- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2023"
Автор(ы) статьи: Фаизова Я.Р., Овчинникова О.В.
PDF файл статьиУДК 4414 Фаизова Яна Ренатовна, студентка Российский государственный университет правосудия (Уральский филиал) Россия, г. Челябинск e-mail: faizonit7@gmail.com Овчинникова Оксана Витальевна кандидат юридических наук, доцент Российский государственный университет правосудия (Уральский филиал) Россия, г. Челябинск УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Аннотация. В статье дана характеристика системы правового регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации, включающая уголовно-правовое регулирование противодействия этим преступным деяниям. Рассмотрены особенности уголовно-правового регулирования противодействия обозначенным преступлениям. Выявлены некоторые проблемы в данной сфере общественных отношений, а именно, пробелы уголовно-правового регулирования противодействия сбыту наркотиков в сети Интернет, сделаны предложения по их разрешению. Ключевые слова: наркотики, незаконный оборот наркотиков, наркобезопасность общества, уголовная ответственность, сеть «Интернет», крипторынок. Faizova Yana Renatovna, student Russian State University of Justice (Ural branch) Russia, Chelyabinsk Ovchinnikova Oksana Vitalievna candidate of legal sciences, associate professor Russian State University of Justice (Ural branch) Russia, Chelyabinsk CRIMINAL LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION TO ILLEGAL DRUG TRAFFICKING: GENERAL CHARACTERISTICS AND PROBLEM ISSUES Abstract: The article describes the system of legal regulation of combating drug 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru trafficking in the Russian Federation, including the criminal law regulation of combating these criminal acts. The features of the criminal law regulation of counteraction to the designated crimes are considered. Some problems in this area of public relations are identified, namely, gaps in the criminal law regulation of counteracting the sale of drugs on the Internet, and proposals are made to resolve them. Key words: drugs, drug trafficking, drug safety of society, criminal liability, Internet, crypto market. Важными направлениями антинаркотической политики государства является противодействие обозначенному негативному явлению административно-правовыми и уголовно-правовыми средствами. Однако, несмотря на принимаемые руководством страны усилия, по- прежнему наблюдаются проблемы в организации противодействия этим асоциальным проявлениям, в правовом регулировании этой деятельности. Указанные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования. Существует довольно обширная система федеральных законов, в которую, которая направлена на противодействие незаконному обороту наркотиков. В данную систему в том числе, входят кодифицированные нормативно- правовые акты; законы, которые непосредственно направлены на регулирование оборота наркотиков и противодействие незаконному обороту таких веществ; законы, которые регулируют такое противодействие и негативные последствия обозначенного явления опосредованно, а также подзаконные нормативно- правовые акты. Базовым нормативно-правовым актом, регулирующим сферу оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействие их незаконному обороту, является Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ [3] (далее - Закон № 3-ФЗ). Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная [2] и уголовная ответственность [1] за совершение деяний, направленных на незаконный оборот наркотиков. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) представляет собой кодифицированный правовой документ, в котором содержатся нормы уголовного закона, направленные на привлечение субъектов указанных криминальных деяний к ответственности по установленным в статьях этого нормативного акта составам. Реализация уголовно-правовых норм, запрещающих ряд действий, связанных с оборотом наркотиков, связана, в том числе, с применением норм Закона № 144-ФЗ. Обозначенные преступные деяния являются предметом интенсивной деятельности законодателя. В уголовный закон постоянно вносятся соответствующие изменения и дополнения. Например, согласно изменениям, внесенным в УК РФ Федеральным законом от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ [4], квалифицирующим признаком ст. 228 Кодекса теперь является совершение деяния в крупном размере, а не особо крупном как в прежней редакции. Особо крупный размер в настоящее время является особо квалифицирующим признаком. Следует коснуться следующей актуальной проблемы. Широкое распространение нашло применение современных коммуникативных технологий по сбыту наркотиков и других запрещенных веществ. При этом серьезный толчок распространению сбыта наркотиков через сеть Интернет произошел из-за глобальной пандемии COVID-2019. Эта инфекционная угроза привела к значительным сложностям для криминального оборота наркотиков в виде непосредственных контактов субъектов этого явления, что, соответственно, послужило причиной перемещения этих лиц в онлайн-режим [10, c. 6]. В общем, увеличение преступного оборота наркотиков с применением сегодняшних электронно-информационных средств привело к тому, что в текущей ситуации наркотические средства на 75 % от общего числа сбываются дистанционным образом [9]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 3 Следует отметить, что законодатель отреагировал на такую ситуацию, – Федеральным законом от 24.02.2021 № 25-ФЗ [5], использование информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») при склонении к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов установлено в качестве квалифицирующего признака данного деяния (п. «д» ч. 2 ст. 230 УК РФ). Вместе с тем, как показывает анализ ситуации, уголовно-правовое регулирование таких способов распространения наркотиков, по-прежнему, имеет существенные пробелы. Коснемся здесь такого явления как крипторынок. Крипторынок не следует путать с интернет-магазином по реализации наркотиков. Крипторынок является платформой, которую использует множество таких магазинов или индивидуальных сбытчиков такого товара. Особенность крипторынка заключается в создании сервисов, которые используются для подобных криминальных деяний, при этом владелец платформы получает определенную плату за свои услуги [7, c. 8]. Как пишут некоторые авторы, создание и поддержание таких платформ следует квалифицировать «как склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, что подпадает под признаки преступления, предусмотренного ст. 230 УК РФ» [8, c. 65]. Однако под действие обозначенной статьи подпадают непосредственно субъекты, занимающиеся сбытом наркотиков, а не владелец указанной платформы. Это лицо не принимает участие в создании сообщений по сбыту наркотиков (иных запрещенных законом веществ), не предоставляет сам такие средства. Ввиду этого данный субъект с точки зрения уголовного закона не осуществляет склонение [10, c. 7]. Не представляется возможным привлечь владельца платформы к ответственности в качестве организатора, ведь этот субъект практически не организует конкретные преступные деяния, не осуществляет руководство по реализации преступных намерений. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 4 Сложно определить подобную деятельность как пособничество. Ее цель получение денежных средств за предоставленные сервера, а увеличение сбыта запрещенных веществ криминальными лицами представляет собой побочный результат администрирования крипторынка [6, c. 65]. Таким образом, лиц, осуществляющих деятельность по формированию крипторынков, на которых происходит криминальный оборот наркотиков, несмотря на очевидную серьезную общественную опасность таких действий (как правило, большую, чем деятельность отдельного сбытчика таких веществ), крайне сложно, если вообще возможно, подвергнуть уголовной ответственности [10, c. 8]. Проведенный анализ приводит к выводу о целесообразности внесения в УК РФ конкретных норм, устанавливающих ответственность за содействие сбыту наркотиков путем администрирования платформ в сети «Интернет», на которых имеют место такие криминальные проявления. Итак, ходе проведенного исследования были выявлены проблемы относительно противодействия незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации и сделаны предложения по их разрешению. Список литературы: 1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. 3. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219. 4. Федеральный закон от 01.03.2012 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 10. Ст. 1166. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 5. Федеральный закон от 24.02.2021 № 25-ФЗ «О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 9. Ст. 1472. 6. Бимбинов А.А. Качество норм об уголовной ответственности за преступления, создающие условия для незаконного потребления наркотиков // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 3. С. 63-67. 7. Герасимов С. Ю., Габзалилов В.Ф., Максимов К. В. Становление и развитие подразделений по контролю за оборотом наркотиков в системе МВД по Республике Башкортостан // Право: ретроспектива и перспектива. 2021. № 4 (8). С. 8-12. 8. Малик В.И. Наркопреступность в сети Интернет: актуальные проблемы пресечения и меры противодействия // Преступность в сфере информационных и телекоммуникационных технологий: проблемы предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. 2021. № 7. С. 64-69. 9. Управление по контролю за оборотом наркотиков (Лента новостей) // Главное управление МВД России по Челябинской области. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://74.мвд.рф/gumvd/structure/police/%D1%83%D0%BD%D0%BA (дата обращения: 26.06.2023 г.). 10. Федоров А.В. Наркопреступность периода пандемии // Наркоконтроль. 2020. № 3. С. 6-9. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 6