- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСНОВНОЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2023"
Автор(ы) статьи: Шаталова О.И.
PDF файл статьиУДК 81-25 Шаталова Ольга Ивановна студентка 2 курса магитсратуры, Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, Белгород e-mail: sh2525@mail.ru Научный руководитель: Борисовская Ирина Валентиновна кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, Белгород ОСНОВНОЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Аннотация: Необходимость знания иностранного языка продиктована нам новыми реалиями современного мира. Этот навык позволяет продвинуться по карьерной лестнице, путешествовать без ограничений, общаться с людьми, живущими далеко за пределами нашей страны. В то же время все мы знаем, что это длительный трудоемкий процесс, требующий системы и методологии, без которых обучение может растянуться на долгие годы. Начиная изучать иностранный язык, мы сталкиваемся с проблемой сложности выбора подходящей методики и инструментов для изучения языка. Ключевые слова: аудирование, изучение иностранных языков, методика, методы обучения, английский язык. Shatalova Olga Ivanovna 2nd year master student, Belgorod State National Research University Russia, Belgorod Scientific adviser: Borisovskaya I.V. candidate of philological sciences, associate professor of the department of foreign languages, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod THE MAIN ASPECT OF LEARNING LISTENING IN A FOREIGN LANGUAGE 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru Abstract: The necessary for knowledge of a foreign language is dictated to us by the new realities of the modern world. This skill allows you to move up the career ladder, travel without restrictions, communicate with people living far beyond the borders of our country. At the same time, we all know that this is a long, time- consuming process that requires a system and methodology, without which learning can take many years. Starting to learn a foreign language, we are faced with the problem of difficulty in choosing the appropriate methodology and tools for language learning. Key words: listening, learning foreign languages, methodology, teaching methods, English. В современном мире, с его бешеным ритмом жизни, мы сталкиваемся с новыми вызовами и новыми возможностями для саморазвития. Одним из инструментов саморазвития и движения вперед является знание иностранного языка, в большинстве случаев английского. Владение этим инструментом значительно расширяет горизонты. Знание иностранного языка позволяет продвинуться по карьерной лестнице, путешествовать без ограничений, связанных с незнанием языка и страхом попасть в сложную ситуацию, общаться с людьми, живущими далеко за пределами нашей страны. Поэтому каждый осознает, насколько важно овладеть иностранным языком на должном уровне. В то же время, чем больше человек получает знаний в области лингвистики, тем острее он понимает, насколько это сложно. Как мы все знаем, процесс изучения иностранного языка включает в себя четыре компонента: чтение, письмо, разговорную речь и аудирование. И именно с последним компонентом возникает больше всего трудностей. Очень часто мы можем читать, писать, каким-то образом изъясняться, но не можем распознать знакомые нам речевые единицы в речевом потоке носителя языка. Методика обучения аудированию претерпевала изменения и совершенствовалась на протяжении многих лет. На данный момент сформировалась достаточно эффективная система работы над аудиотекстами, которую мы попробуем описать в этой статье. Весь процесс обучения аудированию обычно делится на три этапа [2]: до прослушивания, собственно этап слушания и посттекстовый этап. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 2 На этапе «до прослушивания» обычно предлагается выполнить несколько видов подготовительных упражнений. Эти упражнения направлены на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, фраз, интонации. Предлагается прослушать пары предложений и выделить одинаковые и разные предложения; прослушать слова и выделить длинный звук; прослушать несколько предложений и выделить вопросительные и отрицательные предложения; определить тип предложения, прослушать слова и выбрать те, которые соответствуют предложенной картинке. Кроме того, на предварительном этапе, по словам известного филолога Филатовой [3], очень эффективны упражнения на развитие механизма вероятностного прогнозирования, в которых необходимо прослушать начало слов/фраз и закончить их; прослушать слова на аудио и назвать его тему; прослушать текст и заполнить пробелы в печатной версии этого текста. Также на этом этапе можно использовать упражнения для развития навыка языковой догадки, сравнить значение знакомых лексических единиц, прослушать предложения и заменить слово другим словом, прослушать два предложения и сказать, чем они отличаются друг от друга другие, прослушать предложения и отметить те, которые не соответствуют содержанию текста. За этим следует этап собственно слушания текста. Для достижения хорошего результата необходимо применять четкую последовательность в действиях преподавателя и учащихся, которая включает в себя предварительный инструктаж и предварительное задание, сам фактический процесс восприятия аудиотекста, задания для контроля понимания содержания текста. На этапе прослушивания текста необходимо понять смысл и коммуникативное намерение говорящего, удержать в голове то новое, что было почерпнуто из текста, и дать ему свою оценку. Во время слушания вас могут попросить ответить на вопросы, выполнить действия по соотнесению иллюстрации, пунктов плана с содержанием, записать любые даты, имена, географические названия, определить тип текста, действующих лиц, контекст, упорядочить фрагменты текста или реплики диалога. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 3 Прослушивание с пониманием основного смысла текста, требует поиска ответа на один или два наиболее общих вопроса о тексте. Задание при прослушивании, чтобы полностью понять содержание, обычно дается при повторном обращении к тексту. На этот тип прослушивания выделяется неограниченное время. При выполнении заданий по прослушиванию текста наименее подготовленным может быть разрешено использовать текст. На этапе посттекста также есть много упражнений, и окончательный выбор зависит от возраста, степени подготовки и индивидуальных способностей. На этом этапе вы можете выполнять такие задания, как прослушивание текста, разбиение его на смысловые части, составление заголовка и плана. Распределение слова или элементов плана в последовательности, отражающей содержание текста, прослушивание части диалога и продолжение его в парной работе, прослушивание фрагмента фильма и воспроизведение этой сцены, прослушивание и пересказ текста/части текста и т.д. Задания, выполняемые после прослушивания текста [1], заставляют вас принимать активное участие в творческой деятельности, а также служат для контроля понимания содержания услышанного и успешного общения. Стремясь быть эффективным в обучении аудированию, необходимо тщательно подбирать методы изложения текста, которые предшествуют упражнениям, а также проводить определенную работу на каждом этапе работы с текстом. И последний важный аспект обучения аудированию — это его мотивация. Необходимо четко понимать, зачем все это нужно, должна быть цель, для достижения которой будут использованы все необходимые средства. Подводя итог этой статье, мы выделяем следующие основные моменты. Необходимость овладения иностранным языком продиктована нам новыми реалиями современного мира. В то же время мы понимаем, что это длительный, отнимающий много времени процесс, требующий системы и методологии, без которых изучение может растянуться на долгие годы. Наибольшую трудность часто вызывает процесс прослушивания. Начиная изучать иностранный язык, мы сталкиваемся с проблемой сложности выбора подходящей методологии и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 4 инструментов для изучения языка. В то же время необходимо знать, что сильные умы этого мира уже работали над этим вопросом не один год, и у нас есть несколько хорошо изученных и описанных механизмов, облегчающих процесс прослушивания, которые необходимо использовать для достижения наилучших и быстрых результатов. 1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингвистических, университетов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с. 2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. М.: Просвещение, 2010. 568 с. 3. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения иностранному. М.: Просвещение, 1991. 222 с. Список литературы: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 5