- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Январь 2024"
Автор(ы) статьи: Чебан Е.М.
PDF файл статьиУДК 159.9 Чебан Евгения Михайловна студентка магистратуры факультет психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск e-mail: Ewgecha3112@ mail.ru Научный руководитель: Савченков Алексей Викторович доктор педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск e-mail: alex 2107@mail.ru ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье рассматриваются вопросы активизации творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рассмотрены понятия творческой деятельности, активизации творческой деятельности, показано значение творческой деятельности для развития личности ребенка дошкольного возраста. Приведены некоторые методы активизации творческой деятельности детей дошкольного возраста, которые может использовать педагог дошкольного образовательного учреждения. Ключевые слова: творческая деятельность, активизация творческой деятельности, метод творческих заданий, метод развивающего дискомфорта, метод экспериментирования, игровая деятельность. Cheban Evgenia Mikhailovna master student psychology faculty South Ural State Humanitarian and Pedagogical University Russia, Chelyabinsk Scientific adviser: Savchenkov Alexey Viktorovich doctor of pedagogical sciences, associate professor of the department of theoretical and applied psychology South Ural State Humanitarian and Pedagogical University Russia, Chelyabinsk 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru THE PEDAGOGICAL PROCESS OF ENHANCING THE CREATIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN Abstract: The article discusses the issues of enhancing the creative activity of preschool children. The concepts of creative activity, activation of creative activity are considered, the importance of creative activity for the development of the personality of a preschool child is shown. Some methods of activating the creative activity of preschool children that can be used by a teacher of a preschool educational institution are given. Key words: creative activity, activation of creative activity, method of creative tasks, method of developing discomfort, method of experimentation, play activity. Современное дошкольное образование ставит перед собой задачу не только передачи знаний и навыков, но и активного развития личности каждого ребенка. Оно стремится создать образовательную среду, которая будет способствовать раскрытию творческого потенциала и возможностей каждого ребенка. Одним из ключевых аспектов современной модели дошкольного образования является учет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Этот стандарт определяет требования к содержанию и организации образовательного процесса, а также акцентирует внимание на личностном развитии детей, их познавательных интересах и творческой активности. Основная цель дошкольной образовательной организации заключается в создании условий, при которых каждый ребенок имеет возможность проявить свою творческую активность и полностью раскрыть свой потенциал. Для достижения этой цели необходимо применение новых педагогических технологий, которые помогут стимулировать развитие личности и активность каждого воспитанника. Основная цель педагога заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к активной творческой деятельности, организуя ее таким образом, чтобы он стал всё более активным и самостоятельным в своем поведении и действиях. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 2 Изучением деятельности занимались ряд выдающихся отечественных ученых, включая С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Н.А. Бернштейна, А.Р. Лурию и других. Концепция деятельности предполагает рассмотрение человека как активного субъекта, который взаимодействует с окружающей средой и осуществляет разнообразные формы деятельности. Творческая деятельность представляет собой процесс создания новых идей, концепций или решений, которые являются оригинальными, ценными и инновационными [5]. Она позволяет нам выражать себя, исследовать новые идеи, находить нестандартные подходы к проблемам и вносить вклад в развитие общества. В детском возрасте творческая деятельность особенно важна, поскольку способствует развитию воображения, самовыражения и критического мышления у детей [1]. Период дошкольного возраста является благоприятным временем для развития творческой деятельности. В этом возрасте мозг ребенка находится в стадии активного развития и пластичности. Это означает, что он более гибкий и способен легко формировать новые связи и нейронные пути. Это создает идеальную основу для развития творческого мышления и воображения. Дошкольники еще не ограничены стандартными шаблонами и правилами в своем мышлении. Они открыты к новым идеям, не боятся экспериментировать и пробовать нестандартные подходы. Л.С. Выготский обращает внимание на важность творческой деятельности в процессе развития ребенка. Он утверждает, что творческая деятельность играет значимую роль, позволяя ребенку перейти через важное препятствие в формировании творческого воображения, которое определяет новое и настоящее направление его фантазий на всю жизнь. Кроме того, он отмечает, что творческая деятельность позволяет ребенку освоить человеческую речь как средство коммуникации и самовыражения [2]. Д.Б. Эльконин считал, что через творческую деятельность ребенок развивает свои мотивации, способность к самостоятельным и целенаправленным Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 3 действиям и преодолевает ограниченность мышления, связанную с представлением мира только собственной перспективы [4]. Творческая деятельность приносит яркие и положительные эмоции, привлекая детей и внушая им желание творить, исследовать и открывать новое. Она способствует развитию любознательности и поддерживает интерес детей к обучению в школе, где они получают знания, необходимые для творческого процесса. Дошкольники могут творчески перерабатывать свой личный опыт и становиться открытыми для новых и неизведанных возможностей. Высокий уровень творческой деятельности ребенка характеризуется определенными параметрами. Творческая деятельность ребенка проявляется через оригинальность мышления и способность придумывать нестандартные и уникальные идеи. Ребенок гибок в своем мышлении, способен рассматривать задачу с разных точек зрения и адаптироваться к изменяющимся условиям. Он обладает творческим мышлением, способностью генерировать новые идеи и видеть связи между разными концепциями. Ребенок любит экспериментировать, исследовать мир и пробовать новые подходы и решения. В его творческом процессе проявляется креативность, способность комбинировать различные элементы, материалы или идеи для создания чего-то нового и уникального. Он умеет анализировать сложные задачи и находить эффективные пути их решения. Он не придерживается стереотипов и готов искать новые и необычные подходы к задачам. Ребенок проявляет самостоятельность и инициативу в своей творческой деятельности, не боится выражать свои идеи и искать новые возможности. Активизация творческой деятельности является взаимосвязанным процессом, который осуществляется как самоорганизацией и самореализацией ребенка, так и созданием специальных условий педагогом для развития творческой деятельности ребенка. Сегодня педагоги применяют различные подходы для стимулирования творческой активности детей дошкольного возраста. Один из таких подходов – метод творческих заданий. Его целью является развитие креативности и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 4 способности детей находить новые способы действий. Чтобы задания были более интересными, в них иногда включается элемент соревновательности. Еще одним методом является метод развивающего дискомфорта. Он направлен на стимулирование активного исследовательского поведения у детей. Детям предлагаются задания, в которых ситуация представляет повышенную сложность, их цель ясна и понятна, но имеется ограниченное количество исходной информации. Третий метод – метод экспериментирования в исследовательской ситуации. Он призван стимулировать активное познавательное поведение у детей. В рамках этого метода детям предоставляются возможности для самостоятельного исследования и экспериментирования [1]. Игровая деятельность играет важную роль в дошкольном детстве. Педагоги признают, что игра позволяет наиболее естественным и эффективным образом стимулировать творческую активность у детей. Исследования подтверждают, что игра является уникальной сферой, где ребенок может проявить свою собственную активную позицию. Именно поэтому в практике широко используются как традиционные методы активизации, так и нетрадиционные формы организации игровой деятельности [3]. Однако сама по себе игра не обеспечивает активного творческого начала. В связи с этим педагогам требуется создавать условия, которые максимально способствуют развитию творческой деятельности детей. Интерактивные игры представляют собой эффективное средство развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста. Они объединяют элементы развлечения и обучения, активизируя детскую фантазию, творческое мышление и воображение. Во время таких игр дети могут свободно выражать свои идеи, вживаться в различные роли и создавать свои собственные истории. Таким образом, развитие творческой активности у детей через игры и различные методы имеет важное значение для их готовности к современной жизни. В играх дети могут проявлять свою творческую мысль, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 5 Список литературы: экспериментировать, изучать окружающий мир и находить новые способы решения проблем. 1. Баранова Е.В. От навыков к творчеству. М.: Мозаика – Синтез, 2020. 250 с. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2016. 274 с. 3. Седнева Е.М. Игровая деятельность как средство развития творческой активности дошкольников // Актуальные исследования. 2022. № 49 (128). Ч.II. С. 96-98. 4. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие. М.: Академия, 2017. 384 с. 5. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. М.: «Современное слово», 2015. 768 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 6