИИ очень разное. Одни наделяют их признаком субъектности, фактически причисляя его к чему-то сверхъестественному, а другие к системам для выполнения сложных расчетов [4, с. 37-50]. При использовании ИИ в процессах принятия решений очень важно, что он может заменить человека при выполнении рутинных операций, в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 2 автоматизированных системах поддержки, при сборе и анализе большого объема информации. В декабре 2022 года правительство Российской Федерации утвердило дорожную карту «Развитие высокотехнологичного направления «Искусственный интеллект» на период до 2030 года» [5]. К основным направлениям развития ИИ в государственном управлении можно отнести упрощение оказания государственных услуг без бюрократических проволочек и в понятной форме; планирование системы социальных застроек с учетом всех нюансов, таких как транспортная доступность, плотность застройки, плотность населения и т.п.; развитие медицинской диагностики; разработка и развитие систем для автоматического анализа снимков со спутников, что поможет в контроле за решением целого ряда задач [6]. Активное использование искусственного интеллекта наметилось в органах государственной власти. «Инструментарий искусственного интеллекта, информационно-коммуникационных технологий основан на использовании технологий автоматической обработки больших объемов информации, данных, используемых для решения оперативных, текущих, стратегических задач управления государством» [7, с. 93]. Представляется, что такие технологии позволяют государственным учреждениям наиболее эффективно предоставлять услуги. Следует отметить, что специфика работы государственных органов такова, что там большой объем информации, документов. При этом человеческих ресурсов не хватает на то, чтобы анализировать и изучать все документы быстро и без потери качества. Использование ИИ направлен на то, чтобы ускорить этот процесс, поскольку у него есть возможность просматривать тысячи документов за секунды. Использование средств искусственного интеллекта позволяет государственным служащим осуществлять быстрый поиск информации во всех базах данных [8, с. 102]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 3 Интеллектуальная система может выполнять рутинные операции за человека. Она же подсказывает сотруднику, что какие-то данные нужно перепроверить, если точность определения реквизита в карточке обращения недостаточно велика. В настоящее время в системе государственных органов используются различные цифровые технологии и информационные системы [9, с. 146]. Рассмотрим, как эти системы меняются при внедрении в них технологий ИИ. Одним видом государственной информационной системы является ГАС Правосудие. Она используется для обеспечения автоматизации функционирования судебной системы. Так, в вышеназванную систему можно вносить информацию о делах, находящихся в производстве различных судов общей юрисдикции (для арбитражных судов создана отдельная система «Мой арбитр»). В такие системы вносится информация об участниках процесса, их адресах, контактных данных, сведениях о значимых датах в производстве по делу, о вынесенных судебных актах. В указанной системе возможно осуществлять поиск данных по определённым запросам, алгоритмам. При этом указанная система содержит как данные судов первой инстанции, так и данные вышестоящих судов, что позволяет обеспечить взаимообмен информацией. Информация, загруженная в систему в автоматическом режиме, выгружается на сайте соответствующего суда, что позволяет обеспечить ознакомление граждан с информацией о деятельности судов. Исключение составляет информация ограниченного доступа, касающаяся отбельных категорий судебных споров, к которым, например, относятся сведения о судебных спорах, связанных с правами несовершеннолетних. Кроме ГАС Правосудие в судопроизводстве используется много обычных цифровых технологий, таких как электронная подача документов, видео- конференц-связь, веб-конференции. А в 2024 году планируется запустить систему «Правосудие онлайн» с использованием технологий ИИ [10]. Искусственный интеллект не заменит судью, но, проанализировав большой Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 4 объем процессуальных документов, поможет создать проекты судебных актов, систематизировать судебную практику, составить статистические отчеты, расшифровать аудиопротоколы и т.п. Еще одной информационной системой является «Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов» (АИС ФССП России) [11, с. 15-19]. В ней осуществляют работу службы судебных приставов. В указанной системе содержится информация обо всех исполнительных производства, находящихся на исполнении. Именно в этой системе происходит взаимодействие службы судебных приставов с банковскими учреждениями и организациями, с государственными регистрационными органами при направлении запросов об имуществе должников. В АИС ФССП России пристав может осуществлять некоторые меры принудительного исполнения. Например, накладывать арест на счетах, находящиеся в банках, формировать постановление об ограничении права на выезд за пределы РФ, о чем направляется информация в соответствующий уполномоченный государственный орган. В АИС ФССП России реализуется пилотный проект по использованию ИИ для автоматического возбуждения исполнительных документов. Для автоматической обработки вызовов используется бот «Полина», который может предоставить разнообразную информацию о возбужденных исполнительных производствах и вытекающих из них последствиях, таких как арест имущества, различные ограничения, движения по счетам, а также о порядке записи на личный прием, режиме работы подразделений и т.п. Также с роботом «Полина» можно пообщаться в социальной сети «ВКонтакте» [12]. Подводя итог, отметим, что внедрение искусственного интеллекта во все сферы жизни, и в частности в управление, требует создания правовой основы регулирования как искусственного интеллекта, так и связанных с ним технологий. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 5 1. Калашникова, Е. Б. Проблемы праворегулирования телемедицины в условиях цифровой экономики // International scientific research 2018: XLI Международная научно-практическая конференция, Москва, 23 ноября 2018 года. Москва: Научный центр «Олимп», 2018. С. 185. 2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Собрание законодательства. 2017. № 32. Ст. 5138. 3. Манина М. В. Искусственный интеллект в системе государственного управления // Цифровая экономика и финансы: Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 16–17 марта 2023 года. Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2023. С. 322. 4. Брянцева О.В., Брянцев И.И. Проблема субъектности искусственного интеллекта в системе общественных отношений // Вестник Поволжского института управления. 2023. Т. 23. № 3. С. 37-50. 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2022 № 4267-р «О подписании соглашения о намерениях между Правительством Российской Федерации и заинтересованными организациями в целях развития высокотехнологичного направления «Искусственный интеллект» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 30.12.2022 г. 6. Основные направления развития ИИ в сфере госуправления. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://digital.gov.ru/ru/events/45882/ (дата обращения 29.01.2024 г.). 7. Кузнецова И. В. Методики оценки эффективности применения цифровых технологий в системе государственного управления // Новые технологии. 2021. Т. 17. № 2. С. 93. 8. Солдаткина Ю. В. Применение искусственного интеллекта на государственной службе // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности: Сборник материалов VI Международной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 6 научно-практической конференции, Москва, 21 февраля 2022 года / Редколлегия: Л.К. Гуриева, З.Ш. Бабаева [и др.]. Москва: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2022. С. 102. 9. Афанасьев С.Ф., Борисова В.Ф., Брянцева О.В., Воронцова И.В., Зарубина М.Н., Калмазова Н.А., Малько А.В., Нырков В.В., Солдаткина О.Л. Трансформация правового регулирования отношений, связанных с применением цифровых технологий в судебной системе и в системе исполнения судебных актов // Монография в 2-х частях. Т. 2. Москва, 2022. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс». С. 146. 10. Суды планируют подключить искусственный интеллект к составлению решений // URL: https://rg.ru/2023/05/25/robot-pomozhet- rassudit.html (дата обращения 29.01.2014) 11. Брянцева О.В., Солдаткина О.Л. Цифровизация исполнительного производства: особенности правового регулирования // Право. Законодательство. Личность. 2021. №2 (33). С.15-19. 12. Робот «Полина» и пристав на основе ИИ - глава ФССП Аристов о цифровизации ведомства [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://rapsinews.ru/digital_law_news/20230811/309125611.html (дата обращения 29.01.2024 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 7