- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2023"
Автор(ы) статьи: Кузнецова А.С.
PDF файл статьиУДК 330.3 Кузнецова Ангелина Сергеевна студентка 4 курса бакалавриата, экономический факультет Амурский Государственный Университет, Россия, г. Благовещенск e-mail: angelina.kuznetsova.01@gmail.com Научный руководитель: Мясоедов С.А., доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента организации Амурский Государственный Университет Россия, г. Благовещенск ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА Аннотация: Целью данного исследования является анализ процесса бюджетного планирования и исполнения бюджета. Рассмотрено имитационное моделирование. Изучены факторы, влияющие на налоги, так как они являются важнейшим источником доходов бюджета. Рассмотрено моделирование в среде AnyLogic. Изучена бюджетная системы Российской Федерации. Рассмотрена динамика развития методологии долгосрочного бюджетного планирования Российской Федерации. Ключевые слова: Процесс бюджетного планирования, имитационное моделирование, факторы, влияющие на налоги, бюджетная система, долгосрочное бюджетное планирование, AnyLogic. Kuznetsova Angelina Sergeevna 4th year Bachelor student, Faculty of Economics Amur State University, Russia, Blagoveshchensk Scientific adviser: Myasoedov S.A., Doctor of Economic sciences, Associate Professor Professor of the Department of Economics and Management of the Organization Amur State University, Russia, Blagoveshchensk BUDGET PLANNING Abstract: The purpose of this study is to analyze the process of budget planning and budget execution. Simulation modeling is considered. The factors affecting taxes have been studied, as they are the most important source of budget revenues. Modeling 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru in the AnyLogic environment is considered. The budget system of the Russian Federation has been studied. The dynamics of the development of the methodology of long-term budget planning of the Russian Federation is considered. Key words: Budget planning process, simulation modeling, factors affecting taxes, budget system, long-term budget planning, AnyLogic. Управление государственными финансами направлено на повышение благосостояния населения. Планирование бюджета является важным элементом управления государственными финансами. С помощью грамотного долгосрочного бюджетного планирования расходов можно добиться более высоких показателей социально-экономического развития. Имитационное моделирование позволяет более эффективно осуществлять долгосрочное бюджетное планирование и обладает вариативностью за счет возможности корректировки бюджетных показателей, что особенно важно в условиях глобализированной мировой экономики. Многие исследования зарубежных авторов рассматривают разработку долгосрочного бюджетного прогноза [1, 2]. Изучение долгосрочного бюджетного планирования коррелирует с анализом различных сфер бюджетных отношений. Некоторые авторы уделяют внимание вопросам пенсионных фондов, деятельность которых оказывает большое влияние на весь финансовый сектор. В одних странах преобладают государственные пенсионные фонды, в других — частные пенсионные фонды. Но их деятельность необходимо учитывать при долгосрочном бюджетном планировании [3]. Ряд авторов исследуют вопросы фискальной политики [4] и налогообложения. Например, различия в совокупном предложении рабочей силы супружеским парам в 17 странах Европы и США. Исследование основано на модели совместного принятия решений домохозяйствами. Налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, поэтому необходимо учитывать все факторы, которые на них влияют [5]. Отдельное направление исследований – налогообложение богатых граждан. Богатые домохозяйства могут реагировать на налогообложение средствами, которые экономически неоправданны для остального населения [6]. Динамика курса национальной валюты оказывает Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 2 особое влияние на бюджетное планирование. Особенно это касается стран, зависящих от внешнеэкономических условий, таких как Российская Федерация. Моделирование в среде AnyLogic позволяет построить модель долгосрочных расходов бюджета в социальной сфере (образование, здравоохранение, социальная политика и т.д.). Кроме того, использование предложенной имитационной модели долгосрочного бюджетного планирования позволяет увеличить временной горизонт планирования более чем на 20 и даже 50 лет. Такое моделирование поможет оценить принимаемые решения и создать реальную основу для реализации долгосрочных социально-экономических программ. С 2014 года бюджеты бюджетной системы Российской Федерации формируются и исполняются на основе применения программного принципа, предполагающего использование государственных программ в качестве основного инструмента бюджетного планирования. Использование программных инструментов бюджетного планирования приводит к вопросу о том, какова оптимальная степень охвата ими расходной части бюджета, и какие расходы следует включать в программную часть бюджета, а какие считать нерасходными. В Российской Федерации эта проблема усугубляется тем, что бюджетное законодательство не регулирует понятие и содержание программных и непрограммных расходов. Структура программных расходов должна определяться стратегическими целями и задачами социально-экономического развития в рамках перечня расходных обязательств. Основная проблема – качество целеполагания в рамках государственных программ. Его реализация связана со многими методологическими проблемами, которые в настоящее время остаются нерешенными в рамках традиционных подходов к программированию. К таким проблемам относятся несоответствие стратегических целей социально-экономического развития целям государственных программ, определение оптимального перечня задач для каждой конкретной программы и их согласование с целевыми показателями. Некоторые из этих проблем можно решить, применив проектный подход к Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 3 управлению государственными программами. Это позволяет отказаться от их сложной иерархической структуры и сделать цели программ гораздо более конкретными и измеримыми. Кроме того, моделирование может быть важным аспектом реалистичности долгосрочного бюджетного планирования. Вопросы, связанные с непрограммными бюджетными расходами, сосредоточены на двух основных вопросах – должны ли такие расходы иметь место, и если да, то каков должен быть их состав. В современной отечественной практике известны случаи, когда расходная часть бюджета, не полностью состоящая из программных расходов, признается неоптимальной. Такие замечания делаются отдельными органами контроля и учета при подготовке заключений по бюджетному плану. Если обратиться к зарубежной теории и практике, то существует точка зрения, что программная классификация должна охватывать все непроцентные расходы бюджета. Однако такой подход неприменим к сегодняшним отечественным реалиям в связи с тем, что полномочия по утверждению государственных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации принадлежат высшим органам исполнительной власти. Таким образом, включение в программы расходов на содержание органов, не входящих в состав исполнительной власти, неизбежно влечет за собой либо нарушение принципа разделения властей, либо нарушение логики формирования и функционирования государственной программы. Первая ситуация возникает, если в программе этих органов утверждены показатели результатов, вторая – если такие показатели, наоборот, не утверждены. В Российской Федерации постепенно развивается методология долгосрочного бюджетного планирования. Но по сравнению с некоторыми зарубежными странами он лишь недавно начал реализовываться на практике. Каждое государство выбирает свой путь разработки долгосрочных бюджетных планов, который определяется целями анализа, доступной статистикой и спецификой социально-экономического развития. Долгосрочные бюджетные планы за рубежом и в России строятся на основе прогноза социально- экономического развития (сценарные условия), характеризующегося Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 4 долгосрочными значениями макроэкономических показателей. Поэтому перед их разработкой социально-экономические показатели анализируются и прогнозируются с целью выявления тенденций макроэкономического развития. При разработке долгосрочного бюджетного прогноза анализируются темпы роста реального валового внутреннего продукта в предыдущие годы и определяются факторы, вызвавшие этот рост. Действующее бюджетное законодательство определяет виды расходов и направления расходования бюджетных средств. Поэтому долгосрочное бюджетное планирование базируется, в том числе, на существующих особенностях бюджетных отношений. Как правило, государства устанавливают обязательные расходы. Их количество может зависеть от многих факторов. Однако размер обязательных расходов необходимо планировать исходя из действующего законодательства. Остальные расходы планируются на основе макроэкономического прогноза. Имитационное моделирование социально-экономических показателей используется для повышения точности долгосрочного бюджетного планирования. Такой подход может повысить эффективность бюджетного планирования. А с появлением новых факторов, существенно влияющих на модель, их можно будет использовать в расчетах, что приведет к изменению планируемых расходов и доходов бюджета. В условиях глобализации долгосрочное бюджетное планирование должно учитывать внешние риски, влияющие на развитие экономики страны. С учетом бюджетных правил и допущений об экзогенных переменных моделирование проводится в два этапа: на период до 10 лет и на период более 10 лет. Для первого десятилетнего периода уравнения корректируются таким образом, чтобы смоделированные переменные соответствовали их значениям в десятилетних базовых прогнозах, полученных на основе среднесрочных моделей. Эта корректировка необходима, поскольку среднесрочные прогнозы включают подробную информацию о бюджете и экономическом развитии в среднесрочной перспективе, тогда как долгосрочная модель определяет только общую взаимосвязь в долгосрочной перспективе. На втором этапе моделирования (годы после первой декады) корректировка Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 5 экономических уравнений не производится. Таким образом, базовое моделирование соответствует базовым среднесрочным прогнозам, а затем расширяет их в соответствии с уравнениями модели. Бюджетное моделирование – метод планирования, при котором органы государственной власти получают документ, занимающий важное место среди финансовых планов государства. На его основе органы государственной власти могут строить другие финансовые планы, поскольку в моделировании используются правовые ограничения и другие предположения относительно экзогенных переменных. В этом альтернативном моделировании каждое уравнение также подлежит корректировкам, необходимым для обеспечения соответствия проекта на первое десятилетие среднесрочным базовым параметрам, одобренным официальными органами. Использование имитационного моделирования при бюджетном планировании позволяет формировать бюджет на длительный период времени с использованием математических инструментов. Долгосрочное бюджетное планирование уже хорошо развито в некоторых зарубежных странах. В Российской Федерации этому уделяется большое внимание на национальном уровне. Долгосрочные бюджетные планы также разрабатываются на региональном и муниципальном уровнях Российской Федерации. Но они, как правило, низкого качества. Субнациональные бюджеты в Российской Федерации имеют высокий уровень финансовой зависимости от федерального бюджета. Поэтому реализация долгосрочной бюджетной политики в этих условиях проблематична. В условиях глобализации страны становятся все более зависимыми друг от друга, а торговля, потоки капитала и рабочей силы увеличиваются. Это оказывает положительное влияние на национальные экономики в период экономического роста, однако внешние шоки могут оказать негативное влияние на отдельные страны. Долгосрочное бюджетное планирование должно учитывать все возможные факторы развития национальной экономики. Это возможно при использовании имитационного моделирования при планировании. Эта область еще не исследована в полной мере, хотя уже есть положительные результаты. С нашей точки зрения, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 6 необходимо продолжить исследования по использованию моделирования в долгосрочном бюджетном планировании. Cписок литературы: 1. Ахмади Р. Методология Пенелитиана Куалитатифа. Ар-Рузз Медиа, 2022. 2. Акбар Р., Пилчер Р. и Перрин Б. Внедрение систем измерения эффективности: местные органы власти Индонезии под давлением. Качественные исследования в области бухгалтерского учета и управления. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://doi.org/https://doi.org/10.1108/ (дата обращения: 13.11.2023 г.). 3. Андре П. Тулангоу Т.Р. Реализованный анализ Anggaran Pendapatan dan Belanja Daerah Pemerintah Kabupaten Minahasa // Журнал ЕМВА. 2022. № 4(3). С. 564–571. 4. Ариф Акунтанси Пемеринтахан. Джакарта: Салемба Эмпат, 2012. 5. Асвар К. и Эрмвати Э. (2021). Pengadopsian Akuntansi Akrual di Pemerintah Daerah: Studi kasus Pada Provinsi Banten. Капитал. 2021. № 12 (1). С. 62–74. 6. Асвар К. и Саидин С.З. Внедрение метода начисления в муниципалитетах Явы: эмпирическое исследование // Международный журнал прикладных исследований бизнеса и экономических наук. 2022. № 11 (3). С. 24– 30. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 7