- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2023"
Автор(ы) статьи: Юмашева С.А.
PDF файл статьиУДК 37.015.31 Юмашева С.А. преподаватель УМО специальных дисциплин Рязанский педагогический колледж Россия, г. Рязань e-mail: yumsvetlana@yandex.ru ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация: В работе рассматривается взаимосвязь коллектив дошкольников, с точки зрения социальной психологии, который является малой группой, внутри которой действуют эффекты групповой динамики. Из них наибольший интерес для изучения у дошкольников представляют те, которые имеют прямое отношение к процессу социализации ребенка в группе (процессу адаптации к социальной среде). Одним из таких эффектов является эффект социальной фасилитации (фацилитации, массовой силы, социальной активации, социального облегчения, групповой синергии). Ключевые слова: малая группа, коллектив, фасилитация, социализация. Yumasheva S.A. teacher of educational educational institution of special disciplines Ryazan Pedagogical College Russia, Ryazan FEATURES OF GROUP DYNAMICS IN SENIOR PRESCHOOL AGE Abstract: The work examines the relationshipa group of preschoolers, from the point of view of social psychology, which is a small group within which the effects of group dynamics operate. Of these, the greatest interest for study in preschoolers are those that are directly related to the process of socialization of the child in the group (the process of adaptation to the social environment). One of these effects is the effect of social facilitation (facilitation, mass power, social activation, social facilitation, group synergy). Key words: small group, team, facilitation, socialization. Коллектив дошкольников, с точки зрения социальной психологии, является малой группой, внутри которой действуют эффекты групповой динамики. Из них наибольший интерес для изучения у дошкольников представляют те, которые имеют прямое отношение к процессу социализации ребенка в группе (процессу адаптации к социальной среде). Одним из таких Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 1 эффектов является эффект социальной фасилитации (фацилитации, массовой силы, социальной активации, социального облегчения, групповой синергии). Определяющая роль группы сверстников в формировании личности ребенка на разных этапах процесса социализации является общепризнанным фактом. Как в русле психологического знания, так и в педагогической практике общий подход к коллективу сверстников как фактору становления личности принимается подавляющим большинством ученых и достаточно хорошо разработан. Однако собственно социально-психологический аспект этой проблемы привлекал меньшее внимание [1, с. 291]. Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. «Оправданием» этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. Так или иначе, но до сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получают полного освещения. Практическая же необходимость в социально- психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна [2, с. 202]. Методик, изучающих особенности поведения детей при различных формах групповой работы, то есть использующих теории социальной психологии малых групп, фактически нет. Поэтому актуальной для исследования будет разработка практического приложения одной из социально-психологических теорий, а именно теории социальных ролей Дж. Г. Мида. Разработка такого практического приложения теории позволит ответить на вопрос – как конкретно можно наблюдать за детьми на групповых занятиях, какие особенности поведения фиксировать, какие выводы о социализации ребенка, о его социальной готовности к дальнейшему обучению можно сделать. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 2 В связи с вышесказанным, актуальной темой для исследования является рассмотрение группы старших дошкольников не с педагогической, а с социально-психологической точки зрения, с целью выявления особенностей наиболее значимых для данной возрастной группы социально-психологических феноменов и практического приложения полученных данных. Что касается изучения особенностей эффекта фасилитации у детей, то в зарубежной литературе есть данные о выполнении простых и сложных заданий детьми (Myers D., 1997). В этих работах преимущественно исследуется, как дети выполняют простые механические задания (например, сматывание лески на время), или сложные задания на интеллект. В рамках отечественной социальной психологии феномен социальной фасилитации изучал В.М. Бехтерев. Им исследовалось выполнение заданий детьми при различных формах групповой работы. Выводы касались уровней выполнения при различных формах работы. Однако данные приведенных исследований не связывались с уровнем социального развития ребенка, его социализацией в группе. В данной статье социальная фасилитация рассматривается как один из факторов социализации. Объект исследования – феномен социальной фасилитации в малых группах. Предмет исследования – особенности социальной фасилитации при различных формах работы в группах старших дошкольников. Цель работы - изучение особенностей эффекта социальной фасилитации при различных формах работы в группах старших дошкольников. Основная гипотеза исследования: Форма работы в группе влияет на проявление эффекта социальной фасилитации. Вспомогательные гипотезы: 1. Эффект социальной фасилитации связан с социальным статусом ребенка в группе; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 3 2. Эффект социальной фасилитации связан с самооценкой ребенка. Основные методы: 1. Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением [3]; 2. Методика измерения самооценки «Лесенка» по В.Г. Щур; 3. Модификация социометрической методики «выбор в действии» [1]; Вспомогательные методы: беседа, опрос, наблюдение в естественных условиях. Эмпирическая база Исследование проводилось в 5ти подготовительных группах детей в ДОУ №158 и №115 г. Рязани, в период с мая по ноябрь 2012г. Испытуемые – мальчики и девочки старшего дошкольного возраста – 6-7 лет. Всего 76 детей. Теоретическая и практическая значимость исследования Теоретическая значимость работы заключается в изучении эффекта социальной фасилитации у дошкольников с социально-психологической точки зрения, как эффекта групповой динамики и как фактора социализации. Практическая значимость работы заключается в изучении эффекта социальной фасилитации у старших дошкольников при различных формах групповой работы, обобщение результатов и разработка практических рекомендаций для родителей и воспитателей. Цель исследования - изучение особенностей эффекта социальной фасилитации при различных формах работы в группах старших дошкольников. Основная гипотеза исследования: форма работы влияет на проявление эффекта социальной фасилитации. Пояснение: Дж. Мид в своей интеракционистской концепции выделяет три стадии (уровня) социально-психологического развития ребенка, связанные со способностью ребенка осознавать себя и свое место в группе. Примем, что дети 6-7 лет могут находиться на любой из этих стадий. При этом дети, находящиеся на первой стадии (имитация роли без достаточного самоосознания), в группе проявят социальную ингибицию. Дети на второй стадии (понимающие поведение как выполнение определенных «внешних» Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 4 ролей) – будут примерно одинаково проявлять себя и на индивидуальном занятии, и в группе. Дети на третьей стадии (c интериоризованными ролями) в группе проявят социальную фасилитацию. Исследование проводилось в 5ти подготовительных группах детей в ДОУ № 158 и № 115 г. Рязани, в период с мая по ноябрь 2022 г. Испытуемые – мальчики и девочки старшего дошкольного возраста – 6-7 лет. Всего 76 детей. Основной целью исследования является изучение особенностей эффекта социальной фасилитации у старших дошкольников. 1) Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением [22]: Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статических поз, речи, вегетативных сдвигов. Протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения Таблица 1. Условная оценка уровня эмоционального возбуждения Внешние Недостаточное Оптимальное Чрезмерное Обычное признаки 4 балла 1 балл (фоновое) 3 балла эмоционально 2 балла го возбуждения Раздражительность, Деловитость, Поведение Безразличие, Беспокойство, пониженная обычное смена настроений суетливость реактивность поведение Бурная Обычные Некоторое Лицо застывшее, Мимика, рот полуоткрыт, напряжение жестикуляция, пантомимика глаза напряженность полуоткрыты Резкость, Некоторая Спокойные, Движения Замедленные, несоразмерность резкость, слитные, вялые мягкие порывистость Удобные, Неудобные позы, Удобные, Застывшие, Статические частая смена статические, непринужде иногда позы неудобные неоправданная нные смена обычная Более Частая речь. Замедленная, Речь вялая, Нечеткие учащенная, маловыразитель более громкая окончания, или более изменения в ная. Тихий голос интонации 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru выразительная, чем обычно Ощущение Обычное Учащение Дыхание частое, Вегетативные вялости, состояние дыхания, поверхностное, сдвиги слабости, покраснение напряженность расслабленность кожных мышц, резкое мышц покровов лица покраснение кожи лица и тела 1) Подбор экспериментального материала: Основное образование в психике в этом возрасте – это психологическая готовность к школе. Подавляющее число школьных заданий связано с интеллектуальными операциями - развитием речи, счетом, письмом и т.д. И практически любое из интеллектуальных заданий для одного ребенка будет «простым», а для другого – «сложным», в силу неравномерности развития психических функций в этом возрасте. Акцент в данной работе, с учетом возрастных особенностей детей, делается не только на эффективности выполнения задания (только результат), а также и на эмоциональной составляющей (процесс и результат). Эффект социальной фасилитации включает в себя оба этих компонента, выраженность которых меняется при различных формах работы. То есть эффект социальной фасилитации, выраженный через два параметра – уровень выполнения и эмоциональный фон, является инструментом измерения уровня социального развития, как фактора успешности первичной социализации ребенка в группе. Для соответствия целям данной работы, было выбрано задание из раздела «развитие речи», относящееся к формированию звуко-буквенного анализа, из методик интеллектуальной готовности к школе. Общепринятое название задания – «подбери к букве слово». Ребенок должен придумать слово на предложенную букву. Хотя это задание рекомендовано для детей, начиная с 4-5 лет, практика показала, что не все 6-7-летние дети с ним успешно справляются (что также говорит о слабости критерия простоты-сложности задания для детей старшего дошкольного возраста). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 6 Уровень выполнения задания фиксировался следующим образом. Каждому ребенку последовательно предлагалось три буквы, на которые он должен был придумать слова. Если ребенок отвечал без ошибок – ставилось 3 балла (высокий уровень), с одной ошибкой – 2 балла (средний уровень). С двумя или тремя ошибками – 1 балл (низкий уровень). Скорость выполнения не фиксировалась, так как это вызывало сложности у исследователя (одновременная фиксация трех показателей и активная работа с детьми). 2) Методика измерения самооценки «Лесенка» по В.Г. Щур [4]: Краткое описание методики: ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей (7 ступенек), и объясняют значение ступенек. На нижней ступеньке – самые плохие, непослушные дети, на самой верхней – самые хорошие дети. Спрашиваем у ребенка, на какую ступеньку он себя хочет поставить. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на самую высокую ступеньку. Положение на любой из нижних ступенек говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. 3) Модификация социометрической методики «выбор в действии» [1]: В данном случае детям предлагалось выбрать тех из своих товарищей по группе, кому они хотят подарить подарки, исходя из средней численности групп - 12-16 человек. Такой численности соответствует социометрическое ограничение – 3 выбора (каждому ребенку предлагалось по три игрушки). Затем составлялась социометрическая матрица, определялось количество исходящих, полученных и взаимных выборов. Затем определялась сумма этих выборов по каждому ребенку, что позволило измерить статусную структуру группы. 4) В качестве вспомогательных методов исследования использовались данные беседы с воспитателем по поводу каждого ребенка. В беседе обсуждался общий интеллектуальный уровень ребенка; активность на групповых занятиях; характерное эмоциональное состояние; индивидуальные особенности. Также в качестве вспомогательных данных в конце занятия проводился опрос среди детей, сформулированный следующим образом: «Как тебе больше всего Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 7 понравилось заниматься (вдвоем с психологом; в группе; в команде; в ситуации соревнования) и почему?». — Учитывая ограниченный объем данных данного исследования (76 человек), данное социально-психологическое исследование можно отнести к экспериментальному (не корреляционному), носящему поисковый характер. Анализ данных – преимущественно качественный, описательный. — В данном случае мы имеем следующие переменные: — Независимая переменная – форма работы; — Учитываемая переменная – уровень социального развития ребенка; — Зависимая переменная – социальная фасилитация/ингибиция (выраженная в двух показателях – эмоциональный и уровень выполнения задания). Максимальные показатели по активности у детей 5 группы. Первая и вторая группы также показывают положительную динамику. В третьей группе самые низкие показатели активности. Субъективно, это может быть связано с тем, что в данной группе часть детей обладает низкими показателями психологического развития (3 ребят с диагнозом ЗПР – задержка психического развития), и еще как минимум три ребенка с низкими интеллектуальными показателями. В группе 4 показатели фасилитации-ингибиции равны. Субъективно, это может быть связано с тем, что дети были объединены в «летнюю» группу, воспитательница для многих была новой, и демонстрировала авторитарный стиль воспитания при низком уровне эмоционального фона. И также нарушала просьбу о спонтанном проведении эксперимента, требуя дисциплины. Что нарушало естественное поведение детей в ходе исследования, создавало ощущение контроля и некоторой общей напряженности. что в первой группе меньше всего детей с низшим уровнем социального развития, это хороший показатель социальной активности группы. В группе 2 больше всего детей с низким уровнем социального развития. Субъективно, это говорит о низком уровне групповой сплоченности. В пятой группе самый 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru большой процент детей с высоким уровнем социального развития. Субъективно, это в том числе связано с хорошей эмоциональной атмосферой в группе. Воспитатель сочетает некоторую авторитарность стиля воспитания с высоким эмоциональным уровнем, дружелюбием по отношению к детям. Из такой небольшой выборки сложно выбрать понятие нормы. Но очевидно, что данная диаграмма может быть удобна для видения общей картины социального развития в детском саду, перед школой. Так, из полученных данных можно заключить, что в процентном соотношении, из 76 детей 30% - первый уровень; 35% – второй уровень; 34% - третий уровень. То есть 69% детей имеют благоприятный прогноз к школе. А 30% детям в течение последнего года нахождения в саду можно рекомендовать развивающие социально- психологические занятия. В конце года обязательно исследовать динамику. Чтобы ответить на основной вопрос работы – как влияет форма работы на проявление социальной фасилитации, объединим детей из разных групп (реальных) в три различных группы по уровню социального развития. При переходе от индивидуальной формы работы к групповой, у детей, находящихся на первой стадии социального развития, и показатель эмоционального фона и показатель уровня выполнения падают. У детей на второй стадии оба показателя изменяются незначительно. У детей на третьей стадии социального развития резко повышается уровень эмоционального фона. В целом, при индивидуальной форме работы уровень выполнения у детей первой и второй групп не отличается. То есть, предполагается, что интеллектуальная составляющая не нуждается в специальной коррекции. В коррекции нуждается группа детей с резким уменьшением эмоционального фона при групповой работе, так как очевидно, что, в связи с этим падает и уровень выполнения заданий, что может отразиться на их дальнейшей школьной успеваемости. В данном исследовании таких – 11 детей (14% от общего количества). Дети, у которых эмоциональный фон сильно занижен не только при групповых формах работы, но и при индивидуальной форме, на мой взгляд, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 9 нуждаются в индивидуальном подходе, работе с родителями, воспитателем. В данном исследовании таких – 5 детей (6% от общего количества). Остальные дети вполне социализированы (80% детей), им можно рекомендовать групповые социально-психологические занятия с различными формами работы, для обогащения их социального опыта, тренировки навыков выполнения заданий в различных социальных ситуациях. С точки зрения Дж. Мида, в связи с тем, что роль представляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, тем, что индивид должен сделать, для того чтобы оправдать занимаемый им статус. То есть чем выше уровень социального развития (чем больше ролей), тем выше статус. Попробуем проверить эту гипотезу. В группах 4 и 5 замерялся статус детей. Социометрические матрицы даны в приложениях 4 и 5. С помощью метода ранговой корреляции попробуем определить, есть ли достоверная связь между фасилитацией и статусом [5]. Дети из третьей группы (третья стадия социального развития) имеют высокий или средний статус. Хотя эта зависимость неоднозначна и нуждается в дальнейших исследованиях. Так, можно отметить двоих детей, имеющих высокий статус, и при этом отнесенных к первой группе. Субъективно, это связано с личностными особенностями. Эти девочки демонстрировали высокую личностную тревожность, отрицательный эмоциональный фон, не стремились участвовать в групповых занятиях. При этом обе они имели высокий статус в группе и высокий интеллектуальный уровень. Предположительно, что тут необходима беседа с родителями, поиск причин, не связанных с нахождением в группе. Также нельзя не учитывать ситуативный фактор (например, не понравился психолог). Большинство детей из первой группы (низкий уровень социального развития) имеет низкий статус – 6 детей из 8. То есть гипотеза о том, что чем выше стадия социального развития, тем выше статус ребенка в группе, подтвердилась. Для статистически значимого 10 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru подтверждения необходима большая выборка и больший диапазон значений параметров фасилитации. Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности и являясь регулятором ее поведения и деятельности. По результатам исследований Куна и МакПартленда, в иерархии самооценок ведущими оказались ролевые позиции, которые вероятно являются наиболее значимыми для личности. То есть можно предположить, что чем выше у ребенка уровень социального развития, тем выше самооценка, то есть она напрямую зависит от количества ролей. Попробуем проверить эту гипотезу. Самооценка «удачно» определилась только в группе 4. Данная связь не поддается корреляционному анализу, в силу причин, названных при изучении связи статуса и фасилитации. Для старшего дошкольного возраста нормой является высокая самооценка, при этом она может являться ситуативной. В ходе данного исследования не было возможности очень детально, в беседе, определять, как каждый ребенок относится к себе сам, как он думает, его оценивают друзья, родители, воспитатель. Чтобы таким образом изучить представления ребенка о себе и своем окружении, обобщенную самооценку. Список литературы: 1. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1999. 375 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с. 3. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2008. 208 с. 4. Программа изучения готовности к школьному обучению детей 6 лет. Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Рязань 2008. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 11 5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Речь, 2019. 220 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2023 https://tribune-scientists.ru 12