- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2023"
Автор(ы) статьи: Сенников А.Л.
PDF файл статьиУДК 349.3 Сенников Антон Львович студент магистратуры Уральский институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте РФ Россия, Екатеринбург e-mail: antonioferandes@mail.ru СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Аннотация: В статье рассмотрены и проанализированы актуальные проблемы социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также правовые аспекты социальной политики Российской Федерации в области защиты прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без родителей. Ключевые слова: дети-сироты, права, интересы, правовое регулирование, гарантии. Sennikov Anton Lvovich master student Ural Institute of Management - branch of RANEPA under the President of the Russian Federation Russia, Yekaterinburg SOCIAL AND LEGAL PROTECTION OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE Abstract: The article discusses and analyzes the current problems of social and legal protection of orphans and children left without parental care, as well as legal aspects of the social policy of the Russian Federation in the field of protection of the rights and interests of orphans and children left without parents. Key words: orphans, rights, interests, legal regulation, guarantees. Как отмечают представители экспертного сообщества, за последнее десятилетие в России наконец-то появилось осознание того, что права человека являются величайшей ценностью человечества, которую необходимо бережно хранить и защищать [9, c. 18]. При этом важно осознавать, что в современном мире социальная защита населения государством является одним из самых существенных требований разумной политики, направленной на создание равновесного состояния всех слоев общества [12, c. 41]. Бесспорно, что такого рода усилия особенно важны в отношении слабозащищенных групп населения, особенно, несовершеннолетних. Рассматривая одну из основных задач российского государства в области социальной политики, важно подчеркнуть, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются самой социально незащищенной группой общества. Социальное обеспечение таких лиц возможно только посредством детализированных законодательных актов, которые в полной мере способны реализовать достойное жизненное развитие данной категории граждан. М.Г. Ковязина и Е.В. Антропова указывают, что структура социально- правового обеспечения детства состоит из четырёх этапов: локального, регионального, федерального, международного. Эта структура представляет собой ряд социальных институтов, регулирует их работу, нормативно-правовую базу, механизмы реализации и защиты этих прав [10, c. 542]. В России права детей регулируются следующими законодательными актами: Конституцией РФ [1], Семейным кодексом РФ [2], Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [5], Федеральным законом от 29.12.2010 № 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [3], Федеральным закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4] и иными нормативно-правовыми актами. Нормативно-правовые акты Российской Федерации достаточно детально описывают определенные признаки, чтобы официально признать ребенка - сиротой. Основной признак такого ребенка — это те возрастные границы, которые обуславливают его психофизические особенности, а также они устанавливают право- и дееспособность. Важная особенность такого ребенка, в частности малолетнего, обусловлена его физической и социальной беспомощностью, основываясь, на чем большинство принадлежащих ему прав не может быть реализовано им самим. Ответственность за то, чтобы его права Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 2 были реализованы ложиться на родителей, опекунов, специальные учреждения, государство и общество в целом. Атрибутами правового статуса детей-сирот являются - право и дееспособность, а также их деликтоспособность. Правоспособность детей-сирот состоит из возможности иметь отдельные права и обязанности, которые не присущи другим гражданам, и относятся только к детям-сиротам. Проанализировав нормативно-правовые акты, а также юридическую литературы не было обнаружено единого определения дееспособности несовершеннолетнего ребенка. В литературе можно найти такие определения, как «относительная», «частичная», «ограниченная». Согласно содержанию статей федерального закона «Об опеке и попечительстве» ребенок разного возраста имеет «не полную» дееспособность. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит указания на то, что дети старше 6 лет обладают установленным объемом дееспособности. Объем дееспособности продолжает расти вплоть до достижения ребенком 14 лет. Гражданин приобретает полную дееспособность, когда достигает возраста 18 лет. В литературе имеется много споров по вопросу того, есть ли полная дееспособность у ребенка, который не достиг 6 лет. В случае же когда ребенок- сирота то его дееспособность имеет специфическую тонкость, так как нет родителей, которые представляют его интересы, когда у других детей они имеются. Законным представителем ребенка-сироты становятся в итоге прохождения определенной процедуры оформления соответствующих документов, предусмотренных законодательными актами. Как и дееспособность, деликтоспособность ребенка-сироты имеет свое отличие от деликтоспособности обычных граждан. Она отличается тем, что субъектом нарушения являются только ребенок-сирота. Но хотелось бы отметить малочисленность таких случаев. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru Таким образом, правовой статус ребенка-сироты состоит в достижении обществом реализации всего объема прав и свобод, а также социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который сформулирован в нормах объективного права. При этом проблемы сиротства сегодня как никогда особенно актуальны. В стране в настоящее время сложилась непростая социально-экономическая ситуация, которая затрудняет процесс полноценной защиты этой группы населения. Существующая нормативно-правовая база является правовой основой для деятельности государственных органов и должностных лиц, которые работают в направлении улучшения жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К указанным субъектам следует отнести органы опеки и попечительства, правоохранительные органы, суды и иные структуры государственной власти и управления. По мнению Е.М. Сыбанкулова важную роль в данной системе играют органы прокуратуры, которые посредством прокурорского надзора осуществляют охрану и защиту прав детей в целом, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в частности. Прокурорский надзор, как надведомственный государственный контроль за реализацией законности в стране, позволяет своевременно выявлять нарушения прав детей, привлекать к ответственности нарушителей и восстанавливать нарушенные права [15, c. 348]. Помимо работы органов прокуратуры, заметное значение в процессе обеспечения прав детей имеет Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Следует отметить, что в России также эффективно действуют уполномоченные по правам ребенка в разных субъектах федерации, которые направляют свою работу на несовершеннолетних граждан, непосредственно проживающих на определенной территории [11, c. 504]. Можно констатировать, что в современных условиях властные государственные институты предпринимают в правовом поле разного рода Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 4 усилия с целью добиться того, чтобы обеспечение благополучия и защиты детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии со ст. 54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье [2]. Однако, как показывает практика, это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав и ограничивают в них. В этих случаях ребенок остается вне семьи, без попечения родителей. Понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей официально закреплено в Законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Так, согласно ст. 1 рассматриваемого нормативного акта дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Под детьми, оставшимися без родительского попечения законодатель понимает лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 5 или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке [6]. Права, которые могут иметь дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, можно разделить на две группы: материальные и нематериальные. К материальным правам можно отнести: право на бесплатное проживание в специализированном учреждении; бесплатное полноценное питание. Также государство обязано обеспечивать данную категорию детей одеждой и предметами, которые необходимы для учебы. При выпуске из специализированного учреждения государство должно выделить определенную сумму денег для устройства жизни детей указанной категории в дальнейшем, которые также имеют право на получение бесплатного социального жилья. Данная категория обладает правом бесплатно пользоваться общественным транспортом и бесплатно получать путевки в санатории. Нематериальными правами являются: право на образование (независимо от статуса ребенка, он должен получить полноценное образование, в это число входит и обучение в интернате). При поступлении в высшие учебные заведения дети данной категории имеют право обучаться в данных заведениях и дополнительно получают льготы при поступлении, в отличие от других детей. Также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут получать высшее образование бесплатно, так как обучение им оплачивает государство. Обучаясь в высших учебных заведениях, им также предоставляется специальная стипендия, несмотря на их оценки и успеваемость. Кроме того, дети такой социальной группы имеет право на труд. Гражданин, ищущий работу впервые, а также зарегистрированный в Центре занятости, имеет право получать среднюю зарплату по месту своего жительства, пока он ищет работу. В случаях, когда у работодателя идет сокращение, где работает гражданин, относившийся к данной категории детей, работодатель должен обучить этого сотрудника новым навыкам, которые пригодятся для другой работы и устроить его на новое место. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 6 Таким образом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей- сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что главной целью политики государства является разработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их в нормативно-правовых актах как Федерального, так и регионального значения. Список литературы 1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 6. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 7. Вдовина В.В. К вопросу о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Colloquium-journal. 2019. № 9 (33). С.178-180. 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 8. Веремьева О.А. Некоторые правовые проблемы предоставления жилья детям-сиротам // Вопросы науки и образования. 2019. № 20 (67). С.22-25. 9. Грудцына Л.Ю. Права человека в России: учебник. М.: Юркомпани, 2022. 272 с. 10. Ковязина М.Г., Антропова Е.В. Социальное сиротство как проблема современного общества // Новеллы права, экономики и управления 2020: сборник научных трудов по материалам VI международной научно- практической конференции, Гатчина, 25–26 ноября 2020 г. Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2021. С. 541–546. 11. Рудь Ю.А. Проблемные аспекты защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. С. 501-511. 12. Рыжов В.Б. Правовые аспекты формирования социальной политики Европейского союза: история и современность // Вестник Дипломатической академии МИД России. Международное право. 2018. № 1 (9). С. 40-55. 13. Степанова Д.Н., Уханов Ю.Д. К вопросу о гарантиях по социальной поддержке детей-сирот // Наука. Общество. Государство. 2018. № 4 (24). С.14- 17. 14. Султанов Э.С. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // МНКО. 2019. №2 (75). С. 168-170. 15. Сыбанкулов Е.М. Прокурорский надзор в системе современной государственной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Пробелы в российском законодательстве. 2022. № 6. С. 348-351. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 8