- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК ИДТИ В ШКОЛУ ПСИХОЛОГИЕЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОТ ДОШКОЛЬНОГО К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ?
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2023"
Автор(ы) статьи: Демченко Т.А.
PDF файл статьиУДК 37013.77 Демченко Татьяна Анатольевна Педагог – психолог МОУ «Сергиевская СОШ» Россия, Белгородская область, Краснояружский район e-mail: serg_biblioteka@mail.ru ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК ИДТИ В ШКОЛУ ПСИХОЛОГИЕЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОТ ДОШКОЛЬНОГО К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ? Аннотация: В статье представлен опыт работы педагога – психолога апробированной методике готовности ребенка к школе. Представлены блоки оценки уровня школьной адаптации. Показатель интеллектуального развития, показатель эмоционального развития, показатель сформированности коммуникативных навыков, уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период. Ключевые слова: методика, интеллектуальное развитие, эмоциональное развитие, коммуникативные навыки, уровень школьной зрелости. Demchenko Tatiana Anatolyevna Teacher – psychologist MOU "Sergievskaya SOSH" Russia, Belgorod region, Krasnoyaruzhsky district IS YOUR CHILD READY TO GO TO SCHOOL PSYCHOLOGICAL METHODOLOGY FROM PRESCHOOL TO PRIMARY SCHOOL AGE? Abstract: The article presents the experience of a teacher – psychologist in the proven methodology of a child's readiness for school. The blocks for assessing the level of school adaptation are presented. An indicator of intellectual development, an indicator of emotional development, an indicator of the formation of communicative skills, the level of school maturity of a child in the preschool period. Key words: methodology, intellectual development, emotional development, communication skills, school maturity level. Введение Учебная деятельность – первая и, наверное, главная для формирования характера. Она развивает трудолюбие, аккуратность, настойчивость, добросовестность и многие другие черты. В школе складываются Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 1 коммуникативные качества, преодолеваются психологические барьеры общения [1, с. 211]. Согласно Л.С. Выготскому, с начало школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно – логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы» память в этом возрастает становится мыслящей, а восприятие – думающим» [2, с. 53]. Адаптация к школе — это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально – волевой сфер ребенка при переходе к систематическому к организованному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучная – к дезадаптации. На сегодняшний день, к сожалению, нет абсолютно здоровых детей. Поэтому при подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделить физическому развитию, соблюдению режима. Укреплению нервной системы ребенка. Для реализации первоначальной диагностики, составления общего представления об уровне готовности ребенка к школьному обучению я использую ориентационный тест школьной зрелости Керна–Йирасека. Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования старших дошкольников: • Не требует продолжительного времени для проведения; • Может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований; • Имеет нормативы, разработанные на большой выборке; • Не требует специальных средств и условий для проведения. Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков. 1. Показатель интеллектуального развития: к концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно – логического мышления. Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 2 разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам; 2. Показатель эмоционального развития: предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок должен осваивать социальные нормы выражения чувств, формироваться эмоциональное предвосхищение, чувства должны быть осознанными, обобщенными, нравственными, интеллектуальными, эстетическими. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и развитие, и протекание учебной деятельности. 3. Показатель сформированности коммуникативных навыков: данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающие способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. 4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период: основу предполагаемого подхода к анализу трудностей, возникающих у 6- летних детей в начале систематического обучения, составляет целостный учет индивидуальной ситуации психического развития ребенка. Под ситуацией понимается единство отношений ребенка к взрослому (учителю) и к предполагаемым со стороны взрослого задачам. По результатам диагностики важно выявить тип психологического развития ребенка. От этого будет зависеть его успешность последующего обучения и формирование его психологических процессов. Готов ли он к учебной деятельности либо еще находится в дошкольной (игровой) ситуации. Главной задачей педагога – психолога предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.[3, с. 430] Вывод. Итак, мы видим, что подготовка к школе — это трудоемкий процесс, в котором каждый нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами и если это вовремя не учесть, затем порождает 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому нужно искать не одну, а несколько причин каждого конкретного ребенка и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. Список литературы: 1. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей: Пособие для учащихся. М.: Гуманит ВЛАДОС, 1998. 320 с. 2. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 442 с. 3. Домаг Г. Гармоничное развитие ребенка. М.: Аквариум, 1996. 448 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2023 https://tribune-scientists.ru 4