- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Январь 2024"
Автор(ы) статьи: Чебан Е.М.
PDF файл статьиУДК 159.9 Чебан Евгения Михайловна студентка магистратуры факультет психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск e-mail: Ewgecha3112@ mail.ru Научный руководитель: Савченков Алексей Викторович доктор педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск e-mail: alex 2107@mail.ru РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье рассмотрены особенности применения интерактивного обучения для активизации творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рассмотрена сущность интерактивного обучения. Приведены приемы интерактивного обучения. Выявлено, что наибольшим потенциалом в дошкольном возрасте имеет интерактивная игра, которая в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям детей. Ключевые слова: активизация творческой деятельности, интерактивное обучение, интерактивная игра, интерактивные занятия. Cheban Evgenia Mikhailovna master student psychology faculty South Ural State Humanitarian and Pedagogical University Russia, Chelyabinsk Scientific adviser: Savchenkov Alexey Viktorovich doctor of pedagogical sciences, associate professor of the department of theoretical and applied psychology South Ural State Humanitarian and Pedagogical University Russia, Chelyabinsk IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE LEARNING TO ENHANCE THE CREATIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru Annotation: The article discusses the features of using interactive learning to enhance the creative activity of preschool children. The essence of interactive learning is considered. Techniques for interactive learning are given. It was revealed that the greatest potential in preschool age is an interactive game that best suits the age characteristics of children. Key words: activation of creative activity, interactive learning, interactive game, interactive classes. Активизация творческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе имеет ключевое значение согласно Федеральному государственному образовательному стандарту для дошкольного образования. Это требование направлено на развитие индивидуальности и творческого потенциала детей. Стандарт также подчеркивает важность создания образовательной среды, которая отражает и учитывает культурные особенности и потребности детей. В настоящее время современные педагоги должны быть готовы к использованию новейших технологий в образовательном процессе. Интерактивные методы обучения являются одной из ключевых инноваций в педагогической практике. Они предлагают возможность активного взаимодействия между педагогом и ребенком, создавая более плодотворную обучающую среду. Отечественные исследователи, такие как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, изучали психологические аспекты применения интерактивного обучения. Они разработали основные концепции и принципы этой теории Л. К. Гейхман, М. В. Кларин, Е. В. Коротаева и другие исследователи также внесли свой вклад в понимание и развитие теории интерактивного обучения. Работы И. Ю. Устинова, А. П. Панфилова, Б. Ц. Бадмаева и других авторов отражают вопросы применения интерактивных технологий педагогами. Исследователи пришли к выводу, что интерактивное обучение представляет собой специальный подход к обучению, который активно вовлекает каждого ребенка в процесс развития определенных навыков и качеств. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 2 Оно основано на взаимодействии и диалоге между преподавателем и воспитанниками, и детьми между собой [3]. Основная цель интерактивного обучения заключается в создании благоприятных условий, в которых дошкольники могут почувствовать и развитие своих способностей, что способствует более эффективному процессу обучения. Интерактивное обучение предполагает, что как педагог, так и воспитанники активно участвуют в процессе и сотрудничают друг с другом для поиска решений. Важным аспектом такого обучения является равноправное общение, которое способствует открытому обсуждению различных возможных исходов. Кроме того, в интерактивном обучении стимулируется экспериментирование и применение творческого подхода [1]. Интерактивные технологии могут быть внедрены в практику дошкольной образовательной организации. Они меняют динамику взаимодействия между педагогом и детьми, при этом акцент делается на активную роль детей. Главная задача педагога заключается в создании условий, которые способствуют развитию инициативы и самостоятельности у детей. В дошкольном образовании существует множество методов интерактивного обучения, которые могут быть использованы для активизации творческой деятельности детей. Некоторые из них, такие как хороводы, цепочки, интервью, работа в парах, работа в малых группах (тройках), карусели, аквариумы, большие круги и деревья знаний, могут быть адаптированы и применены в зависимости от возрастных особенностей детей и образовательных целей. Эти методы способствуют активному участию детей, их взаимодействию и совместному конструированию знаний. На занятиях создание групповых форм работы обеспечивает наилучшие условия для активного участия каждого ребенка. Когда дети работают в парах или группах, каждый из них может высказывать свои мысли и предложения, даже если они не всегда верны. В таких группах возникают дискуссии, обсуждаются разные варианты решения задачи. Особенно важно, что работа в группе позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка [5]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 3 Например, при использовании метода «работа в парах» дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по своему желанию. Работая в паре, дети развивают навыки согласования, последовательного выполнения задачи в сотрудничестве [4]. Для эффективной работы с дошкольниками рекомендуется использовать интерактивные игры в качестве средства обучения и стимулирования творческой активности детей. Преимущества использования интерактивных игр в работе с детьми включают: − возможность интерактивной деятельности дошкольников с объектами творческих задач, что способствует активному участию и вовлеченности детей в процесс обучения; − проблемно-ориентированный и наглядный подход к представлению творческих задач, что помогает детям лучше понять их суть и привлекает их внимание; − возможность интеграции графической и аудиовизуальной информации, что обогащает восприятие и позволяет детям использовать разные каналы восприятия при выполнении творческих задач [3]. Введение детей дошкольного возраста в мир компьютерных технологий начинается с игровых программ. Интерактивные игры не являются отдельным компонентом педагогического процесса в дошкольных учреждениях, а являются дополнением и обогащением традиционных игр и занятий. Для эффективной работы с дошкольниками рекомендуется создание медиатеки интерактивных развивающих игр. Такие интерактивные занятия обеспечивают комплексное и системное развитие детей и основаны на проблемном подходе. Однако существует ограниченное количество разработанных и апробированных программ интерактивного обучения, специально предназначенных для дошкольников. Поэтому активное развитие таких программ является одним из важных направлений в области образования и развития дошкольников [2]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 4 Для достижения оптимальных результатов в интерактивных занятиях важно учесть связь творческого процесса с различными аспектами психического развития детей. Это может быть стимулирование эмоциональной сферы, позволяющее формировать положительное отношение к творчеству, осознание рациональной сферы, где дети понимают необходимость развития творческих навыков и процессов, и развитие поведенческой сферы, где они активно применяют полученные знания и навыки для поиска решений творческих задач. Для усиления эффекта интерактивных занятий используются разнообразные методы. Включение проективных элементов и элементов идентификации позволяет детям лучше понять себя через литературных персонажей или представить себя в роли различных объектов, таких как растения, животные или предметы. Также применяются упражнения с использованием многомодальных образов, которые задействуют разные сенсорные каналы, такие как движение, зрение, тактильные ощущения и слух. Анализ и осознание полученного опыта также являются важными компонентами процесса. Таким образом, использование интерактивных технологий и интерактивных игр в дошкольном образовании позволяет создать более качественную и эффективную образовательную среду, способствующую активизации творческой деятельности детей. Интерактивные игры являются одной из главных форм активизации творческой деятельности детей в современном образовании. Они способствуют развитию познавательной сферы детей, креативности, эмоциональной сферы. Интерактивные игры помогают детям вовлекаться в процесс творческой деятельности с большим интересом и энтузиазмом. Список литературы: 1. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы. М.: Феникс, 2018. 598 c. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 2. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2019. 510 с. 3. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие. Минск: ТетраСистемс, 2013. 224 с 4. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. М.: Изд. Центр «Академия», 2018. 176 с. 5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд. Московского университета, 2018. 538с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 6