- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД УЧРЕЖДЕНИЯМИ (ОРГАНАМИ), ИСПОЛНЯЮЩИМИ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Статья опубликована в журнале за "Август 2023"
Автор(ы) статьи: Тулеева А.Т.
PDF файл статьиУДК 343.8 Тулеева Асия Тлеккабловна студентка 2 курса Саратовская государственная юридическая академия Россия, г. Саратов e-mail: missis.tuleeva@mail.ru ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД УЧРЕЖДЕНИЯМИ (ОРГАНАМИ), ИСПОЛНЯЮЩИМИ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, И ИХ СОДЕРЖАНИЕ Аннотация: Органы исполняющие, наказания имеют свои задачи и функции. Традиционно самой главной задачей выступает исправление осужденных, при этом данной цели добиваются различными методами. Если ранее исправление осужденных было возможно только путем создания трудных условий, ограничение прав и привлечение к трудной и тяжелой работе, то в настоящее время реализуются задачи с учетом современных требований гуманитарного права, в рамках уважения прав и законных интересов самих осужденных и направлены на так же на профилактику новых преступлений. Органы, исполняющие уголовные наказания, реализуют задачи по исправлению осуждённых. С появлением новых преступлений расширяется список задач, стоящих перед органами, исполняющими уголовные наказания. При этом возникает рад проблем. Связанных с реализацией указанных задач. Ключевые слова: органы, уголовно-исполнительная система, осужденные; пенитенциарная система, уголовно-исполнительная политика. Tuleeva Asiya Tlekkablovna 2nd year student Saratov State Law Academy Russia, Saratov TASKS FACING INSTITUTIONS (BODIES) EXECUTING CRIMINAL PENALTIES AND THEIR CONTENT Abstract: Executing bodies, punishments have their own tasks and functions. Traditionally, the most important task is the correction of convicts, while this goal is achieved by various methods. If earlier the correction of convicts was possible only by creating difficult conditions, restricting rights and engaging in difficult and hard work, now the tasks are being implemented taking into account modern requirements of humanitarian law, within the framework of respect for the rights and legitimate interests of the convicts themselves and are also aimed at preventing new crimes. The bodies executing criminal penalties carry out tasks for the correction of convicts. With the appearance of new crimes, the list of tasks facing the bodies executing criminal Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2023 https://tribune-scientists.ru 1 penalties is expanding. At the same time, a lot of problems arise. Related to the implementation of these tasks. Key words: bodies, penal enforcement system, convicts, penitentiary system, penal enforcement policy. Россия традиционно отличается достаточно большим количеством заключенных лиц [1-13]. Это обусловлено историческими особенностями, в том числе репрессиями начала прошлого века. В связи с этим сложился определённой социальный слой. В настоящее время ведется активная работа, направленная на снижение показателей преступности и уменьшение числа лиц, приговоренных к лишению свободы. При этом число лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, находится на довольно-таки высоком уровне. В то же время это влияет на процесс формирования общих норм и ценностей в российском обществе в связи с частым контактом общества с так называемой тюремной культурой Исходя из этих соображений, учреждения, созданные исправления заключенных на всем протяжении истории имели свойственные им задачи. Во времена советского союза исправительные учреждения были созданы на основе ГУЛАГа, у них была сложная инфраструктура, которая включала в себя все самое необходимое для длительного пребывания большого количества людей: общежития, столовые, помещения для отдыха, бани, прачечные и так далее. Эти трудовые колонии создавались для осуществления стратегических проектов, направленных на строительство стратегически важных объектов. Не редко данные строительные работы проводились в местностях, отдаленных от города и иных населенных пунктов, в суровых погодных условиях. В связи с этим осуждённые лица, для решения указанных задач, направлялись в другие регионы, обеспечение общения с друзьями и родственниками становилось затруднительным, а зачастую, невозможным. Задачами данных исправительных учреждений выступали исправление заключенных путем приобщения их к трудовой деятельности. В соответствии с «Положение об исправительно-трудовых лагерях», утвержденное СНК СССР 2 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2023 https://tribune-scientists.ru апреля 1930 года были установлены основные права и обязанности органов исправительной системы и правовое положение осужденных лиц Режим, отбывания наказания в данный исторический период времени был нацелен на реализацию задач по исправлению осужденных с использованием труда. При этом условия труда были суровыми, ненормированный рабочий день, отсутствие выходных и отпусков, проблемы с начислением заработной платы. Осужденные теряли связи с семьей и родственниками, становились изгоями. После освобождения довольно сложно было найти достойную работу, вернуться к нормальной жизни. В связи с этим задачи по исправлению осуждённых не всегда были решены. В связи с этим данные лица совершали новые и новые преступления. Исправительные учреждения выполняют социальные функции, а именно карательные, профилактические, ресоциализирующие и реабилитационные. Органы исполнения наказаний имеют определенную специфику, вытекающую из ее назначения, функций и задач, условий функционирования, соотносящуюся с характером и объектами пенитенциарного влияния и проявляющуюся в ее внутренней организации, правилах пенитенциарной деятельности, ее специализации, коммуникативной, инфраструктурной и других составляющих Основной задачей всех исправительных учреждений является осуществление уголовного наказания в виде лишения свободы, в ходе которого с использованием различных средств воздействия принимаются меры по исправлению осужденных и недопущению совершения ими и другими гражданами новых преступлений. Режим, отбывания наказания в данный исторический период времени был нацелен на реализацию задач по исправлению осужденных с использованием труда. При этом условия труда были суровыми, ненормированный рабочий день, отсутствие выходных и отпусков, проблемы с начислением заработной платы. Осужденные теряли связи с семьей и родственниками, становились изгоями. После освобождения довольно сложно было найти достойную работу, вернуться к нормальной жизни. В связи с этим задачи по исправлению осуждённых не Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2023 https://tribune-scientists.ru 3 всегда были решены. В связи с этим данные лица совершали новые и новые преступления. После распада советского союза, в пенитенциарной системе возросла потребность в реформах, органов уголовно исполнительной системы, связанных с исправлением осужденных лиц, снижения уровня преступности и повышения уровня жизни населения. В связи с этим, постепенно слали появляться новые понятия принципы и задачи уголовно исполнительной системы. Предпосылки реализации первых реформам российской уголовно-исполнительной системы предприняты еще в начале 1990-х годов. В 1992 году в уголовное законодательство страны, которое в то время все еще было известно как законодательство об “исправительных работах”, были внесены важные изменения. Они были направлены на то, чтобы сделать режим содержания лиц, лишенных свободы, более гуманным. Были также устранены некоторые ненужные и унизительные ограничения прав заключенных. Был принят закон, который был наиболее важен для пенитенциарных учреждений и который сохраняет свое значение и сегодня. Это был Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы Российской Федерации" , который определил цели, задачи, принципы и основные направления работы исправительных колоний, тюрем и следственных изоляторов, а также всей системы учреждений и ведомств, исполняющих наказания. В качестве задач органов исполняющих наказания было определено что основными задачами уголовно исполнительной системы выступает исправление осужденных на основании принципов гуманизма законности и уважения прав человека. В то время над этим была проделана большая работа, однако процесс приведения этих законов в соответствие с современными требованиями проходил на фоне ожесточенных дебатов и отнял много времени. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2023 https://tribune-scientists.ru 4 Тем не менее, в 1995 году был принят Федеральный закон “О содержании под стражей лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении уголовных преступлений”, а 1 июля 1997 года был введен в действие новый Уголовный кодекс Российской Федерации. Эти законы стали важной вехой на пути к демократизации режима и условий, при которых назначается наказание за преступления, с целью сделать все из них, включая наказание в виде лишения свободы, более гуманными. Эти достижения стали важным шагом вперед в деле защиты прав и законных интересов лиц, подозреваемых, обвиняемых или осужденных за преступления. Они также привели условия содержания таких лиц под стражей в соответствие с международными стандартами и обеспечили, чтобы деятельность этих учреждений и агентств, исполняющих наказания, находилась под контролем государства. Страна взяла на себя ряд обязательств, одним из которых было приведение национального законодательства в соответствие с общепринятыми международными нормами и стандартами. В этой связи Российская Федерация ратифицировала ряд европейских конвенций. Одним из важнейших направлений реформ в правовой сфере является судебно-правовая реформа, направленная на установление приоритета прав человека, реализацию конституционных принципов и приведение российского законодательства в соответствие с общепринятыми нормами международного права. В рамках судебной реформы были приняты следующие федеральные конституционные законы: “О Конституционном суде Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации”, Уголовно исполнительный кодекс РФ Все они в значительной степени способствовали реализации принципов правосудия и установили основные задачи исполнения наказаний. Была осуществлена передача всех институтов и ведомств, осуществляющих наказание преступников, из Министерства внутренних дел России в Министерство юстиции Российской Федерации. Это условие было выполнено 31 августа 1998 года, когда пенитенциарная система вошла в состав Министерства юстиции. Это был один из наиболее важных шагов, направленных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2023 https://tribune-scientists.ru 5 на обеспечение более надежных гарантий соблюдения норм законности и прав человека. Министерство юстиции более свободно действует в этом отношении, поскольку оно не обременено наследием прошлого и не было связано с оказанием психологического давления на тех, кто нарушил закон и отбывает наказание в виде лишения свободы. В ряде соответствующих указов Президента России акцент был сделан на задаче реформирования учреждений и агентств уголовно-исполнительной системы в процессе их передачи Министерству юстиции. После проведённых преобразования органы исполнительной системы получили свою классификацию, и тюрьмы получили назначение как учреждение обеспечивающее изоляцию от общества. При этом можно выделить проблемы в реализации задач уголовно исполнительной системы. В течение ряда лет пенитенциарной системе выделялись средства из государственного бюджета в объеме, который покрывал лишь 60 процентов ее фактических потребностей. Некоторые статьи расходов, такие как медицинское обслуживание осужденных заключенных, были покрыты на уровне не более 20 процентов. В течение трех месяцев, предшествовавших передаче уголовно- исполнительной системы Министерству юстиции, Министерство внутренних дел России вообще не выделяло средств на содержание пенитенциарных учреждений и агентств. Наконец, недостатки и недоработки в действующем законодательстве оказали негативное влияние на деятельность уголовно- исполнительной системы. В результате его работа была недостаточно хорошо организована, а исправительные учреждения не получали необходимой поддержки ни от федеральных, ни от местных властей. Чрезмерно суровая уголовная система привела к неоправданно широкому применению ограничительных мер, что привело к задержанию и последующему лишению свободы осужденных, которые не нуждались в изоляции от общества. Это привело к тому, что эти учреждения были серьезно переполнены, а заключенные не получали продукты питания, одежду, обувь, медикаменты и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2023 https://tribune-scientists.ru 6 другие предметы первой необходимости, в которых они нуждались. Особенно мрачной была ситуация в следственных изоляторах, где содержатся лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, во время проведения предварительного и судебного следствия. Достаточно сказать, что в некоторых из этих учреждений заключенные имели не более одного квадратного метра жилой площади на каждого (хотя установленная норма составляла четыре квадратных метра). Одним из последствий этого было то, что заключенным приходилось спать по очереди. Предполагалось усовершенствовать его нормативно-правовую базу, ускорить темпы судебно-правовой реформы, и в результате ожидалось сокращение числа осужденных в тюрьмах и колониях, а также лиц, содержащихся в следственных изоляторах. За последние четыре года была усовершенствована законодательная и нормативная база уголовно- исполнительной системы, которая служит для регулирования деятельности учреждений и ведомств, исполняющих наказания. Была создана необходимая инфраструктура для системы, расширен спектр услуг и созданы новые подразделения системы. Недавно пенитенциарная система взяла на себя задачи по сопровождению заключенных, когда они находятся за пределами пенитенциарного учреждения, предоставлению медицинских услуг заключенным, осуществлению крупных строительных проектов, подготовке персонала в собственных учреждениях системы по подготовке персонала как в среднем, так и в высшем профессиональном образовании, а также по пенсионному обеспечению. В связи с развитием уголовного исполнительного законодательства задачами тоже претерпели изменение и стали направлены, кроме исправления осужденных лиц, формирования уважительного отношения к личности, правилам поведения и стимулирование правопослушного поведения Была создана психологическая служба с численностью персонала более 2000 человек. Органы, занимающиеся инспекцией пенитенциарных учреждений, исполняющих наказания, и другими правовыми мерами наказания Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2023 https://tribune-scientists.ru 7 преступников, которые не связаны с изоляцией осужденных от общества, в настоящее время являются частью общей пенитенциарной системы. Пенитенциарная система стала открытой для общественного контроля. Произошли серьезные изменения в отношениях со средствами массовой информации. Передача уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции России способствовала повышению статуса лиц, отвечающих за региональные подразделения уголовно-исполнительной системы. Отношения с главами региональных и местных органов власти начали приобретать конструктивный характер. Для решения проблем в области строительства зданий и сооружения органов исполнительной системы привлекаются средства из регионов и местного самоуправления, что позволяет более оперативно решать вопросы с расширением площади изоляторов и строительством просторных помещений для отбывания наказания, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к строительству указанных объектов, санитарно-гигиеническими нормами. Нормативными актами, принятыми в некоторых регионах Российской Федерации, предусмотрены дополнительные выплаты сотрудникам пенитенциарной системы и дополнительные формы социальной помощи. Меры, призванные помочь подразделениям уголовно-исполнительной системы в различных регионах Российской Федерации поддержать усилия, уже предпринимаемые на национальном уровне. В августе 2002 года в целях обеспечения конституционных прав лиц, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, особенно в том, что касается создания условий, необходимых для надлежащего надзора за заключенными и оказания медицинской помощи, Правительство Российской Федерации приняло Федеральную специальную программу “Реформа уголовно- исполнительной системы". Было введено 46 000 мест в следственных изоляторах, на 215 000 м2 увеличилась площадь жилых помещений сотрудников ФСИН и созданы возможности для трудоустройства 40 000 осужденных. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2023 https://tribune-scientists.ru 8 В последнее время ведется активная работа органов федеральной власти по увеличению фиксирования деятельности органов исполняющих наказание, повышаются размеры средств, выделяемых из бюджетов различных уровней для решение задач уголовно исполнительной политики. Развитее законодательства направлено на реализацию задач уголовно исполнительных органов, в том числе направлено на переориентацию уголовной политики, прежде всего в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести. Лица, совершившие незначительные правонарушения или преступления средней тяжести, подлежат тюремному заключению только в исключительных случаях. В то же время было предоставлено больше возможностей для применения других мер процессуального принуждения, таких как залог, поручительство и, в отношении несовершеннолетних, передача их под надзор родственников, опекунов или других лиц, заслуживающих доверия. В настоящее время гораздо шире используется практика направления лиц, осужденных за мелкие правонарушения или преступления средней тяжести, в тюрьмы открытого типа, колонии поселения, применение в отношении данных лиц условно-досрочного освобождения. Были внесены изменения в нормативную базу, позволяющие создавать региональные исправительные учреждения с различными режимами, включая изоляторы. Это дает возможность осужденным отбывать наказание недалеко от места своего постоянного проживания. Это дает родственникам больше возможностей для свиданий, а также помогает заключенным поддерживать свои общественно полезные контакты. Задачи органов уголовно исполнительной системы нашли свое отражение УПК РФ. Это было направлено на реализацию задач органов исполняющих наказания, на профилактику совершения преступлений. В новом Кодексе учтены были учтены основные принципы современного государства, в том числе разделение властей, приоритет прав и законных интересов. В тексе данного нормативного акта четко регламентированы права и 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2023 https://tribune-scientists.ru обязанности органов следствия, дознания и суда, а так же установлены гарантии подозреваемых, обвиняемых лиц. Таким образом, органы исполняющие уголовные наказания наделены широким кругом полномочий, реализуют различные задачи. В отношении новых преступлений данные задачи расширяются. К новым преступлениям можно отнести употребление новые, недавно разработанных наркотических средств, а так же преступления в области кибер безопасности. Рассматривая данные преступления в сравнении с другими, можно отметить, что задачи органов уголовно исполнительной системы имеют много общих черт. Так, основными задачами органов исполнительной системы является исправление осужденного, а так же перевоспитание и реализация прав и законных интересов осужденных лиц. Кроме этого, к задачам органов уголовно исполнительной системы можно отнести реализацию прав осужденных на медицинскую помощи и права на связанные со свободой вероисповедания. В настоящее время можно выделить ряд проблем, связанных с реализацией задач органами уголовно исполнительной системы. В первую очередь это проблемы с оказанием медицинской помощи. Кроме этого возникают проблемы, связанные с реализацией права на труд, осужденных граждан, что влечет невозможность получения дохода для удовлетворения бытовых потребностей. Для решения указанных проблем разрабатываются государственные программы, вносятся изменения в законодательство, развивается международное сотрудничество. Вывод по главе. Органы исполнительной системы прошли путь развития от полного игнорирования интересов заключённых до создания условий для уважения прав и законных интересов лиц отбывающих наказания. Указанные обстоятельства оказали влияние и на развитие задач органов исполняющих наказания. Ранее в качестве задач отмечалось только исправление осужденных, привлечение их к трудовой деятельности. В настоящее время к задачам органов, исполняющих наказания, добавились формирования уважительного отношения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2023 https://tribune-scientists.ru 10 к личности, правилам поведения и стимулирование правопослушного поведения. Кроме этого идет развитие гурманизации и уважение прав и законных интересов осужденных, что ведет к снижению случаев привлечения к наказанию связанным с изоляцией от общества, и увеличение других видов наказаний, таких как исправительные работы, административные арест, запрет на совершение определённых действий и штрафы. В отношении новых преступлений задачи, реализуемые органами исполнения наказание в целом. Мало отличаются от общих задач, реализуемых органами уголовно-исполнительной системы. При этом основными задачами выступает исправления осужденных, путем привлечения к полезному труду, создание условий для социализации осужденных и профилактики совершения новых преступлений. При этом при реализации указанных задач можно отметить ряд трудностей, в том числе недостаточная разработка реализации права на медицинскую помощь, проблемы с трудоустройством осужденных лиц. В связи с тем, что предприятия, на которых работаю осужденные лица, не наделены особым статусом. Они являются такими же участниками гражданского оборота, несут все риски предпринимательской деятельности, в том числе и риски банкротства. Осуждённые лица могут остаться без работы. В последнее время ведется активная работа, направленная на реализацию задач по трудоустройству осужденных лиц. Кроме этого наша страна активно сотрудничает с другими государства по вопросам реализации задач органами, исполняющими уголовные наказания, активно перенимает их опыт и делится своим со дружественными государствами в целях развития эффективности реализации уголовно-исполнительной политики и профилактики преступности. 1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Собрании законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2023 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 11 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (часть I) Ст. 4921, 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрании законодательства РФ 1996 г. № 25. Ст. 2954 4. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред.13.06.2023) // Собрание законодательства РФ. № 29. Ст. 2759 5. Гилева Н.В. Международное сотрудничество ФСИН России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 3 С. 156-158 6. Майстренко Г.А. История развития тюремной системы в России// Право и государство: теория и практика. 2020. № 9. С. 100-102 7. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ООО «ВОЛТЕРС КЛУВЕР», 2019. 310с 8. Марченко Д.Э., Яворский М.Я Реализация права на свободу совести и вероисповедания осужденных к лишению свободы // Вестник Самарского юридического института. 2019. № 3. С.46-50 9. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы и органов юстиции России: учебник. Рязань: Академия ФСИН России, 2018. 428 с.: 10. Саттаров В.Д. Основные особенности реализации общественного контроля в уголовно-исполнительной системе российской федерации: проблемы и пути их преодоления // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 2. С. 15-23 11. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / под ред. И.Я. Козаченко, А.П. Деткова. М.: Юрайт, 2023. 476 с. 12 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2023 https://tribune-scientists.ru 12. Храмаев Ю.В. К вопросу о применении наказаний, не связанных с лишением свободы// Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2019. № 3. С. 177-183 13. Юсуфов Р.Ш., Кузнецова А.С. Положительный опыт реализации программ медико-социального сопровождения ВИЧ-инфицированных и наркозависимых лиц в местах лишения свободы // Ведомости уголовно- исполнительной системы. 2020. № 11. С. 41-46. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2023 https://tribune-scientists.ru 13