- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2024"
Автор(ы) статьи: Халенко Г.С.
PDF файл статьиУДК 376.6 Халенко Галина Сергеевна Социальный педагог МОУ «Сергиевская СОШ» Россия, Белгородская область, Краснояружский район e-mail:ggaallaa86@mail.ru СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ Аннотация: В статье раскрыто понятие трудной жизненной ситуации, актуальность проблемы в наши дни, причины появления такой категории детей, а также описан алгоритм работы специалиста с несовершеннолетними, попавшими в ТЖС. Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, социально- педагогическое сопровождение, этапы деятельности социального педагога. Halenko Galina Sergeevna Social pedagogue MOU "Sergievskaya Secondary school" Russia, Belgorod region, Krasnoyaruzhsky district SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN, THOSE WHO FIND THEMSELVES IN A DIFFICULT LIFE SITUATION Abstract: The article reveals the concept of a difficult life situation, the relevance of the problem in our days, the reasons for the appearance of such a category of children, and also describes the algorithm of the specialist's work with minors who have fallen into TZHS. Key words: difficult life situation, socio-pedagogical support, stages of activity of a social pedagogue. Введение Несовершеннолетние граждане, столкнувшись с тяжелыми, непосильными для их возраста и уровня развития обстоятельствами, не всегда способны самостоятельно их преодолеть, и тогда они приобретают статус детей «группы риска» или несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию (далее — в ТЖС) Количество асоциальных и малоимущих семей, а также детей, оставшихся без надзора родителей, не идет на спад, а число неполных семей Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru 1 ежегодно растет. Категория «трудная жизненная ситуация» имеет множество подкатегорий, и каждая из них требует помощи и поддержки не только со стороны государства, но и со стороны специалистов-профессионалов разных сфер жизнедеятельности, в том числе и социальных педагогов. Что такое трудная жизненная ситуация? Есть несколько определений. Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [1]. Трудная жизненная ситуация обозначает положение, в котором оказался человек, серьезно сказывающееся на его благополучии и безопасности, из которого он не может выйти самостоятельно, сохраняя собственное достоинство [2, с. 25]. Во всех определениях важным остаются основные черты: это угроза жизнедеятельности, нарушение социальных функций человека, трудности в связи с самостоятельным выходом из ситуации и нужда в сторонней помощи. В контексте детства трудная жизненная ситуация затрагивает жизнь и развитие ребенка, его психическое и физическое здоровье, юридические права, социальное благополучие, а также функционирование его семьи. Причины, определяющие несовершеннолетнего в трудной жизненной ситуации: 1. Одной из основных причин появления категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» является семейное неблагополучие, а именно: наркомания или алкоголизм в семье; низкая материальная обеспеченность, нищета; конфликты между родителями и родственниками; жестокое обращение с детьми, насилие в семье. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru 2. Дети без попечения родителей. Чаще всего это происходит из-за лишения родительских прав. 3. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Имеются ввиду дети с особенностями в психическом и/ или физическом развитии; 4. Дети, ставшие жертвами межнациональных (в том числе вооруженных) конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий. 4. Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев. 5. Жертвы насилия, физического, психологического, сексуального или насилия, существующего в виде пренебрежения нуждами ребенка. На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. По Л.В. Мардахаеву социально-педагогическая поддержка — это целенаправленная деятельность социального педагога, суть которой заключается в помощи ребенку и его семье через создание условий поддержки, а также через стимулирование побуждения личности разобраться самостоятельно в причинах своей трудной ситуации и преодолеть ее. Иными словами, социальный педагог поддерживает ребенка и в то же время воспитывает в нем навык справляться с проблемой собственными усилиями [2, с. 35]. Лев Владимирович считал, что, социально-педагогическое сопровождение и поддержка — синонимичные формы деятельности, различные только тогда, когда под сопровождением понимается формальный набор действий. Значит, поддержка в какой-то мере несет в себе личное, субъективное участие самого специалиста. Работа социального педагога напрямую связана с работой с несовершеннолетними, оказавшимися в ТЖС, и их семьями. Цель социально- Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru 3 педагогической деятельности заключается в создании безопасной и психологически благоприятной атмосферы, способствующей развитию и социализации личности ребенка, с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. Несколько этапов деятельности социального педагога: 1. Диагностический. Цель этапа: сбор информации по клиенту и его проблеме. 2. Планировочный. Цель этапа: определение порядка взаимодействия клиента со специалистом. 3. Реализационный. Цель: социально-педагогическая коррекция и реабилитация ребенка. 4. Итоговый. Цель: анализ результатов работы. 5. Рефлексивный. Цель: самоанализ. Все этапы взаимодействия педагога с ребенком в ТЖС включают в себя социально-педагогическую поддержку [3, с. 15]. Несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации — это целевая группа детей, с которой работает социальный педагог. Смысл взаимодействия специалиста с данной категорией заключается в оказании поддержки и помощи в процессе преодоления ребенком трудной ситуации. 1. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. 269 с. 3. Дети в трудной жизненной ситуации: Новые подходы к решению проблем / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. М.: ООО «Малый бизнес», 2010. 49 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 4