- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГА В РОССИЙСКУЮ ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2023"
Автор(ы) статьи: Максименко С.А.
PDF файл статьиУДК 340 Максименко Софья Александровна студентка 3 курса, Юриспруденция: государственная и муниципальная служба Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Россия, г. Абакан e-mail: itmanyuk.sofya@bk.ru Научный руководитель: Кичеев Б. Н. Кандидат юридических наук Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Россия, г. Абакан ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГА В РОССИЙСКУЮ ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ Аннотация. В статье проведен анализ места буллинга в российской правовой системе, особенности его дальнейшего внедрения, проблемы, возникающие при внедрении буллинга в правовую систему, и разработаны предложения, направленные на решение проблем внедрения булинга в российскую правовою систему. Ключевые слова: буллинг, безопасность детей и подростков, насилие в школе, законодательство. Maksimenko Sofya Alexandrovna 3rd year student, Jurisprudence: state and municipal service Khakass State University named after N. F. Katanova Russia, Abakan Scientific supervisor: Kicheev B.N. Candidate of Legal Sciences Khakass State University named after. N. F. KatanovaRussia, Abakan LEGAL REGULATION OF BULLYING IN THE RUSSIAN FEDERATION Annotation. The article analyzes the place of bullying in the Russian legal system, the specifics of its further implementation, the problems that arise when introducing bullying into the legal system, and develops proposals aimed at solving the problems of introducing bullying into the Russian legal system. Key words: bullying, safety of children and adolescents, violence at school, legislation. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru В современном законодательстве отсутствует понятие буллинг, законопроект, предусматривающий правовое регулирование отношений, связанных с буллингом, в настоящее время еще находится на рассмотрении в Государственной думе. Несмотря на то, что его понятие законодательством не предусмотрено, существует ряд нормативных правовых актов, в которых рассматриваются вопросы, входящие в сферу определения понятия «буллинг». Первым нормативным правовым актом, косвенно регулирующим проблему издевательств, и именно заключающим о недопустимости унижения человеческого достоинства, является Конституция Российской Федерации. Так, статьи 21, 23, 43 предусматривают защиту личности, законности, защиту чести и доброго имени, право на образование, соблюдение которых невозможно при игнорировании такого явления, как издевательства [1]. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создать безопасные условия обучения, а в соответствии с частью 8 статьи 43 закона по решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное улучшение за дисциплинарные проступки, закон об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего пятнадцатилетнего возраста, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, воспитательная деятельность как дисциплинарная мера [2]. Однако возникает вопрос: «А как быть с правонарушителями до 15 лет?» Примеры, связанные с буллингом и проявлениями его последствий в образовательном процессе, чаще всего касаются категории детей в возрасте от 12 до 15 лет. Получается, что в этих случаях вопрос не решается; учащиеся в этом возрасте считают себя безнаказанными: их не отчисляют и не привлекают к уголовной ответственности, за исключением некоторых случаев, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), у которых это происходит с 14 лет. Ведь эти лица в силу положений Конституции РФ обеспечивают получение ими основного общего образования. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 2 На наш взгляд, это законодательное упущение. И 12-летний, и 10-летний ребенок вполне могут осознавать, что причиняют боль и мститель отнимает человеческую жизнь, а потому ответственность должна сохраняться с более раннего возраста и сохраняться за несовершеннолетними [3]. В локальных актах образовательных организаций нет упоминания о травах, то есть всем коллективом из одного-двух человек в группе, так как в такой ситуации 80% учащихся не могут быть перечислены. Не решен ни один случай издевательств, а конкретная проблема издевательств в образовательных учреждениях на местном уровне. Эта проблема, как показывает практика и статистика, настолько распространена и остра для России, что мы считаем необходимым разработать отдельный Федеральный закон «О противодействии издевательствам в образовательных организациях Российской Федерации», в котором будут прописаны все необходимые, конкретные меры. Чтобы предотвратить возникновение этого явления, обязательны меры по борьбе с ним. Например, четкие обязанности образовательной организации по предотвращению и борьбе с этим явлением, комплекс мер, реализуемых государством [4]. Причины развития насилия в образовательной сфере обусловлены как поведением самих детей, так и отсутствием эффективной организации образовательного процесса, а так же низкой квалификацией педагогов, которые не только не могут предотвратить насилие между детьми, но и сами применяют психологическое и физическое насилие к подрастающему поколению [5]. Необходимо включить правило об ответственности самого младшего, выражающееся в выполнении посильной для его возраста работы. Кроме того, в административное законодательство следует включить состав с указанием наименования, например, в следующей редакции: «Издевательство над участником образовательного процесса». Также необходимо адаптировать меры наказания за данные правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представляется, что за административную ответственность следует избрать Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 3 следующие виды наказаний: административный штраф; лишение специального права, обязательные работы. Таким образом, на основе исследований, проведенных среди преподавателей и студентов, анализа причин явления и норм различных отраслей права, можно сделать вывод, что правовое регулирование буллинга нуждается в скорейшем совершенствовании. Список литературы: 1. Авдалян А.Я., Никонович С.Л. О правовом регулировании буллинга в Российской Федерации // Журнал Российского государственного университета туризма и сервиса (раздел: уголовное право и криминология; уголовно- исполнительное право). 2019. № 8 (176). С. 116-118. 2. Аверьянов А.И. Школьный буллинг как проблема в деятельности социального педагога // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации: материалы Российской научно-практической конференции (6 ноября 2008 г., Москва). М., 2008. С.180. 3. Барышева К.А. Определение понятия и общественно опасной природы киберсталкинга // Адвокат. 2016. № 10. С. 60-66. 4. Новикова М.А., Реан А.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. 2018. № 23. С. 112-120. 5. Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования: сборник статей Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 2021. № 3. С. 62-90. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 4