- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗЛИЧИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА
Статья опубликована в журнале за "Январь 2024"
Автор(ы) статьи: Степанова И.В.
PDF файл статьиУДК 159.9.01 Степанова Ирина Валерьевна студентка 3 курса магистратуры Факультет философии и психологии Воронежский государственный университет Россия, г. Воронеж e-mail: stepanova.irina1307@yandex.ru РАЗЛИЧИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА Аннотация: Статья посвящена теоретическому анализу различий в зарубежных и отечественных подходах к изучению эмоционального интеллекта, акцентируется внимание на открытиях зарубежных и отечественных психологов и нейропсихологов, их научных трудах. Проводится краткий исторический очерк и сравнение целей исследования эмоционального интеллекта за рубежом и в России. Раскрывается структура данного понятия через разные взгляды, теории и концепции. Подсвечивается причина популяризации данного феномена и его влияние на развитие личности. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмпатия, эмоции, волевая регуляция, самомотивация, управление эмоциями. Stepanova Irina Valeryevna 3rd year master student Faculty of Philosophy and Psychology Voronezh State University Russia, Voronezh DIFFERENCES IN FOREIGN AND DOMESTIC APPROACHES TO THE STUDY OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON Abstract: The article is devoted to theoretical analysis of differences in foreign and domestic approaches to the study of emotional intelligence, focusing on the discoveries of foreign and domestic psychologists and neuropsychologists, their scientific works. A brief historical sketch and comparison of the goals of the study of emotional intelligence abroad and in Russia is carried out. The structure of this concept through different views, theories and concepts is revealed. The reason for popularization of this phenomenon and its influence on personality development is highlighted. Key words: emotional intelligence, empathy, emotions, volitional regulation, self-motivation, emotion management. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 1 В современном мире и психологической науке в частности, все больше внимания уделяется феномену эмоционального интеллекта, как системе, которая оказывает всестороннее влияние на личность и ее становление в социуме. От уровня эмоционального интеллекта зависит степень адаптивности к любым условиям жизни и способность максимально качественно взаимодействовать с другими людьми. Проблема эмоционального интеллекта активно изучается как зарубежными, так и отечественными научными деятелями, пополняя прикладную область исследований новыми данными. Рассматривая конструкт эмоционального интеллекта через призму зарубежного и отечественного подходов к изучению данного психологического феномена, исторически можно выделить две ветки, которые дополняют друг друга, но все же имеют некоторые отличия во взглядах и научной направленности. Понятие эмоционального интеллекта сформировалось в среде зарубежных психологов-исследователей, как некий, исключительно социальный компонент, влияющий на развитие личности, ее социальную адаптацию, успех и формирование межличностных связей. В то время как отечественная наука акцентировала внимание на единстве аффекта и интеллекта, как глубинной индивидуально-личностной характеристике, формирующей, в первую очередь, саму личность, ее внутренние механизмы саморегуляции, и только потом – влияние этих механизмов на успешность и лидерство. По мнению Дж. Мейера и П. Сэловея, концепция эмоционального интеллекта «отражает способность обрабатывать собственную эмоциональную информацию, а также поступающую от контакта с другими людьми и адаптироваться к ней». Они обозначали эмоциональный интеллект, как «эмоциональную компетентность» и связывали свою концепцию с Гарднеровской теорией множественного интеллекта [1]. Согласно теории Г. Гарднера, человек обладает не одним интеллектом («общим»), а сочетанием относительно независимых способностей. Сюда входит межличностный, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 2 внутриличностный, лингвистический, телесно-кинестетический, математический и другие виды интеллекта [2]. Р. Бар-Он в 1988 г. ввел понятие «эмоционально-социальный интеллект» (ESI), которое включает в себя совокупность навыков и умений человека, адаптированность к постоянно меняющимся условиям жизни и его межличностные и внутриличностные способности. К таким способностям он отнес ассертивность, самоуважение, независимость, самоактуализацию, эмоциональную осознанность, эмпатию, социальную ответственность, гибкость, контроль импульсов, стрессоустойчивость и другие [3]. Фактически каждое последующее дополнение в парадигму эмоциональной осведомленности приводило к популяризации и социализации эмоционального интеллекта, как необходимого навыка (инструмента) для успешной социальной адаптации и формирования лидерства. Сам конструкт наполнялся новыми компонентами. Наиболее популярной стала смешанная модель Д. Гоулмана, сформулированная на основе концепции эмоционального интеллекта Дж. Мейера и П. Саловея и Карузо. Он добавил в нее новые компоненты, такие как энтузиазм, настойчивость, социальные навыки. Эмоциональный интеллект, по его модели, ставшей самой популярной в современном мире, состоит из пяти групп, или наборов качеств: самосознание, саморегуляция, эмпатия, мотивация и социальные навыки [4]. Модель Гоулмана вышла за рамки теоретической и практической психологии и распространилась во много других сфер, например, в менеджменте высокий уровень эмоционального интеллекта является одним из самых необходимых компетенций для достижения успеха. К управленческому сектору требования еще выше, так как высокий статус накладывает на личность больше ответственности и качество взаимодействия с другими влияет на результативность и успешность любого рабочего процесса. Популяризация эмоционального интеллекта и направленность на достижение успеха с помощью этого «инструмента» по управлению собой и другими, в некоторой степени уводит от основной сути данного феномена. Изучение механизмов регуляции Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 3 собственных эмоциональных и интеллектуальных процессов, как единой системы, имеет более глубокие цели и задачи для личностного развития, чем просто достигнуть успеха в социальной реализации. Отечественный подход к феномену эмоционального интеллекта на современном этапе развития науки базируется на исследовании глубинных индивидуальных характеристик личности, ее особенностей, механизмов слаженной работы эмоций и интеллекта. Открытия в области нейробиологии и нейропсихологии позволяют посмотреть на конструкт эмоционального интеллекта, в прямом смысле, «изнутри» - через принцип работы нашей лимбической системы и префронтальной области неокортекса, которые и «управляют» нашей импульсивностью и неконтролируемым поведением, угнетая, или возбуждая эмоциональную активность. Умение управлять собственными реакциями с помощью интеллекта, формирование необходимых навыков регуляции через создание новых нейронных связей, пожалуй, задача более существенна и актуальна для жизни индивида, чем просто достижение социального успеха [5]. Бесценный вклад в развитие современной теории эмоционального интеллекта внес А.Р. Лурия – основатель отечественной нейропсихологии. В трудах «Высшие корковые функции человека» (1969 г.) и «Основы нейропсихологии» (1973 г.) он дает подробное описание процесса включенности всех областей мозга в любой психический процесс. [5] За самомотивацию, как компонент эмоционального интеллекта, отвечает лобная доля области коры больших полушарий, в этом центре происходит формирование и постановка целей, планов, путей реализации желаемого. Сильная замотивированность в чем- либо, как мы знаем, невозможна без подкрепления нужной эмоцией, как реакцией на не удовлетворенную потребность. По мнению А.Р. Лурии, в процессах формирования нейронных связей участвуют все отделы коры, каждый участок нашего мозга задействован в этой сложной функциональной системе для достижения нужного результата. На основании исследований А.Р. Лурии современные нейропсихологи утверждают, что эмоциональные реакции – это Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 4 системный процесс. Психолог Б. Лемберг, ссылаясь на труди А. Р. Лурии, в своей книге «Как разум общается с чувствами» обращает внимание на то, что эмоция не возникает сама по себе в каком-то отделе головного мозга, для ее образования необходимо включение множества структур из разных его областей [6]. В «Журнале высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова» в 2020 г. в соавторстве О.Р. Добрушиной, Л.А. Добрыниной, Г.А. Гариной и др. публикуется статья о взаимосвязи интероцептивного восприятия и эмоционального интеллекта. Исследование проводилось в научном центре неврологии при МГУ им. Ломоносова. Цель исследования была следующая: изучить функциональные мозговые основы, которые связывают эмоциональный интеллект с восприятием внутренних ощущений. Результаты показали, что переднюю островковую кору головного мозга можно рассматривать как коррелятор взаимодействия между интероцептивным и эмоциональным процессингом для создания новых подходов к профилактике и лечению психосоматических расстройств [7]. В труде «Мышление и речь» отечественный ученый Л. Выготский рассматривает проблему взаимосвязи эмоций и мышления через концепцию «единства аффекта и интеллекта», являющуюся фундаментальной основой, на которую опираются все современные теории эмоционального интеллекта. Особенностью его исследований является тот факт, что именно Л. Выготский описал возрастные особенности развития эмоций и интеллекта, объяснив через принцип системности, как именно один феномен влияет на другой. По его мнению, с развитием интеллекта меняется эмоциональная сфера человека и, наоборот, эмоции могут полностью «завладеть» разумом человека, меняя его поведение, если не будут под контролем. Основные положения Л.В. Выготского сводятся к следующему: «Существует связь между аффектом и интеллектом. Всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта» [8]. В.П. Зинченко, советский и российский психолог, изучал влияние аффекта и интеллекта в образовательном процессе. Он утверждал, что эмоция задает Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 5 вектор направления интеллекту, но также интеллект влияет на силу выраженности эмоции и ее интенсивность. По его мнению, знание не может сформироваться без участия аффекта, только с помощью эмоционального подкрепления оно может превратиться в понимание, а не простое механическое воспроизведение учебного материала [9]. Е.И. Первичко, российский психолог, доктор психологических наук, в своем труде «Регуляция эмоций: клинико-психологический аспект» раскрывает особенности регуляции эмоциональной сферы в норме и при сердечно- сосудистых заболеваниях. Она изучала эмоциональный интеллект коронарных пациентов на примере больных эссенциальной артериальной гипертензией и с пролапсом митрального клапана. Результаты ее исследований вносят значительный вклад не только в современную кардиологию, но и психологию эмоционального интеллекта на примере лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Нарушения в структуре эмоционального интеллекта, неумение справляться со своими эмоциями, проблемы с их регуляцией, - увеличивают риск появления заболевания, психосоматического в том числе. Повышение уровня эмоционального интеллекта существенно влияет на внутреннюю картину болезни пациента, что ускоряет его выздоровление [10]. Анализируя современные аспекты отечественных подходов к изучению эмоционального интеллекта, можно обратить внимание на его разностороннее применение и исследование в разных областях науки. Данный психологический феномен оказывает комплексное влияние на личность и служит важным инструментом для улучшения не только качества жизни, но является гарантом психического здоровья личности. Отечественным подходам свойственна глубина, основательность и научность. Со временем, нейропсихологические исследования эмоционального интеллекта начали набирать обороты и за рубежом, что является значимым показателем для общего развития понимания об этом феномене и пополнения знаний о его структуре, благодаря новым теоретическим и практическим исследованиям. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 1. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional Intelligent: Theory, Findings, and Implication // Psychological Inquiry. 2004. Vol. 15. № 3. Pр. 197-215. 2. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. 512 с. 3. Bar-On, R. Emotional Intelligence Inventory (EQ - i): тechnical Manual / R. Bar-On. Toronto, Canada: Multi – Health Systems, 1997. 4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект; пер. с англ. А.П. Исаевой. М.: ACT. 2009. 478 с. 5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр «Академия». 2003. 384 с. 6. Лемберг Б. Эмоциональный интеллект: как разум общается с чувствами. СПб.: Питер. 160 с. 7. Добрушина О.Р., Добрынина Л.А., Арина Г.А. Взаимосвязь интероцептивного восприятия и эмоционального интеллекта: функциональное нейровизуализационное исследование // Журнал высшей нервной деятельности. 2020. том Т. 70. № 2. С. 206-216. 8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Смысл, 2018. 582 с. 9. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Информ.-рекл.- изд. фирма «Тривола». 1995. 63 с. 10. Первичко Е.И. Клинико-психологическое исследование регуляции эмоций: культурно-деятельностный подход // Вопросы психологии. 2016. С. 41– 57. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 7