- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ И ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭРЫ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2023"
Автор(ы) статьи: Скворцов А.Л.
PDF файл статьиУДК 37.01 Скворцов Александр Леонидович аспирант, кафедра педагогики Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Россия, г. Брянск e-mail: docent.2017@list.ru ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ И ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭРЫ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ Аннотация: В статье осуществляется попытка объективного взгляда на ИКТ-компетенции (здесь и далее, ИКТ – информационно-коммуникационные технологии) российского педагога в условиях развития цифровой педагогики. Масштабность и важность цифровизации в педагогической среде имеет важное общественно-политическое значение, что подтверждается принятием соответствующей программы развития цифрового образования на уровне центрального Правительства. Без наличия компетентных педагогических кадров осуществить качественный переход в образовании на цифровую основу не возможно. Для этого потребуются педагоги, обладающие ИКТ- компетентностью. Статья будет полезна студентам, аспирантам и другим научно-педагогическим работникам. Ключевые слова: цифровизация, цифровая педагогика, цифровое образование, информационно-коммуникационные технологии, компетенции, компетентность, ИКТ-компетенции, ИКТ-компетентность. Skvortsov Alexander Leonidovich postgraduate student Department of Pedagogy Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Russia, Bryansk ICT-COMPETENCIES AND ICT-COMPETENCE OF A TEACHER IN THE DIGITAL ERA: THE RELATIONSHIP OF CONCEPTS Abstract: The article attempts to take an objective look at the ICT competencies (hereinafter, ICT - information and communication technologies) of a Russian teacher in the context of the development of digital pedagogy. The scale and importance of digitalization in the pedagogical environment has an important socio-political significance, which is confirmed by the adoption of an appropriate program for the development of digital education at the level of the central government. Without the availability of competent teaching staff, it is not possible to make a qualitative Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 1 transition in education to a digital basis. This will require teachers with ICT- competence. The article will be useful for students, postgraduates and other scientific and pedagogical workers. Key words: digitalization, digital pedagogy, digital education, information and communication technologies, competencies, competence, ICT-competence, ICT- competence. Не секрет, что за последние несколько лет в научно-педагогической среде появилось очень много разнообразных статей, посвящённых цифровой тематике образовательной среды. Исследования по данному вопросу за это время затронули огромный пласт проблем, связанных с новым явлением. Однако нельзя назвать этот процесс изучения полным и завершённым, поскольку цифровизация в образовательной среде по своей сути, есть явление динамическое, то есть постоянно развивающееся, что лишь усиливает возможности для дальнейшего изучения. Одними из таких динамических факторов цифровизации нам представляются образовательные компетенции, и прежде всего, компетенции педагогов, как ключевых субъектов во взаимосвязи «педагог – ученик», что показывает вектор обучающего влияния и логичность в трансляции знаний. Педагог есть первооснова образовательного процесса, а не наоборот. Рассматривая вопрос нашего исследования, прежде всего, необходимо понять значение термина «компетенция». Не вызывает сомнения в том, что этимологически «компетенция» имеет зарубежное происхождение и заимствовано из латинского языка («competentia» - прим. автора). Не всегда данный термин понимался единообразно. Например, если открыть «Толковый словарь. 40000 иностранных слов» 1875 года издания, то «компетенция – домогательство, претензия, законный иск на что-нибудь» [1, с. 419]. Спустя, практически, столетие понимание компетенции несколько трансформировалось, под ней стали понимать «круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» [2, с. 344]. Если обратиться к более современному сборнику иностранных слов, значение компетенции осталось эквивалентным последнему источнику. Подтверждением Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 2 тому «Словарь иностранных слов современного русского языка» под авторством Егоровой Т.В., согласно которого «компетенция – круг вопросов, в решении которых определённое лицо имеет наибольший авторитет, познания и опыт» [3, с. 337]. В предмете нашего исследования именно педагог обладает наибольшими познаниями по сравнению с учеником. В связи с этим определим, какими компетенциями должен обладать педагог в современных условиях цифровой образовательной среды. Осуществляя поиск и формулирование значения составных элементов какого – либо явления, исследователь всегда стремится наиболее полно описать всё их многообразие, чтобы в конечном итоге выстроить определённую идеальную модель. Исследуя и вычленяя цифровые педагогические компетенции, мы стремимся получить «идеальную модель цифровых компетенций педагога». На сегодняшний день существует довольно большое количество определений модели, зависящих от научной области, объекта и субъекта исследования. Применительно к педагогическо-исследовательской сфере лучше всего подходит определение доктора философских наук Новика И.Б., который под моделью предложил понимать «искусственный или естественный объект, находящийся в некотором объективном соответствии с исследуемым объектом, способный замещать его на определенных этапах познания, дающий в процессе исследования некоторую допускающую опытную проверку информацию, переводимую по установленным правилам в информацию о самом исследуемом объекте» [4, с. 42]. Исходя из этого, цифровые компетенции педагога должны соответствовать следующим требованиям: - ориентация на педагогический процесс; - иерархия связанных между собой элементов педагогической системы; - ориентация на конечный положительный результат. Приведённые нами критерии соответствия основаны на следующих педагогических подходах: 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru – системно-деятельностный, рассматривающий труд педагога во взаимосвязи и взаимообусловленности всех видов и направлений его многогранной деятельности с учетом происходящей модернизации и изменения приоритетов в области образования; – компетентностный, предполагающий, что в условиях глобальной цифровизации всех сторон жизнедеятельности человека цифровые компетенции педагога становятся одними из главных профессиональных компетенций современного педагога; – личностно ориентированный, предполагающий создание условий для повышения цифровых компетенций с учетом способностей, возможностей, мотивов и индивидуальных особенностей личности педагога; – аксиологический, определяющий совокупность приоритетных ценностей в образовании в условиях цифровизации, основанных на саморазвитии педагога; – информационно - коммуникационный, основанный на высоком уровне коммуникаций педагога со всеми участниками образовательного процесса с использованием различных способов активизации познавательной деятельности на основе современных информационных технологий; – технологический, предполагающий эффективное использование педагогом информационных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания [5, с. 5]. В научно – педагогической литературе принято отождествлять понятие «цифровые компетенции педагога» с понятием «ИКТ – компетенции педагога». И то, и другое подразумевает совокупность знаний, навыков и установок педагога, позволяющих ему свободно применять ИКТ для организации учебного процесса на всех его этапах: от подготовки к занятиям до создания цифровой среды, помогающих выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся, мотивировать их к обучению, анализировать и прогнозировать их успеваемость. В данном случае принятое сокращение «ИКТ» обозначает информационно - коммуникационные технологии. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru Требования к ИКТ - компетенциям преподавателя можно условно разделить на два уровня – технологический и методический. К первому следует отнести позиции, в которых предусматривается пользовательское владение информационными технологиями. Второй уровень требований – методический и предполагает владение педагогом методами информационно – коммуникационных технологий в учебно – воспитательной работе. Безусловно, такое разделение лишь условно, так как одно без другого самостоятельно быть не может: невозможно без наличия навыков (компетенций) пользования компьютерной программой методически её применять в педагогической деятельности. И наоборот, не зная азов методики преподавания предмета, невозможно подобрать соответствующую компьютерную программу. Из этого следует, что педагог, как один из субъектов образовательного процесса, априори обладает совокупностью некоторых компетенций, что позволяет говорить об уровне компетентности. На наш взгляд, в общем понимании, наиболее лаконично выглядит следующее определение компетентности, которое сформулировал известный российский учёный, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования Хуторской А.В. Согласно его выводу, «компетенция - это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека» [6, с. 77]. Из этого следует, что уровень компетентности субъекта в любой сфере проверяется практическими навыками, в основе которых лежит теоретическая подготовка. Таким образом, в сфере образования в условиях цифровизации педагог обязан владеть компетенциями информационно-коммуникационных технологий, что позволяет говорить о формировании нового вида компетентности – ИКТ-компетентности педагога, суть которой уверенное владение им цифровыми инструментами коммуникации для получения доступа к информации, что способствуют решению педагогических задач в образовательном процессе и достижению поставленной цели. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 5 Из нашего определения следует, что ИКТ лишь упрощает профессиональную деятельность педагога и отсутствие у него навыков в цифровой сфере ни в коей мере не остановит образовательный процесс. Будут использованы другие, более классические средства обучения. Из чего следует, что педагогическая компетентность является более широким понятием, чем педагогическая ИКТ-компетентность, что указывает на относительную самостоятельность последней. В научной литературе встречается и сугубо идеалистический подход на понимание ИКТ-компетенций и ИКТ-компетентности педагога, как конечного результата, слагаемого из совокупности компетенций. Например, очень часто можно встретить следующее трактование: «ИКТ-компетенции педагога — это знания, навыки и установки, позволяющие ему свободно применять ИКТ для организации учебного процесса на всех его этапах — от подготовки к занятиям до создания цифровой среды, помогающей выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся, мотивировать их к обучению, анализировать и прогнозировать их успеваемость» [7, с. 4]. К числу навыков, которыми должен обладать педагог, компетентный в сфере ИКТ, относятся: - навыки использования видео- фотосъемки; - умение использования систем мгновенных сообщений; - навыки поиска в сети Интернет и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ; - использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; - использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий и подготовка проверочных заданий с применением средств ИКТ. Предложенный перечень компетенций относится к базовому перечню и соотносится по формуле «теория - практика», что служит подтверждением вывода Хуторского А.В. В науке встречаются и другие виды навыков, однако базовый уровень цифровой компетентности педагога включает в себя именно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 6 Список литературы: перечисленные выше, по нашему мнению, а остальные навыки являются лишь дополнением. 1. Толковый словарь. 40000 иностранных слов / под ред. А. Дмитриева. М.: Тип. В. Готье, 1875. 950 с. 2. Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Алёхина и проф. Ф.Н. Петрова. М.: ГИС, 1954. 856 с. 3. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 799 с. 4. Новик И.Б. О моделировании сложных систем (философский очерк). М.: Мысль, 1965. 335 с. 5. Игнатьев В.П., Шахурдин В.Д. Модель формирования цифровых компетенций современного педагога // Известия Волгоградского педагогического университета. 2021. № 7. С. 4-11. 6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55-61. 7. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / под ред. Аймалетдинова Т.А., Баймуратовой Л.Р., Зайцевой О.А., Имаевой Г.Р., Спиридоновой Л.В. М.: Издательство НАФИ, 2019. 84 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 7