- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: КТО АВТОР?
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2023"
Автор(ы) статьи: Толкачев В.Ю.
PDF файл статьиУДК 34.096 Толкачев Владимир Юрьевич студент 1 курса Гражданско-правовые отношения: теория и практика Северо-Кавказская государственная академия Россия, г. Черкесск e-mail: pushell@gmail.com АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: КТО АВТОР? Аннотация: Рассмотрены основные аспекты авторства аудиовизуальных произведений, перечисленные в ГК РФ. Произведен анализ актуальности приведенных лиц в виде авторов и рациональность внесения изменений в ГК РФ. Ключевые слова: аудиовизуальные произведения, авторы, оператор. Tolkachev Vladimir Yurievich 1st year student Civil law relations: theory and practice North Caucasus State Academy Russia, Cherkessk AUDIOVISUAL WORKS: WHO IS THE AUTHOR? Abstract: The main aspects of authorship of audiovisual works listed in the Civil Code of the Russian Federation are considered. The analysis of the relevance of the listed persons in the form of authors and the rationality of making changes to the Civil Code of the Russian Federation is carried out. Key words: audiovisual works, authors, operator Аудиовизуальное искусство является одним из наиболее популярных и влиятельных видов искусства в современном мире. Оно объединяет в себе два основных элемента - звук и изображение - для создания уникальных и захватывающих впечатлений для зрителей. С развитием технологий аудиовизуальные произведения стали еще более популярными и доступными для широкой аудитории. Новые технологии позволяют создавать более реалистичные и увлекательные произведения, а также облегчают их распространение и потребление. Одним из наиболее значительных изменений стало появление цифровых технологий. Цифровые технологии позволили Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2023 https://tribune-scientists.ru 1 создавать и распространять аудиовизуальные произведения в цифровом формате, что значительно упростило процесс создания и распространения. Это также позволило создавать более интерактивные произведения, которые могут быть адаптированы под индивидуальные предпочтения зрителей. Еще одним важным фактором стало развитие интернета. Интернет позволил распространять аудиовизуальные произведения по всему миру, делая их доступными для миллионов людей. Кроме того, интернет также позволил зрителям взаимодействовать с произведениями, оставлять отзывы и даже участвовать в создании контента. Список авторов аудиовизуального произведения определен статьей 1263 ГК РФ [1]. Он включает: режиссера-постановщика, автора сценария, композитора, являющегося автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения, и художника-постановщика анимационного (мультипликационного) фильма. Важно отметить, что художник-постановщик включен в список авторов совсем недавно – 14.07.2022. Таким образом была признана значительная роль художника-постановщика в создании аудиовизуального произведения, позволившая считать его одним из авторов. Художник-постановщик является важным автором аудиовизуальных произведений. Он отвечает за создание декораций, костюмов и других элементов, которые помогают создать атмосферу произведения. Художник-постановщик работает в тесном сотрудничестве с режиссером и другими членами команды, чтобы достичь желаемого результата [2]. Однако насчет прав других участников процесса создания аудиовизуального произведения в научной среде нет единого мнения. В частности, речь идет о композиторе, который является автором аудиовизуального произведения, создавая музыку для фильма, сериала или игры. Бесспорно, музыка помогает создать атмосферу и настроение произведения, а также может влиять на эмоции зрителей. Композитор работает в тесном контакте с режиссером, чтобы создать музыку, которая соответствует сценарию и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2023 https://tribune-scientists.ru 2 визуальному ряду. Однако его право на вознаграждение является дополнительным по отношению к исключительному праву на соответствующее музыкальное произведение имущественное неотчуждаемое субъективное право. Иными словами, композитор, чья музыка используется в аудиовизуальном произведении, распорядившийся своим исключительным правом и получивший определенный доход, в любом случае сохраняет право на дополнительное вознаграждение [3, 4]. При этом возникает определенная несправедливость: остальные авторы такого права не получают. Рассмотрим вклад других авторов, например, режиссера-постановщика. Он играет ключевую роль в создании аудиовизуального произведения, отвечает за общее направление проекта, включая выбор сценария, кастинг, режиссуру и монтаж. Режиссер-постановщик должен иметь талант к созданию увлекательных историй и умение работать с актерами и съемочной группой. Кроме того, он должен быть знаком с техническими аспектами производства, такими как освещение, звук и камера. Можно утверждать, что именно его работа определяет как качество, так и дальнейший успех аудиовизуального произведения. Логично ли предполагать, что режиссер-постановщик может претендовать на те же права? Вполне логично. Были даже попытки режиссеров отстоять свои права в судебном порядке: так, режиссер П. Г. Любимов просил Конституционный Суд РФ признать противоречащим Конституции Российской Федерации пункт 3 статьи 1263 ГК РФ, поскольку данная норма закрепляет неравенство между композиторами и другими авторами фильмов. Суд, отказывая заявителю в принятии жалобы к рассмотрению, указал, что П. Г. Любимов просит признать за ним, как режиссером-постановщиком, право на получение вознаграждения на условиях, аналогичных праву композитора на вознаграждение (определение от 27 мая 2010 г. № 690-О). Далее Суд использовал свою стандартную формулировку, с помощью которой он устранился от обсуждения вопроса по существу: «Между тем решение вопроса о закреплении в действующем гражданском законодательстве такого подхода для режиссера-постановщика как автора произведения составляет прерогативу федерального законодателя и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2023 https://tribune-scientists.ru 3 Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно в силу статей 10 и 125 Конституции Российской Федерации» [5]. Как видим, Конституционный Суд устранился от обсуждения доводов в пользу прав режиссера-постановщика. Рассмотрим другого члена команды, который не включен в список авторов – оператора. Профессия кинооператора появилась в начале XX века, когда кинематограф стал развиваться и усложняться. До этого функцию оператора выполнял режиссер, который также занимался съемкой. Однако с появлением новых технологий и возможностей, потребовалось разделение обязанностей. Работа кинооператора включает в себя множество аспектов. Он отвечает за выбор места съемок, установку света, настройку камеры и многое другое. Также он работает в тесной связи с режиссером, обсуждая идеи и предлагая свои варианты реализации. Он должен уметь снимать с разных ракурсов, использовать разные планы и создавать динамику в кадре. Также важно умение работать со светом, чтобы создать нужную атмосферу и подчеркнуть детали. Кинооператор должен иметь художественное видение и быть креативным. Он должен уметь создавать уникальные кадры, которые будут запоминаться зрителям. Сегодня оператор неразрывно связан с процессом создания аудиовизуального произведения, и его вклад в произведение видится весьма весомым. Нередко бывает, что картина целиком и полностью оказывается «спасена» в художественном аспекте именно операторской работой. Однако, несмотря на это, оператор не включен в список авторов. Правомерно? Попробуем провести параллель с фотографом [6]. Деятельность оператора и фотографа очень схожа, особенно учитывая историческую связь: ранее большинство фильмов снималось на пленку, и техническая сторона мало отличалась от фотографии: работа с выдержкой, диафрагмой, светом, композицией в кадре. Изменились носители, но не суть: это все еще человек, отвечающий за изображение в его исходном понимании. При этом право на авторство фотографии возникает у фотографа сразу: действующее законодательство не устанавливает никаких специальных условий, которые Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2023 https://tribune-scientists.ru 4 были бы необходимы для признания фотографии объектом авторского права и для предоставления ему соответствующей охраны. Следовательно, автор фотографии уже в силу самого факта создания произведения (любой фотографии) обладает авторскими правами на него вне зависимости от его художественного значения и ценности. Важно уточнить, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Необходимо также принимать во внимание, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права. В связи с этим логично будет звучать вопросом: не будет ли правильнее добавить оператора в список авторов аудиовизуального произведения и поставить его в один ряд с композитором на законодательном уровне? 1. Матвеев А. Г. Право композитора на вознаграждение как самое нелегитимное из авторских прав // Пермский юридический альманах. 2022. С. 187-195. 2. Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2010 г. № 690-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Любимова Павла Григорьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Моргунова Е.А. Исключительные интеллектуальные права на произведение и право на вознаграждение // Законодательство. 2009. № 5. С. 10– 11. 4. Жуков Е.А. К вопросу о сущности авторских прав на примере права композитора на вознаграждение за использование аудиовизуального Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2023 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 5 произведения // В сб.: Проблемы юриспруденции. Вып. 4. Новосибирск: изд-во НГТУ, 2011. С. 29. 5. Антонян А. А., Кончаков А. Б. Гражданско-правовое положение оператора как лица, участвующего в создании аудиовизуального произведения // Современная научная мысль, 2020 г. С. 191-194. 6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2023 https://tribune-scientists.ru 6