- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2023"
Автор(ы) статьи: Савочкина А.А.
PDF файл статьиУДК 345.5 Савочкина Анастасия Александровна студентка 2 курса магистратуры Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета в городе Ялта Россия, г. Ялта e-mail: nastena.savochkina.00@mail.ru. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: В статье анализируются понятия «адаптация» и виды адаптации, даются рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Под адаптацией подразумевается процесс вхождения личности в новую для нее самой сферу и приспособление к существующим требованиям. Ключевые слова: адаптация, дети, младшие дошкольники, дошкольная образовательная организация, особенности адаптации. Savochkina Anastasia Aleksandrovna 2nd year master student Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University in Yalta Russia, Yalta FEATURES OF ADAPTATION OF JUNIOR PRESCHOOL CHILDREN TO THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION Abstract: The article analyzes the concepts of “adaptation” and types of adaptation, and provides recommendations for optimizing the process of adaptation of children of primary preschool age to the conditions of a preschool educational organization. Adaptation refers to the process of a person entering a new sphere for himself and adapting to existing requirements. Key words: adaptation, children, younger preschoolers, preschool educational organization, adaptation features. Проблема адаптации младшего дошкольника к детскому саду не является новой и давно находится в центре внимания психологов и педагогов. Существует много исследований на сегодняшний день на тему подготовки ребенка к детскому саду. Однако, наблюдение за младшими дошкольниками демонстрирует, что проблема адаптации является достаточно острой. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 1 Проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребёнка. А отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и думают, что всему ребёнка должны научить в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть – что ребёнку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одарённости ребёнка Однако автор Е. Васильева, пишет, что здоровье детей полностью связано с возможностью детей удачно приспосабливаться к окружающему миру [3, c. 45]. Именно это очень остро отображает данную проблему. Также она обозначает много нейродинамических проблем, таких как двигательная заторможенность, психологическая отсталость. Все они могут отображать проблемы развития процесса адаптации, так как психологическое развитие детей определяется от уровня физической и умственной работоспособности, а также состояния здоровья. При постоянной возможности к изменению в онтогенезе возможность к изменению может создаваться нормативно, при этом наблюдается нарушение процесса развития и самореализации личности. Обращение к человеку является безграничным процессом и характеризуется его психологическими характеристиками. Именно поэтому А.Г. Маклаков данную психологическую характеристику рассматривает как личностную адаптационную потребность. Эта потребность дает возможность отличать людей по уровню устойчивости к стрессам. Именно это способствует к прогнозу эффективных действий по смене ситуаций. Автором была определена взаимная связь образующаяся между успешностью обучения, результатами учебной работы и уровнем развития собственных адаптационных способностей. К психологическим характеристикам собственной адаптивности, которые определяют эффективность и адекватность поведения и работы относятся нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, чувство социальной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 2 поддержки, качество построения общения с окружающими, опыт социального общения; моральные принципы, индивидуальный и групповой уровень идентификации. Т.В. Костяк детально изучал особенности адаптации дошкольников к ДОУ в области психологического развития. Им были рассмотрены факторы психологического благополучия. Также он анализировал важные законы психического развития детей дошкольного возраста [6, c. 74]. Очень большую роль в адаптационный период возлагается на воспитателя и непосредственно семью ребенка. Итак, рассмотрим понятие адаптации. Это сложный процесс организма адаптироваться к новым условиям. Данный процесс может сопровождаться эмоциональными срывами у детей, может меняться их поведение, наблюдаются перемены в физическом и психическом развитии. По мнению Л.Л. Шпака, адаптация считается выполненной, когда человек полностью адаптировался в новых для него условиях. Именно поэтому в определении «полная адаптация» важно изучать позицию индивида. Именно с ее помощью возможно прочувствовать на себе всю легкость и непринужденность во всех новых условиях, ощутить все перемены в простой жизни, окунуться в трудности. Это нужно для того, что бы получить знания о действительности применяя процесс общения. По мнению Ю. А. Афонькина адаптационный процесс детей к дошкольному учебному заведению полностью зависит от конкретных условий этого самого заведения. Все эти условия можно поделить на три группы [2, c. 162]. Первая группа заключается в том, что появляется новый человек – воспитатель. Именно он выдвигает определенные требования к детям. Следующая группа связана с появлением нового окружения, которое отличается от домашнего. Третья группа – появление в кругу ребенка других детей и новых взрослых. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 3 Однако как считала В.Г. Алямовская, адаптация будет иметь положительный характер, если ДОУ будут придерживаться следующих факторов: нормальное (полноценное) функционирование детского организма; проявление обменных процессов в организме ребенка; тип центральной нервной системы и тип темперамента; общее состояние ребенка во время поступления в дошкольное заведение: эмоциональная устойчивость, доверие к другим людям, достижение поставленных целей; хорошая центральная нервная система во время освоения новой информации [1, c. 84]. Адаптация подразумевает под собой не только приспособление к новым условиям в новой среде. Это также развитие психологических, личностных и социальных характеристик. Как писала Л.В. Белкина, адаптация это процесс вливания индивида в новое окружение, а также это адаптация к новым условиям. Сделаем вывод, что существует множество причин, которые создают ряд проблем для нормальной адаптации детей к ДОУ. Специалисты Института возрастной физиологии РАО выделяют три этапа в процессе психологической адаптации: 1 стадия – ориентировочно-приспособительная, когда реакция на весь комплекс новых воздействий связана с началом систематического обучения, практически все системы организма реагируют на воздействие насилия и серьезных проблем. Эта стадия сопровождается различными изменениями соматического и психического состояния. Это может привести к уменьшению в весе, частых заболеваний, нарушается сон, аппетит пропадает, дети могут стать замкнутыми. Обычно этот период длиться где-то месяц. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 2 стадия – неустойчивая, неполная адаптация, когда организм активно ищет оптимальный вариант стабильного состояния, совместимого с новым состоянием (организм использует все доступное, не экономит ресурсы). Этот период характеризуется нормальным поведением ребенка, т. е. все изменения редуцированы и ограничиваются определенными параметрами, на фоне снижения темпов роста, особенно умственного, по сравнению с возрастной нормой (длится 3-5 лет); 3 стадия – устойчивая адаптация, когда организм находит более адекватную реакцию на нагрузку, что требует меньшей нагрузки на всю систему. Этот период характеризуется быстротой темпа развития, поэтому в конце учебного года детям приходится сталкиваться с упомянутой выше задержкой темпа развития. Длительность периода адаптации обычно зависит от определенных факторов [10, c. 327]: в случаях увеличения нервной системы согласно возраста ребенка; наявность или полное отсутствие тренировки нервной системы перед этим; от состояния здоровья; от обстановки, которую ребенок наблюдает дома и к ту, которая наблюдается в ДОУ; от отличий в методах обучения. Однозначно, при любом процессе главная роль принадлежит педагогу. Педагог должен создавать у детей только хорошее отношение к процессам. Также педагог должен развивать разнообразные навыки, которые формируются согласно возрастной категории, формируют потребность в общении как со взрослыми, так и с детьми. Все эти процессы решают все воспитательные проблемы, которые случаются при появлении новой ситуации. Благодаря всему этому процесс адаптации проходит быстрее и легче. К процессу адаптации ребенка можно отнести три особенности [10, c. 238]: 1. Социально – психологический уровень адаптации, в который входит: 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 2. Психофизиологический уровень адаптации. Ему свойственны: 3. Компетентность и профессионализм педагогов. Определяется три степени сложности для преодоления тяжелой адаптации. Это легкая, средняя и тяжелая. Данные степени выделены врачами и психологами. Простой адаптационный период длится одну-две недели. До 20 дней пребывания в детском учреждении нормальный сон, ребенок нормально кушает, не отказывается от общения со взрослыми сверстниками, общается в одиночестве. События не чаще одного раза в день не более 10, без проблем. Со временем у ребенка нормализуются аппетит и сон, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к миру. Наладить отношения со взрослыми и сверстниками [4-5]. Отношения с близкими людьми не испорчены, ребенок не счастлив, но работает достаточно хорошо. Отсутствие острого заболевания. Снижение защитных сил организма проявляется незначительно и к концу второй-третьей недели восстанавливается. Адаптация средней тяжести. Поведенческие эффекты восстанавливались на 30-й день пребывания в детском учреждении. Нервы – психическое развитие несколько замедлено (замедление речевой деятельности). События до двух раз в период не более 10 дней, без проблем. Вес не изменился или уменьшился незначительно. При средней тяжести реакции общее состояние ребенка и проблемы с поведением более выражены, его адаптация к яслям или детскому саду занимает больше времени. Сон и аппетит улучшаются только через 2-6 недель, через месяц меняется настроение, резко снижается активность ребенка, часто плачет, меньше двигается, не проявляет интереса к спорту, отказывается от чтения, ведет себя тихо. Такое состояние может длиться до полутора месяцев. Тяжелая адаптация. Это известно, прежде всего, по значительному сроку (от двух до шести месяцев и более) и выраженности всех проявлений. Сложная ситуация с ситуацией тревожит родителей и учителей. Ребенок может долго и серьезно болеть: то есть одна болезнь практически без перерыва сменяет другую, 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru защитные силы организма разрушаются и уже не выполняют свою роль – не защищают ребенка от заражения. Заболевание нередко сочетается с неадекватным поведением ребенка, граничащим с невротическим состоянием. Проведя подробный анализ литературы, можно определить, что изучение влияния характера воспитания в семье на процесс адаптации ребенка к дошкольному заведению и всем условиям дошкольной среды происходит с таких сторон как: близкие взаимоотношения с мамой, абсолютно разные характеры детей в коммуникативной сфере, формирование разных привычек, наявность навыков самостоятельной работы. Именно семья считается первым социальным институтом. В ней ребенок получает опыт внешнего взаимодействия, получает первые навыки общения с людьми. Смотря на своих родителей, ребенок усваивает социальные нормы, и учиться расставлять приоритеты общих действий с людьми. Также большое влияние имеет воспитание со стороны родителей и сами типы воспитания, которые применяются в семье. Именно это в дальнейшем влияет на то, что в будущем будет нормой взаимодействия в социуме во время взросления ребенка. Каждая семья имеет свои методы воспитания ребенка. Они формируются из личных убеждений, опыта, взглядов. В семье формируется такая система отношений, которая охватывает все виды отношений и взаимосвязывает их. В результате все это отображается на процессе адаптации ребенка в социуме. Для быстрой и безболезненной адаптации детей к дошкольной жизни воспитателям необходимо создать благоприятную среду, подходящие условия для обучения детей в дошкольных учреждениях [8-9]. Эффективность воспитательно-эмоционального воздействия на данном этапе во многом определяется особенностями педагогического общения педагога и ребенка, ведь именно педагог является главным действующим лицом и субъектом воспитательного процесса, влияя на важнейшие изменения в образование, ментальная сфера ребенка и формирование его личности. Очень большую роль в адаптационном процессе в ДОУ играют воспитатели. У каждого воспитателя есть свой индивидуальный подход к детям Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 7 во время адаптации, чтобы ребенок как можно быстрее адаптировался к новым условиям. Каждый воспитатель старается улучшить здоровье ребенка с помощь создания правильных условий: трудности, утренней зарядки, физкультуры, спорта на свежем воздухе [7, c. 63]. Самое главное, что влияет на характер адаптации, это уровень формирования коммуникативного навыка с незнакомыми людьми. В молодом возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит преимущественно о действиях и предметах – ситуативное деловое общение. Во время общения у ребенка формируется определенная связь с людьми, которые их окружают. Общение эмоциональное у ребенка с мамой и иными близкими родственниками, у которых есть близкая, собственная основа, которую можно заменить общением. Чтобы адаптация к детскому саду была максимально безболезненной, мною были выбраны инновационные формы организации этого процесса, призванные снизить количество детей, ежегодно проживающих этот период как тяжелый. Инновационный метод «партнерский». Общение строится в форме доверительного общения, сотрудничества, сотворчества. Педагог вызывает интерес к себе как к носителю новой для детей информации, увлекательного содержания, позитивного стиля общения. Здоровый ребенок готов к расширению контактов, открыт для общения с миром. И педагог выполняет чрезвычайно важную миссию — он становится «проводником» детей в мир природы, человеческой культуры и искусства. Основная задача педагога на первом этапе - заслужить доверие ребёнка. Хэппенинг – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. Сенсорная коробка – это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша. В условиях введения ФГОС задачей современного педагога выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода, раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка. А успешная адаптация благодаря инновационным формам организации позволяет реализовать эту задачу. Список литературы: 1. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2018. 188 с. 2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие. Воронеж: Учитель, 2018. 236 с. 3. Белкина В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2021. 236 с. 4. Галигузова Л.Н. Педагогическая работа с детьми в период адаптации к детскому учреждению. М.: ВЛАДОС, 2018. 300 с. 5. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду: общение, речь, эмоциональное развитие: метод. пособие. Ярославль: Акад. развития, 2018. 143 с. 6. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 2018. 176 с. 7. Лапина И. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение. Волгоград: Учитель, 2021. 127 с. 8. Мельникова Н. Адаптация малышей к детскому саду // Дошкольное образование. 2018. № 5 (77). 9. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. 2020. № 3. С. 16-18. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 9 10. Савушкин С.Н. Адаптация к детскому саду. Методическое пособие. Информация для детей и родителей. М.: Сфера, 2019. 862 c. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 10