- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2023"
Автор(ы) статьи: Войленко А.А.
PDF файл статьиУДК 376 Войленко Анастасия Андреевна учитель-дефектолог МОУ «Сергиевская СОШ» Россия, Белгородская область, Краснояружский район e-mail: kovalenko.an27@yandex.ru ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности когнитивной сферы детей с задержкой психического развития, а также особенности коррекционной работы учителя дефектолога с детьми данной категорией. Ключевые слова: задержка психического развития, дефектолог, когнитивные функции, младшие школьники. Voilenko Anastasia Andreevna defectologist MOU "Sergievskaya SOSH" Russia, Belgorod region, Krasnoyaruzhsky district FEATURES OF CORRECTIONAL WORK OF A DEFECTOLOGIST TEACHER WITH CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION (PSD) Abstract: This article discusses the features of the cognitive sphere of children with mental retardation, as well as the features of the correctional work of a defectologist teacher with children of this category. Key words: mental retardation, defectologist, cognitive functions, junior schoolchildren. В настоящее время обширную группу среди общего количества детей составляют дети с задержкой психического развития - это многочисленная категория, разнородная по своему составу. Этот диагноз ставится, когда при относительно сохранном интеллекте, некоторые психические функции отстают от возрастной нормы. Дети этой категории требуют наблюдения и специализированной помощи, поскольку для них характерно затруднение двигательных, речевых, сенсорных и интеллектуальных навыков. Особенно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 1 проявляется недостаточная сформированность когнитивных процессов, т.е. высших психических функций благодаря которым осуществляется процесс полноценного познания мира, а именно восприятие, внимание, память, речь и праксис. Кроме этого детям с задержкой психического развития свойственны трудности в обучении, отмечается задержка речевой деятельности, не развита моторика и эмоционально-волевая сфера. В современной школе к организму ребенка предъявляются достаточно высокие требования, к которым ребенок с ограниченными возможностями здоровья часто оказывается не готов. Психологические особенности младших школьников с ЗПР имеют ряд особенностей, без учета которых невозможно создать для учащихся оптимальные условия для их развития и получения адекватного образования. С ними работают логопеды, психологи и дефектологи и их основной задачей является своевременное выявление нарушений и их коррекция. Деятельность учителя-дефектолога имеет огромную значимость, поскольку школьники этой нозологической группы испытывают стойкие затруднения в освоении программного материала при обучении. На основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза специалист составляет задачи коррекционной работы. Приоритетной задачей этого специалиста в школе - работа по активизации познавательной активности детей и преодолением интеллектуальной пассивности при этом развитие высших психических функций. Это взаимодействием различных форм мышления (логического, наглядно- действенного и наглядно-образного), где в свою очередь в большую роль играет воображение ребенка, благодаря которому формируются образы предметов. Важным компонентом коррекции мышления является развитие познавательных мотивов, создание проблемных учебных ситуаций на коррекционном занятии и использование специальных игр-загадок. Производится формирование ориентировки в задании, планирования предстоящей деятельности, осуществление ее в соответствии с наглядным образом или словесными указаниями дефектолога. Так как для данной категории детей характерны Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 2 нарушения причинно-следственных и пространственно-временных связей и увеличение времени для принятия решения, дефектолог организует свою работу с детьми таким образом, чтобы устранить нарушения, связанные с принятием, усвоением и обработкой информации, работает над формированием непроизвольной и произвольной памяти, увеличением ее объема и скоростью запоминания. Развивает у детей способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания. Дефектологом обязательно учитывается тот факт, что внимание детей с задержкой психического развития трудно сконцентрировать и удержать на протяжении той или иной деятельности, поэтому важна смена деятельности совместно с физической активностью. Вся работа со школьниками с задержкой психического развития реализуется с учетом ведущей деятельности. Одним из действенных вариантов сопровождения младших школьников с ЗПР в инклюзивном образовании является продуктивное взаимодействие специалистов общего и специального (коррекционного) образования, направленного на индивидуализацию образовательных маршрутов детей с ЗПР с учётом их индивидуальных особенностей. Таким образом, особенностью работы дефектолога с детьми имеющих задержку психического развития в школе является использования специальных методов, обеспечивающих развитие когнитивных функций у детей с ЗПР. Им важно сформировать перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка. Гармоничное обучение и воспитание детей с ЗПР в школе непрерывно связано с созданием благоприятной среды, с учетом их особых потребностей, психофизического развития, индивидуальных возможностей. Список литературы: 1. Бабкина Н.В. Современные тенденции в образовании и психолого- педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития // 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 202. С. 36-44. 2. Капитонова Д.В. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы психологии личности: Сборник научных трудов / под научной редакцией Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой. Том Выпуск 15. Екатеринбург, 2018. С. 98-106. 3. Соловьева Е.Н. Особенности организации обучения младших школьников с задержкой психического развития // Наука и инновации XXI века: материалы IV Всероссийской конференции молодых ученых, Сургут, 30 ноября 2017 года. Том 3. Сургут: Сургутский государственный университет, 2017. С. 177-179. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 4