- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2024"
Автор(ы) статьи: Зыкова С.Э.
PDF файл статьиУДК 37.013.32 Зыкова Светлана Эдуардовна воспитатель МОУ «Сергиевская СОШ» Россия, Краснояружский район еmail: zykova.72@list.ru РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития детей в детских садах в группах, одновременно содержащих детей разного возраста. Автор исследует особенности и преимущества разновозрастных групп в детских садах. Создатель статьи акцентирует внимание на том, каким именно образом разновозрастные группы влияют на развитие детей, эмоциональную стабильность и социальные навыки. Ключевые слова: разновозрастная группа, разновозрастное взаимодействие, межвозрастное взаимодействие, одновозрастная группа, дошкольное образование. Zykova Svetlana Eduardovna teacher Municipal educational institution "Sergievskaya Secondary School" Russia, Krasnoyaruzhsky district THE DEVELOPMENT OF POSITIVE PERSONALITY TRAITS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH PLAY ACTIVITIES Abstract: The article examines the peculiarities of the development of children in kindergartens in groups simultaneously containing children of different ages. The author explores the features and advantages of different age groups in kindergartens. The author of the article focuses on exactly how different age groups affect children's development, emotional stability and social skills. Key words: multi-age group, multi-age interaction, inter-age interaction, same- age group, preschool education. Изучению влияния игры на формирование положительных качеств личности в игровой деятельности были посвящены исследования многих отечественных и зарубежных психологов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, З. В. Мануйленко, Д.Б. Эльконина, М. Е. Усовой, Л.А. Венгер. Более того, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru 1 современные исследователи компетентные в вопросах психологии развития Л. С. Обухова, Е. Е. Сапогова, В. С. Мухина, Г.С. Абрамова говорят о том, что становление личности дошкольника происходит непосредственно в игровой деятельности как ведущей деятельности данного возраста. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. К сожалению, ведущая деятельность ребенка переживает кризис. Утверждение что ребенок развивается в игре давно ни у кого не вызывает сомнений. Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня игровая деятельность игра уходит из жизни дошкольников. Сегодня изменились условия развития детской игры. Одно из основных условий это отсутствие неформальных разновозрастных групп дворовые сообщества как главного условия передачи игрового опыта привело к разобщению детей, а значит потере навыков взаимодействия. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому от старших к младшим. Раньше игра естественным образом передавалась от старших детей к младшим и никаких усилий взрослых не требовалось. В настоящее время эта связь детских поколений прервана разновозрастные детские сообщества в семье во дворе в квартире - встречаются лишь как исключение. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом [1, с. 198-203]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru 2 Развитие ребёнка начинается с его рождения. Это многосторонний процесс взаимодействия родителей, общества и саморазвития. Главная ответственность, конечно, возложена на семью. Здесь начинается познание себя как отдельного индивидуума, познаются разные варианты взаимодействия с другими людьми и варианты ответных реакций. В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...». Особенно важно то, что под влиянием деятельности, дающей определенный результат, у детей формируются новые мотивы поведения. При выполнении трудовых заданий дети учатся руководствоваться той пользой, которую они приносят другим людям (семье, своей группе и даже обществу в целом). Мотивы, возникающие в деятельности, создают условия для развития общих и специальных способностей у ребенка. Направленность на результат деятельности развивает трудоспособность — один из основных компонентов любой способности. Трудоспособность в большой мере обеспечивает успех в деятельности, что поощряется общественным признанием. Удовлетворение Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru 3 притязания на признание побуждает ребенка к новым достижениям. Таким, образом, формируется внутренняя установка на определенный вид деятельности. Включение ребенка в продуктивные виды деятельности — условие развития способностей [2, с. 49-52]. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления [3-5]. В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда, обучения. Игровая деятельность имеет обучающий характер. Основную роль при этом играет воспитатель. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим родитель или воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Так, по мнению А. В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал. Таким образом, для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru 4 Cписок литературы: Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует у ребенка новые знания, умения, навыки, осуществляет умственное развитие дошкольника, оценивает деятельность в соответствии с особенностями детей, обеспечивает охрану жизни и здоровья, воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. 1. Букатов В.М. Настольная книга воспитателей с деловыми разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями по социоигровым способам проведения занятий в старших и подготовительных группах детского сада. Монография. СПб.: Образовательные проекты, 2019. 216 с. 2. Журавлева Л.В. Камертон детства и некоторые шедевры. Истории про больших и маленьких в детском саду. М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2015. 128 с. 3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 352 с. 4. Якшина А.Н. Разновозрастные группы в детском саду: возможности и риски для развития дошкольников // Современное дошкольное образование. 2022. № 1(109). С. 4–14. 5. Федеральная служба государственной статистики. Дошкольное образование. Данные за 2022 год. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 23.02.2024 г.). 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru