- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2024"
Автор(ы) статьи: Бабушкина О.В.
PDF файл статьиУДК 37.013 Бабушкина Ольга Васильевна студентка 4 курса Удмуртский государственный университет Россия, г. Ижевск e-mail: 89127620810@mail.ru ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ Аннотация: В данной статье рассматривается значимость формирования педагогической компетентности у родителей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в условиях надомного обучения. Приводятся определения понятий «педагогическая компетентность», «педагогическая компетентность родителей», рассматриваются компоненты, входящие в указанные понятия. Описываются формы работы по формированию педагогической компетентности родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями здоровья. Ключевые слова: педагогическая компетентность, педагогическая компетентность родителей, формы работ по формированию педагогической компетентности родителей, программы повышения педагогической компетенции, психолого-педагогические знания. Babushkina Olga Vasilievna 4th year student Udmurt State University Russia, Izhevsk FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS OF CHILDREN WITH SEVERE AND MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISORDERS IN CONDITIONS OF HOME EDUCATION Abstract: This article discusses the importance of developing pedagogical competence in parents of children with severe and multiple developmental disorders in the conditions of home education. Definitions of the concepts “pedagogical competence”, “pedagogical competence of parents” are provided, and the components included in these concepts are considered. The forms of work to develop the pedagogical competence of parents with children with severe health problems are described. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 1 Key words: pedagogical competence, pedagogical competence of parents, forms of work to develop the pedagogical competence of parents, programs for improving pedagogical competence, psychological and pedagogical knowledge. Важнейшую роль в воспитании и личностном развитии ребенка, его индивидуальных особенностей и социальных свойств играет семья. Особенно это утверждение актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых родители являются не только воспитателями, но и во многом педагогами, позволяющими несмотря на тяжелые нарушения в развитии получить необходимый запас знаний и умений. Само понятие «педагогическая компетентность» еще неоднозначно определено в педагогике, но в общем виде под ним подразумевается «осведомленность работника относительно определенной профессиональной деятельности и профессионального поля, в котором он действует» [1, с. 52]. Если говорить конкретно о педагогической компетентности родителей, то следует назвать ряд аспектов, входящих в нее. Сюда относится ценностно- мотивационный компонент, отражающий реализацию личности в роли родителя и семьянина, когнитивный компонент, предполагающий владение основными теоретическими знаниями в области дидактики и педагогики. Также в педагогическую компетентность родителей входят операциональный и аффективный компоненты, направленные на контроль эмоционального состояния человека в ходе реализации функций воспитания и образования ребенка с нарушениями здоровья. Необходимо подчеркнуть, что формирование педагогической компетентности родителей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в условиях надомного обучения невозможно без помощи социального педагога и психолога, которые делятся с папами и мамами не только необходимым психолого-педагогическими знаниями, но и предоставляют индивидуальную и педагогическую поддержку с учетом специфики заболевания каждого ребенка. Формирование указанной компетенции происходит в формате индивидуальных и групповых консультаций, конференций, заседаний круглого Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 2 стола, деловых игр, семинаров-практикумов и другое. Единственное, следует учитывать тот факт, что родители, воспитывающие детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, недостаточно мобильны, и подобные мероприятия лучше проводить в дистанционном режиме. Однако стоит понимать, что родители, имеющие детей с глубокими нарушениями интеллекта, недостаточностью разработанности сенсорной сферы, тяжелыми недоразвитиями речи и другими подобными заболеваниями, не должны надеяться только на помощь специалистов, а сами активно участвовать в воспитательном и образовательном процессах, особенно это актуально в связи с тем, что дети с подобными заболеваниями находятся на домашнем обучении [2-11]. Родителям, воспитывающим детей с тяжелыми нарушениями здоровья, специалисты рекомендуют выработать собственную программу повышения педагогической компетенции. Незаменимую помощь в этом окажут идеи Л.М. Семеновой и А.В. Бирюковой об «университетах для родителей», проект М.Э. Заборского «Школа для родителей». Сегодня активно говорят об актуальности «Психолого-педагогических гостиных», где происходят не только просветительские, но и психотерапевтические мероприятия, которые незаменимы для родителей, часто страдающих симптомом психологического выгорания рядом с больным ребенком. Достаточно много специализированной литературы по данному вопросу, например, книга Брюса Л. Бейкера, Алана Дж. с Брайтмана «Путь к независимости». Таким образом, мы установили, что вопрос о формировании педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с тяжелыми формами поражениями здоровья в условиях надомного обучения, актуален в современном обществе. Ребенок, не посещающий образовательное учреждение, только в семье может получить необходимый запас знаний и навыки социализации. Список литературы: 1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. 244 с. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 2. Валеева Н.Ш. Психолого- педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 4. С. 356-362. 3. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. Книга для учителей, воспитателей, родителей. Чебоксары: «Клио», 1998. 200 с. 4. Гаранькина Г.Е. Формы и методы работы социального педагога семьей ребенка- инвалида // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 1126-1128. 5. Евдокимова Е.Ю. Диагностика уровня воспитательного потенциала семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2011. № 1-1. С. 38-41. 6. Ким Т.К. Воспитательный потенциал семьи // ППМБПФВС. 2008. № 11. С. 1-5. 7. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12.12.1993] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 8. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2014. № 13 (342). С. 173-178. 9. Мартынова Д.М. Роль родителей в эффективности реабилитации и абилитации ребенка с ОВЗ // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы Международной научно- практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей 25-26 апреля 2023 г. ФГБОУ ВО «УрГПУ». 2023. С. 259-261. 10. Петровский А.П. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981. 96 с. 11. Пещеров Г.И. Институт семьи: эволюция и проблемы в современном мире // Власть. 2013. № 10. С. 106-109. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 4