- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2024"
Автор(ы) статьи: Мамедова С.Ф.
PDF файл статьиУДК 376 Мамедова Сабина Фадаиевна студентка 1 курса магистратуры Факультет права Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Россия, г. Москва e-mail: sfmamedova@edu.hse.ru НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В статье рассматривается вопрос о правовой базе и нормативных актах, регулирующих инклюзивное образование лиц с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в России. Статья анализирует основные нормы и положения, которые обеспечивают право на получение качественного образования для лиц с ОВЗ. В статье рассматриваются нормативные акты, включая законодательство и приказы, которые определяют основные принципы и механизмы реализации инклюзивного образования. Авторы обсуждают проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при осуществлении инклюзивного образования, а также предлагают рекомендации и практические подходы для совершенствования нормативно-правового обеспечения. Статья предназначена для юристов, исследователей, специалистов и всех заинтересованных лиц, которые интересуются вопросами инклюзивного образования и стремятся к созданию равных возможностей для лиц с ОВЗ в российской системе образования. Ключевые слова: правовое обеспечение, ограничений возможностей здоровья, инклюзия, инклюзивное образование, система. Mamedova Sabina Fadayevna 1st year master student Faculty of Law National Research University Higher School of Economics Russia, Moscow REGULATORY AND LEGAL SUPPORT FOR INCLUSIVE EDUCATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN RUSSIA Abstract: The article discusses the issue of the legal framework and regulations governing the inclusive education of persons with special educational needs (SEN) in Russia. The article analyzes the basic norms and provisions that ensure the right to receive a quality education for persons with disabilities. The article discusses Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 1 regulations, including legislation and orders, that define the basic principles and mechanisms for the implementation of inclusive education. The authors discuss the problems and challenges those educational institutions face when implementing inclusive education and offer recommendations and practical approaches to improve legal and regulatory support. The article is intended for lawyers, researchers, specialists, and all interested parties who are interested in issues of inclusive education and strive to create equal opportunities for persons with disabilities in the Russian education system. Key words: legal support, health limitations, inclusion, inclusive education, system. Введение Дети с ограниченными возможностями здоровья — это особенные дети, у которых состояние здоровья мешает им учиться и развиваться в обычных условиях образования. Группа таких детей очень разнообразна и включает в себя детей с различными нарушениями развития: проблемы со слухом, зрением, речью, двигательными навыками, интеллектом, а также детей с серьезными эмоциональными и волевыми расстройствами, включая раннее детское аутичное расстройство (РДА) и комплексные нарушения развития. Физиологическая и биологическая невзгода ребенка, которая мешает его нормальному взаимодействию с внешним миром, приводит к нарушениям в его психологическом развитии и становлении. Однако благодаря своевременному и правильно организованному образованию, эти вторичные отклонения могут быть предотвращены или смягчены. Например, немота становится проблемой только в случае отсутствия специального обучения для детей со слуховыми нарушениями, а искаженное восприятие пространства и представления о мире являются возможными, но необязательными последствиями слепоты. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ играет ключевую роль в создании равных возможностей для всех учащихся. Это позволяет гарантировать им доступ к качественному образованию и индивидуальной поддержке, необходимой для успешной учебы. Нормативное регулирование также способствует созданию условий для интеграции детей с Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 2 ОВЗ в общество и формированию у них уверенности в своих собственных силах& Понятие «инклюзивность» и необходимость ее применения в образовательном процессе Разнообразие развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является очень широким и тянется от почти нормального развития с временными и относительно легкими трудностями до детей со сложнейшими и необратимыми повреждениями центральной нервной системы. Такие дети могут быть приспособлены к учебе в общем классе с нормально развивающимися детьми при специальной поддержке или требовать индивидуально разработанных и персонально составленных адаптированных программ обучения. Этот спектр различий присутствует не только в общей группе детей с ОВЗ, но и в каждой категории внутри этой группы. Из-за этой неоднородности состава группы, комплекс требуемого уровня и содержания детского образования также должен быть максимально обширным, а также соответствующим возможностям и потребностям каждого ребенка с ОВЗ. Шамова Т.И. считает, что «образовательная среда базируется на культурных тенденциях и традициях обучения детей разных возрастов и в семье, и в образовательных учреждениях разного типа». Несоответствие развития ребенка может стать следствием его отчуждении как от социального, так и от культурного образовательного пространства, что в свою очередь приводит к нарушению связей ребенка с обществом и его культурой, которые являются непосредственными источниками его развития и дальнейшей социализации. Взрослый человек не может и не осведомлён в полной мере о том, как передать социальный опыт, который нормально развивающийся ребенок получает естественным образом при общении в семье и коммуникации со сверстниками, без специально организованных условий обучения [1]. Инклюзивное образование является одним из основных принципов современной образовательной системы. Оно направлено на создание условий для полноценного обучения и развития всех детей, вне зависимости от их 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru индивидуальных особенностей и потребностей. Однако, вопросы нормативно- правового обеспечения инклюзивного образования лиц с ОВЗ остаются актуальными и требуют постоянного внимания со стороны государства. Профессор Д.З. Ахметова в своих трудах отмечала, что «инклюзия – 1) это полное включение детей с разными возможностями во все позитивные аспекты жизни образовательного учреждения, которые доступны обычным детям; 2) процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала» [2]. В современное понятие «инклюзивное образование» вкладывается смысл, базирующийся на идее совместного обучения здоровых детей и инвалидов. Для его успешной реализации необходима толерантность особого рода, достижение которой основывается на планомерной системе нравственного воспитания подрастающего поколения. Данная система может быть реализована профессионалом, то есть образованным современным учителем, который успешно владеет не только медицинским и педагогическим инструментарием, но еще и обладает широким спектром собственной гуманитарной образованности. Среди основных направлений методологии формирования инклюзивного образования чаще всего разграничивается [3]: – подготовка социума к принятию статуса равноправия детей вне зависимости от их особенностей; более глубокое освещение целей, задач и основных методов инклюзивного образования в СМИ и в открытых источниках образовательных учреждений; – переход от дефектоориентированного подхода к поддержке развития потенциала каждого ребенка; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 4 – трансформирование содержания общего образования с целью удовлетворения образовательных интересов и потребностей всех категорий учащихся; – использование IT технологий, искусственного интеллекта и развитие дистанционного образования для обеспечения равного доступа каждого к получению качественного образования; – формирование квалифицированных педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования [4] Социальная характеристика и природа любого ребенка, в том числе и с особенностями психофизического развития, имеет замечательную особенность, состоящую в неотъемлемой потребности в подражании. Следовательно, «восхождение» ребенка по отношению к себе зарождается исключительно в условиях плотного взаимодействия с людьми, личностные качества которых позволяют осуществлять функцию связующего звена между ребенком и обществом, ребенком и миром. В докладе Международной комиссии по образованию XXI века, представленном в ЮНЕСКО, одной из значимых целей образования является «обучение жизни в обществе». Исходя из этого, деятельность соответствующих специалистов, работающих с ребенком, должна брать вектор развития на обучение детей с особенностями психофизического развития и детей с «нормативным» развитием взаимодействию в коллективе, не ограждению друг друга, а наоборот: принятию, помощи и сочувствию друг другу, дабы и одна и другая категории детей ощущали себя в стенах образовательного учреждения в равной степени комфортно и твердо. Научное сообщество, интегрированное в проблемы инклюзивного образования, заметило, что здоровые и нормальные дети обычно без всякого труда помогают своим одноклассникам с особыми потребностями стать непосредственными членами группы, кружка или класса, зачастую без помощи взрослых. Об этом свидетельствуют приведенные статистические данные на основании ответов респондентов, которые были собраны в 2017 году в результате социологических наблюдений [5]. Родители детей, посещающих Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 5 инклюзивные заведения, неоднократно отмечали, что их дети не знают и не понимают, что они обучаются вместе с «другими» учениками [6]. Дети делятся с родителями о том, что у них в классе есть дети, которые «умеют говорить руками», то есть использую язык жестов, или умеют «говорить картинками», то есть прибегают к системе общения с помощью обмена изображениями, но никто из родителей ни разу не слышал, чтобы ребенок завил об отставании в развитии своих одноклассников. Инклюзивная педагогика ставит гуманность и справедливость в центр своих ценностей, способствуя созданию инклюзивного общества, где каждый человек уважается и принимается. Инклюзивное образование: законодательный аспект В Российской Федерации инклюзивное образование регламентируется и регулируется определенным перечнем законодательных актов, определяющих правовые основы организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" провозглашает принципы и цели образования, включая и подчеркивая принцип инклюзивного образования. Более того, существует группа подзаконных актов, конкретизирующих порядок организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [7]. Сейчас в национальном образовательном пространстве в рамках меняющейся законодательной базы, вступления в силу «Закона об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. проходит масштабная реализация передовых подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, а именно с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает возможность каждому ребенку [8] реализовать свои потребности в развитии и пользоваться регламентированными в статье 43 Конституции Российской Федерации [9] равными правами на получение соответствующего своему уровню развития образования вне зависимости от социального положения, национальной или религиозной принадлежности, физических и умственных способностей. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru Минуя факт наличия законодательной базы в нашей стране, реализация инклюзивного образования в РФ встречается с рядом проблем. Самой основной из них является недостаточное материальное и техническое обеспечение школ и иных образовательных учреждений для качественной работы с детьми с ОВЗ. Очень часто учителя и педагогические работники сталкиваются с проблемой недостаточности подготовки для работы с этими детьми, что только порождает трудности в осуществлении инклюзивного образования. Еще одной и при этом не менее важной проблемой является недостаточная информированность родителей детей с ограниченными возможностями здоровья о возможностях инклюзивного образования и их правах. Многие родители не знают, что их ребенок имеет право на получение образования в инклюзивной среде, и предпочитают отдавать его в специальные учреждения. Для решения этих проблем требуется принятие комплексных мер со стороны государства. В первую очередь, необходимо улучшить материально- техническое обеспечение образовательных учреждений, чтобы они могли обеспечить полноценное обучение детей с ОВЗ [10]. Также необходимо проводить систематическую подготовку педагогических работников для работы с такими детьми, а также повышать уровень информированности родителей о возможностях инклюзивного образования. Для улучшения нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья необходима разработка и принятие специализированного законодательного акта, который бы четко регулировал и разграничивал все аспекты обсуждаемого вопроса [11]. Данный закон должен устанавливать четкие правила и стандарты для организации инклюзивного образования, а также предусматривать механизмы контроля за его реализацией. Законодательная база Российской Федерации, созданная в соответствии с основными международными документами, касающимися области образования, прослеживает в себе принцип равных прав на образование для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Данные гарантии закреплены во большинстве нормативно- Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 7 правовых источников Российской Федерации. В субъектах РФ создаются нормативные документы, развиваются и внедряются региональные целевые программы, направленные на поиск новейших, более эффективных методов оказания психологической и педагогической, медицинской и социальной помощи детям с особыми образовательными потребностями в условиях перехода к инклюзивному образованию и внедрению Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (1989) [12] и Конвенцией о правах инвалидов (2006) [13] каждый ребенок имеет равное право на получение образования. Стоит отметить, что инклюзивное образование является признанным во всем мире инструментарием, который позволяет в большей мере реализовывать это право для детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов. В соответствии с положениями статьи 24 Конвенции о правах инвалидов существует соотношение непосредственного право лиц с инвалидностью на образование с обязанностью государства обеспечить реализацию данного права через «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Это означает, что государства, являющиеся участниками Конвенции (Российская Федерация ратифицировала данную конвенцию в 2008 году), руководствуясь основополагающим принципом недискриминации, который включает в себя возможность каждого человека без каких-либо различий иметь право пользоваться всеми правами человека, включая право на равное обращение в рамках закона и право на защиту от дискриминации по различным признакам, которые включают сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, и на основе равенства возможностей, обязаны обеспечить доступ к инклюзивному образованию для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, в самих школах, и далее в средних профессиональных и высших учебных заведениях. В статье 24 Конвенции инклюзивное образование признается не только как главное Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 8 и необходимое средство реализации права на образование лиц с инвалидностью, но и подчёркивается воспитательный и личностно-ориентированный, гуманистический характер такого образования. Международное сообщество, под руководством ООН и его специально созданного учреждения ЮНЕСКО, сделало значительные усилия в течение более 50 лет для разработки и внедрения нормативных актов, направленных на обеспечение права на образование для людей с ограниченными возможностями здоровья. Также проводились исследования и работы в области социальных инноваций, направленные на расширение возможностей образования для людей с особыми образовательными потребностями и инвалидов. К ним относится: - Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948 г.), - Декларация прав ребенка (ООН, 1959 г.), - Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960 г.), - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ООН, 1965 г.), - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966 г.), - Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971 г.), - Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982 г.), - Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989 г.), - Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993 г.) и - Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол (ООН, 2006 г.). Сегодня в России «инклюзивное образование рассматривается как обеспечительная мера равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей», что закреплено законодательно (п. 27 ст. 2 Федерального закона Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 9 от 27.12.2012 г. No 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – далее Закона No 273–ФЗ) [14]. Под специальными условиями для получения образования в статье 79 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [15]. Для обеспечения прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья всех групп, за исключением детей с умственной отсталостью, в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона № 273-ФЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, которые включают специальные требования или разработаны специально для указанных лиц [16]. Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [17], концепция и содержание общего образования, а также условия организации процесса обучения учеников с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (п. 3.21). Согласно пункту 3.22 этого же Приказа, учитывая классификацию учащихся с Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 10 Заключение ограниченными возможностями здоровья их общая численность в группе/классе не может превышать численность в 25 человек. Следовательно, в законодательной базе Российской Федерации имеются нормы, расширяющие и дополняющие гарантии реализации лицами с ограниченными возможностями здоровья предусмотренного международными документациями права на обеспечение и получение образования, где инклюзивное образование получило законодательное закрепление согласно международным стандартам. Важно обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья доступ к специализированному обучению, которое поможет им преодолеть преграды и развиваться наилучшим образом. Каждый ребенок заслуживает шанс на образование и оптимальное развитие, независимо от своих физических или психических особенностей. Принципы равенства естественных и социально- экономических прав личности и гражданина должны соблюдаться в полной мере. Законодательная нормативно-правовая база Российской Федерации должна полностью обеспечивать и защищать данное право, а не только декларировать его. Более того, в условиях постоянного воздействия информационных технологий и влияния искусственного интеллекта на все сферы жизни общества, в том числе и на образование, законодатель должен учитывать эти аспекты при правотворческой деятельности. Список литературы: 1. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 22 с. 2. Ахметова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А., Юсупова Г.В. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. 134 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 11 3. Инклюзивное образование: перспективы развития в России: мат-лы к конференции, 23–24 июня 2004 г. М., 2004. 108 c. 4. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: мат-лы междунар. конф., 19–20 июня 2008 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 215 с. 5. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. 28 с. 6. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студентов. М.: Academia, 2003. 334 с. 7. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: мат-лы междунар. на- уч.-практ. конф. (20–22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.- пед. ун-т; редкол.: С. В. Алехина и др. М.: МГППУ, 2011. 244 с. 8. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. 72 с. 9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 10. Шаповалова В.С. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Синергия. 2016. № 5. С. 1-8. 11. Конвенция о правах ребенка; принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 18.01.2024 г.). 12. Конвенция о правах инвалидов; принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 12 https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 18.01.2024 г.). 13. Нигматов З.Г. Гуманистические основы педагогики: учеб. пособие. М.: Высш.шк., 2004. 400 с. 14. Закон г. Москвы от 11.12.2023 № 18 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» // Информационно- правовая система «Гарант». 15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» // Информационно-правовая система «Гарант». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 13