- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА
Статья опубликована в журнале за "Март 2024"
Автор(ы) статьи: Абдурахманова А.Т.
PDF файл статьиУДК 37.015.31 Абдурахманова Айгуль Тахировна Термезский государственный университет Узбекистан, Термез e-mail: kafedra.psi@mail.ru ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА Аннотация: Одной из основ психологических ресурсов является профессиональная идентичность личности, включающая знания, убеждения, установки, ценности и стремления, которые регулируют профессию. При конструировании профессиональной идентичности предполагается усвоение и демонстрацию поведенческих норм, стандартов и ценностей профессионального сообщества. Личность начинает «думать, действовать и чувствовать» как член данного сообщества. В профессиональной идентичности личность в качестве психологического ресурса должна вступать в рабочие отношения, участвовать в профессиональной деятельности в организации. Ключевые слова: личность, психологические ресурсы, профессиональная идентичность, проектный подход, становление, формирование. Abdurakhmanova Aigul Takhirovna Termez State University Uzbekistan, Termez PROFESSIONAL IDENTIFICATION PSYCHOLOGICAL RESOURCES FOR IMPLEMENTING THE PROJECT APPROACH Abstract: One of the foundations of psychological resources is a person’s professional identity, which includes knowledge, beliefs, attitudes, values and aspirations that regulate the profession. When constructing professional identity, the assimilation and demonstration of behavioral norms, standards and values of the professional community are assumed. The individual begins to “think, act and feel” as a member of a given community. In professional identity, the individual, as a psychological resource, must enter into working relationships and participate in professional activities in the organization. Key words: personality, psychological resources, professional identity, project approach, formation, formation. Профессиональное обучение в 21 веке сталкивается с серьезными проблемами как в разнообразии программ обучения в вузах, так и в условиях 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru колебаний рынка труда [4-6]. В этом процессе возникают определенные проблемы, в том числе вопрос признания самим и другими развития профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность начинается с собственной идентичности... Жан-Жак Руссо предлагает вычесть из определения личности все, что относится к изменениям, произведенным в нем обществом: мышление, разум, страсти, поведение... То, что остается от человека после процесса, является, следовательно, существом, способным к сознанию... Сартр поддерживает тезис экзистенциалистской философии: в человеке существование предшествует сущности. Оно объясняет, что вещь есть то, что она есть, а не то, чем она не является. Человек, напротив, не есть то, что он есть (профессия в данном случае его не определяет), и он есть то, чем он не является (он может заниматься другой профессией). Другими словами, человек может посредством своего выбора создать то, чем он является (его существование предшествует его сущности), он свободен и, следовательно, несет ответственность за то, чем он является. Но философы не единственные, кто занимается построением личности и его будущего. Виникотт связывает телесную трансформацию с закреплением себя и подчеркивает, что построение эго-идеала переживается в отношениях с другими и требует определенного нарциссического вложения субъекта в психоаналитический подход. Гоффман, используя более интеракционистский подход и используя театральную метафору, развивает идею о том, что социальная жизнь подобна сцене (региону, где происходит спектакль) со своими актерами, аудиторией и закулисьем: пространство, позволяющее ей, является дело актеров в том, чтобы противоречить впечатлению, произведенному в представлении. Фасадом он называет различные элементы, с которыми актер может играть, например, обстановку, а также личный фасад (отличительные знаки, статус, одежда, мимика, пол, жесты и т. д.). Актеры выходят на сцену, предлагая зрителям тот образ, который они себе создают. Они могут играть несколько ролей, при этом Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 2 одна не является более верной, чем другая, и дистанцироваться от них, играя на той степени уважения к правилу, которое они считают необходимым или адекватным. Таким образом, будущее личности разыгрывается на этой постоянной театральной сцене жизни. Исходя из философских теорий о природе, личность совершенствуется. Таким образом, человек может стать бесконечностью вещей, но своим выбором он несет ответственность за свое существование. На этом этапе размышлений можно сказать, что профессия человека придает ему ценность. Следовательно, если человек придает такое значение труду в определении себя, то это потому, что работа обеспечивает ему признание. Человек более или менее чувствителен к признанию, которое он получает от общества, от других или от самого себя, и именно эта степень чувствительности определяет место, которое он отводит работе в определении своего Я. Но если индивидуум, следовательно, может по праву стать бесконечностью вещей, он фактически станет только одним. Его существование, опыт заставят сделать выбор, особенно в отношении профессиональной деятельности. Надо признать сложность и решающую природу выбора, предоставляемого человеку, особенно в той профессиональной сфере, которая интересует. Это объясняет, почему его личность на самом деле является конструкцией. Идентичность – это одновременно идентичность для себя и идентичность для других. Идентичность самого себя относится к образу, который человек конструирует о себе. Идентичность для других —образ, который проецируется другим. Наконец, идентичность строится через образ, который посылают другие. Таким образом, идентичность возникает в процессе конструирования [3]. Это результат взаимодействия этих трех параметров. Используя определение идентичности, исследуем, что такое профессиональная идентичность, опираясь на различные положения. Профессиональная идентичность является, прежде всего, компонентом общей идентичности человека и развивается на основе личностной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 3 идентичности посредством включения человека в формы социальной жизни [1]. С глобальной точки зрения понятие профессиональной идентичности включает в себя три основных элемента: живой мир труда: объективная рабочая ситуация и значение, придаваемое ей человеком, рабочие отношения: субъективное восприятие межличностных отношений и ощущение принадлежности к неформальным группам, профессиональные траектории и восприятие будущего: описание различных этапов и изменений, касающихся профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность – это также способ, которым различные группы работников идентифицируют себя со своими коллегами, лидерами и группой. Оно основано на четких коллективных представлениях и является результатом идентификации с другими, основанной на самоинвестировании в социальные отношения [2]. Таким образом, понятие идентичности характеризуется как определением «я сам по себе», так и «я по отношению к другим». Самоидентификация — это набор мысленных представлений, позволяющих индивидуумам найти связность, преемственность между настоящим и прошлым опытом. Идентичность через других — это система ориентиров, ведущая к открытию того, что близко и различно: это синтез внутренней транзакции внутри индивида и внешней транзакции между индивидами и организациями, с которыми они вступают во взаимодействие. Дубар поддерживает это определение, признавая, что профессиональная идентичность является результатом властных отношений и членства в группе. Он подчеркивает, что построение идентичности зависит от признания, которое человек получает за свои знания, свои навыки и свой имидж. Профессиональная идентичность — это и профессиональная принадлежность. Идентичность является для индивида потребностью в социальной интеграции для достижения определенного самопознания. Профессиональной идентичностью в данном случае будет чувство принадлежности к профессии, возникающее в результате социализации и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 4 результатом которого является соответствие коллективным нормам. Для последнего характерно использование общепринятых практик, лексики или жестов. Профессиональная идентичность тогда предстает как результат процесса идентификации с коллективами, независимо от того, зависит ли от членства в профессиональных группах или нет. Но как и на чем строится идентичность? Профессиональная идентичность начинается с собственной идентичности... Опираясь на некоторые элементы гуманитарных наук, чтобы попытаться определить концепцию, мы получаем видение в нескольких цветах, что позволяет нам подойти к процессу профессиональной идентичности. Проанализировав процесс построения идентичности на рабочем месте, подход позволил выявить исходные элементы профессиональной идентичности: образование, профессия, группы и организации. В то же время охарактеризован процесс конструирования идентичности как индивидуальный и коллективный, но, прежде всего, как непрерывный и нестабильный процесс. Список литературы: 1. Абдурахманова А.Т. Проектная деятельность в образовании: на примере реализации национальной программы образования (Узбекистан) // Коллекция гуманитарных исследований. 2023. №. 1 (35). С. 29-35. 2. Абдурахманова А. Т. Проектный подход как инновационный метод в обучении // Вестник национального университета Узбекистана. 2023. №1(5). С. 30-39 3. Абдурахманова А.Т. Компетентностные основы проектного подхода в становлении специалистов. // O‘ZBEKISTON MILLIY UNIVERSITETI XABARLARI. 2023. № 1(8). С. 5-7 4. Поварёнков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. Ярославль : ЯГПУ, 2003. С. 154-163. 5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 6. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001. 272 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 6