- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГА В СТРАНАХ ЕВРОПЫ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2023"
Автор(ы) статьи: Максименко С.А.
PDF файл статьиУДК 316 Максименко Софья Александровна студентка 3 курса, Юриспруденция: государственная и муниципальная служба Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Россия, г. Абакан e-mail: itmanyuk.sofya@bk.ru Научный руководитель: Кичеев Б. Н. кандидат юридических наук Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Россия, г. Абакан ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГА В СТРАНАХ ЕВРОПЫ Аннотация: Статья посвящена анализу законодательного регулирования буллинга в странах Европы, где сложились разные подходы к противодействию буллингу: разработка рекомендаций для образовательных учреждений, локальное нормотворчество для закрепления мер профилактики, издание специальных законов или внесение дополнений в существующие законы. Опыт Швеции демонстрирует наиболее эффективную практику. Пример Франции, напротив, вызывает сомнения в возможности применения. Ключевые слова: буллинг, школьный буллинг, травля, антибуллинговые программы, кибербуллинг, закон о буллинге, правовое регулирование буллинга. Maksimenko Sofya Alexandrovna 3rd year student, Jurisprudence: state and municipal service Khakass State University named after. N. F. Katanova Russia, Abakan e-mail: itmanyuk.sofya@bk.ru Scientific supervisor: Kicheev B.N. Candidate of Legal Sciences Khakass State University named after. N. F. Katanova Russia, Abakan LEGISLATIVE REGULATION OF THE PHENOMENON OF BULLYING IN EUROPEAN COUNTRIES Abstract: The article is devoted to the analysis of the legislative regulation of bullying in European countries, where there are different approaches to countering Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 1 bullying: the development of recommendations for educational institutions, local rulemaking to consolidate preventive measures, the publication of special laws or amendments to existing laws. The Swedish experience demonstrates the most effective practice. The example of France, on the contrary, raises doubts about the possibility of application. Key words: bullying, school bullying, bullying, anti-bullying programs, cyberbullying, bullying law, legal regulation of bullying. В настоящее время во всем мире возрастает интерес к вопросу об эффективном противодействии буллингу, в особенности в школьной среде. Термин буллинг был введен в науку норвежским психологом Д. Ольвеусом, с 1970 г. изучавшим буллинг, как систематически повторяющееся агрессивное поведение в форме издевательств, травли, запугивания, иных деструктивных проявлений. Во многих странах решение проблемы вынесено на законодательный уровень. В России понятие буллинга и меры борьбы с ним в целом не внесены в законодательство. Однако, во-первых, в последние годы для образовательных организаций разрабатываются специальные рекомендации, также подготовлен законопроект, где предлагается закрепить понятие буллинга и обязать образовательные организации вести профилактику. Во-вторых, с учетом содержания понятия «буллинг», за отдельные его проявления, например, за посягательство на честь и достоинство можно требовать компенсации морального вреда (ст. 150-151 ГК РФ [1]); с 16 лет привлечь к ответственности за доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ [3]) и др., за оскорбления (ст. 5.61 КоАП РФ [2]) и т. д. То есть, хотя нет единого акта, привлечение к ответственности возможно, началась работа по внедрению в образовательную систему мер противодействия буллингу. В связи с этим интерес вызывает зарубежный опыт. По данным исследований в 27 странах наиболее часто подвергаются буллингу лица в возрасте 11-15 лет. Наиболее высокие показатели буллинга в Болгарии, Латвии, Литве, Молдове, Словении, Украине, Армении (от 11 до 30 %). По России – от 8 до 14 % (средний уровень). Наиболее низкие – в Норвегии, Нидерландах, Швеции (1-3 %). Близок к низкому уровень буллинга во Франции, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 2 Португалии, Дании (2-5 %). С годами показатели растут, устойчивы лишь в Швеции (с 2014 г. не поднимались выше 3 %). Попытка исследовать опыт бывших советских республик показала, что, как правило, они идут тем же путем, что и Россия, не внедряя нормы конкретно о буллинге. В целом в странах Европы сложились разные подходы к решению вопроса. Так, в Испании Департамент образования Мадрида в 2019 г. дал указания образовательным организациям в обязательном порядке выявлять факты буллинга и наказывать виновных (по усмотрению руководства). Ученикам, ставшим свидетелями и промолчавшим, также грозит наказание, учителям – беседа с руководством. В 2022 г. во Франции были внесены изменения в Уголовный кодекс. Интерес вызывает и Швеция с низкими показателями буллинга. Рассмотрим примеры подробнее. В Швеции еще в 2006 г. правительство приняло законы, принуждающие школы в обязательном порядке активно участвовать в борьбе против дискриминации и буллинга («Закон об образовании» и «Закон о запрете дискриминации»). С 2006 г. в Швеции введена должность омбудсмена, который помогает школам предотвращать травлю. Кроме того, действует школьная инспекция. Контролирует сферу Министерство здравоохранения. Программы, внедряемые согласно законам в целях борьбы с буллингом, в практику школ, направлены в основном на предупреждение буллинга. Так, например, в 2018 г. все школы Швеции прошли программу KiVa, в основе которой профилактика; вмешательство; мониторинг. Проводится обучение сотрудников учреждений. Аналогичная ситуация в Норвегии – стране также с низким уровнем буллинга, где принят Антибуллинговый закон, по которому школа обязана заниматься профилактикой школьного насилия. Во Франции, на первый взгляд, мы видим иную ситуацию, когда государство идет на карательные меры. Но внимательное изучение закона заставляет пересмотреть взгляды. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru Из текста закона № 2022-299 «О борьбе с издевательствами в школе», принятого 2 марта 2022 г. [5], можно понять, что, во-первых, вносятся дополнения в Образовательный кодекс (ст. 1), которые, по сути, определяют состав преступления: преследование учащегося или студента в результате высказываний или поведения, совершенных в учебном заведении или вне школьной или университетской жизни и имеющие целью или следствием унижение его достоинства, ухудшение его физического или психического здоровья или унижение его прав. Закреплена обязанность образовательных учреждений всех форм принимать меры для предотвращения и выявления «домогательств». Во-вторых, закон обязал медицинский персонал, работников сферы образования, сотрудников полиции проходить непрерывное обучение по предупреждению буллинга. В-третьих, непосредственно в Уголовный кодекс была внесена ст. 222-33- 2-3 о преступлении – «акты издевательства» – «моральные домогательства, определенные в первых 4 абзацах ст. 222-33-2-2» (то есть угрозы, принуждение, тяжкое давление и др.), «когда они совершаются в отношении учащегося любым лицом, обучающимся или осуществляющим профессиональную деятельность в том же учебном заведении». Основной состав: «издевательства в школе» (тюремное заключение на три года и штраф 45 000 евро, если привели к полной нетрудоспособности на срок менее 8 дней или не привели к нетрудоспособности). Квалифицированные: «издевательства в школе», если они привели к полной нетрудоспособности более 8 дней (до пяти лет тюрьмы и штраф в размере 75 000 евро); «если обстоятельства привели жертву к самоубийству или попытке самоубийства» или если деяния продолжаются, когда «преступник или жертва больше не учатся и не практикуют в учреждении» (до десяти лет тюрьмы и штраф в 150 000 евро). Таким образом, дополнения носят больше устрашающий характер, чем карательный: остается неясным, как привлечь к ответственности в виде заключения, когда во Франции оно невозможно для несовершеннолетнего, и кто 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru будет выплачивать высокие штрафы. Не совсем понятен и состав, определяемый по-разному. В средствах массовой информации (и европейских, и российских) законопроект поначалу широко освещался, но затем все обсуждения прекратились, как будто законодатель и сам засомневался в нем. В итоге, единых актов почти нет. В некоторых странах приняты законы, которые вносят соответствующие поправки в законодательство, но не раскрывают полностью явление буллинга [5-9]. В других странах предупреждение ведется в рамках рекомендаций для учреждений, оставляющих многое на усмотрение их администраций, в том числе и что именно считать буллиногом, какие меры применять к виновным и свидетелям. Нередко регулирование происходит на уровне локального нормотворчества. Как показывает статистика, шведский профилактический вариант под контролем государства, с помощью специальных программ – наиболее эффективный, хотя все зависит от ситуации. Список литературы: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: федер. закон от 21 окт. 1994 г. : в ред. Федер. закона от 16 апр. 2022 № 99-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2022. № 16. 18 апр. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: в ред. Федер. закона от 27 января 2023 г. № 7-ФЗ // Рос. газ. 2001. 31 дек.; 2023. 30 янв. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ; в ред. Федер. закона от 29 декабря 2022 г. № 586-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2023. 9 янв. 4. Закон № 2022-299 от 02.03.2022 «О борьбе с издевательствами в школе» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL : https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000045287658 (дата обращения 26.02.2023 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 5 5. Вовк Е.В. Буллинг в образовательной среде. Юридическая сторона вопроса // Теоретические подходы к обоснованию существования буллинга в детской и подростковой среде. 2021. С. 43-51. 6. Лебедева И.В., Лабутин А.С., Баранов А.Н. Буллинг как девиация отношений в детско-подростковой среде // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 174-177. 7. Новикова М.А., Реан А.А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 78-97. 8. Романов А.А., Левашова А.В. [и др.] Буллинг как общемировая правовая проблема // Вопросы российского и международного права. 2021. Т. 11. № 1A. С. 107-113. 9. Федорова Е.Д., Яковлева Д.В. Профилактика буллинга в России и Швеции // Наукосфера. 2021. № 12-2. С. 102-106. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 6