- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
К ВОПРОСУ О СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Статья опубликована в журнале за "Январь 2024"
Автор(ы) статьи: Субботина Е.В.
PDF файл статьиУДК 159 Субботина Елена Васильевна студентка 3 курса магистратуры факультет философии и психологии Воронежский государственный университет Россия, г. Воронеж e-mail: julie-nikolaeva@yandex.ru К ВОПРОСУ О СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА Аннотация: В статье представляются результаты теоретического исследования связи тревожности и мотивации достижения студентов вуза. Ключевые слова: студент, мотивы, тревожность мотивация достижения. Subbotina Elena Vasilievna 3rd year master student Faculty of Philosophy and Psychology Voronezh State University, Russia, Voronezh ON THE ISSUE OF THE CONNECTION BETWEEN ANXIETY AND ACHIEVEMENT MOTIVATION UNIVERSITY STUDENTS Abstract: The article presents the results of a theoretical study of the relationship between anxiety and achievement motivation of university students. Key words: student, motives, anxiety, achievement motivation. На сегодняшний день существует множество разных подходов к определению понятия «тревожность». С одной стороны это состояние человека, которое вызвано возможной для него угрозой, с другой стороны, тревожность – это психологическая особенность личности, которая часто испытывает чувство тревоги и склонна к постоянным переживаниям [1, 2, 3]. В настоящее врем областью, где меньше всего проведено исследования является область поиска истинных причин появления тревожности. Эта же причина является одной из центральных в исследованиях тревожности. Для их точного определения необходимо полное понимание того, как рассматривать Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 1 тревожность – в качестве личностного образования или соответствующему свойству личности и характера человека [1, 2, 4]. Мотивация достижения напрямую зависит от эмоциональных переживаний индивидуума, благодаря осмыслению и переосмыслению им предшествующего опыта, формируются новые мотивационные факторы. Эмоции успеха и неуспеха являются регулятивным механизмом, которые отражает в себе уровень достижения цели, и оценку оправданности активности [1, 2, 4]. Эмоции успеха и неуспеха констатируют цель, предопределяя результат вероятности достижения цели. В зависимости от функций, которые они несут в себе, эмоции классифицируются на констатирующие и предвосхищающие. Под мотивацией избегания неудач понимают выработанный механизм избегания различных ошибок и неудач; т.е. для личности, мотивированной на неудачи, самым главным является не допускать ошибок, иногда даже ценой преобразования изначальной значимой цели, ее полного или частичного недостижения. Стремление к успеху говорит о наличии у человека сильных волевых качеств, в то время как преобладание мотива избегания неудач определяет индивида как малоактивного. Таким образом, мотивация к достижению успеха является положительной и способствует личностному развитию человека. В исследованиях выявлено качественное своеобразие связей между типом мотивационной структуры, особенностями продукта деятельности и характеристиками ее субъектов. Так, на основе экспериментальных данных было выявлено несколько групп студентов по критерию качественного своеобразия сочетаний таких характеристик, как особенности структуры мотивации, продукта, особенности протекания экспериментальной деятельности, субъектные характеристики. Состояние тревожности является результатом негативного социального опыта и причиной возникновения трудностей в поведении и деятельности человека. Тревожность у студентов проявляется чаще всего на первом и выпускном курсах, и обусловлена переживанием угрозы их самооценке и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 2 жизнедеятельности. Студенты, имеющие высокий уровень тревожности часто не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, не общительны. Как правило, такие студенты одиноки. Повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к ситуации, в которой находится студент. Расширение информированности представителей профессорско- преподавательского состава вуза об уровне тревожности их обучаемых приведет, на наш взгляд, к рефлексии осуществляемого образовательного процесса и улучшит его качество. 1. Барсукова Е.В. Реактивная тревожность – естественное или приобретенное состояние организма // Современная педагогика. 2018. № 10 (47). С. 73–78. 2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: Юнити-Дана, 2019. 270 с. 3. Бизюк А.П. Личность и тревога: учеб. пособие. М.: Академия, 2021. 291 с. 4. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности. СПб.: Питер, 2018. 480 с. Список литературы: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 3