- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Емец Л.С.
PDF файл статьиУДК 800 Емец Лариса Сергеевна студентка, Орский гуманитарно – технологический институт (филиал) Россия, г. Орск e-mail: lorik_emets@mail.ru СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Аннотация: В данной статье рассматривается понятие мышления. А также словообразование, посредством которого можно развивать мышление. Рассматриваются различные виды заданий, которые помогут усвоить столь сложную тему, а также помогут развитию мышления учащихся. Ключевые слова: русский язык, слово, развитие мышления, урок, словообразование. Emets Larisa Sergeevna student, Orsk Humanitarian - Technological Institute (branch) of OSU Russia, Orsk WORD-FORMING ANALYSIS AS A MEANS OF DEVELOPING THINKING OF STUDENTS Abstract: This article discusses the concept of thinking. As well as word formation, through which you can develop thinking. Various types of tasks are considered that will help you learn such a complex topic, and will also help students develop their thinking. Key words: Russian language, word, development of thinking, lesson, word formation. Развитое мышление – это один из важных показателей становления ребёнка как личности. В общеобразовательных учреждениях развитие мышления учащихся стоит едва ли не на первом месте. И уроки русского языка способствуют этому развитию. Мышление изучается рядом таких наук, как философия, психология, педагогика и поэтому имеет большое количество определений в зависимости от науки, которое рассматривает данное понятие. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru Например, в книге Крутецкого. В. А понятие «мышление» рассматривается следующим образом: мышление – это высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку [2]. А в большом психологическом словаре мы находим следующее определение: мышление психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека [1]. Проблема развития, коррекция и совершенствования мышления учащихся, одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения – рациональная организация всего учебного процесса. В качестве дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления Проблемы, которые возникают в процессе обучения русскому языку, напрямую связаны с недостаточным развитием мышления, а именно некоторых его компонентов: сформированность элементарных мыслительных операций; активность, раскованность; организованности и целенаправленности мышления. В связи с этим, основной задачей обучения родному языку – это научить школьников использовать полученные знания, научить учащихся мыслить. В настоящее время чувствуется снижение интереса у учащихся к уроку русского языка. Это связано, прежде всего, с тем, что на таких уроках учитель придерживается стандартному алгоритму, дети работают в обычном режиме, и в таких уроках нет простора для творчества, и такая работа не способствует развитию мышления, не готовит учащихся к языковому существованию в жизни. Прекрасным материалом для развития мышления, являются уроки по словообразованию. Так, для того чтобы правильно написать корень в слове, его нужно увидеть, уметь подбирать родственнее слова, а это возможно лишь в том Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 2 случае, если ученик знает приставки и суффиксы, которые сопровождают корень. Владения словообразовательными моделями дают возможность расширить словарный запас детей, вооружить их активным способом понимания значения новых слов, а учителю это даёт эффективное средство для объяснения значений, раннее неизвестных, слов. Проанализировав учебники по русскому языку, мы выявили, что на изучение словообразования в школе выделяется незначительное количество часов. Для того чтобы за выделенное время использовать наиболее эффективно, мы предлагаем разработанные нами приёмы словообразовательной работы, которые помогут детям освоить сложный раздел. Первое, что мы предлагаем, это упражнения на распознавание одинаково звучащих, но разных корней. Задания в таких упражнениях могут звучать следующим образом: 1. Найдите в данных словах общую часть. Определите, все ли слова родственны. Выделите группы родственных слов. Вода, водитесь, водяной, водный, перевод, водить, водительский, переводной, водица, переводчик, переводить. 2. Найдите корни в выделенных словах. Объясните значение выделенных слов. Горький, гористый, горчить, горе, горчица, горемыка, пригоршня, горбиться, городской, пригорок, горевать, загорать, пригорюниться, гордый, горечь, горделивый, гористость. Второе, на что мы предлагаем обратить внимание, это работа с приставками. Можно предложить такие задания. 1. Подберите слова с приставками, имеющие противоположное значение. Выехать—(въехать), взбежать —(сбежать), входить —(выходить), завязать — (развязать), уплыть —(приплыть), унести —(принести), запереть—(отпереть), заморозить—(разморозить). При выполнении учениками этого задания, учитель постоянно задаёт вопросы, а что значит «запереть», «отпереть» и так далее. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 2. Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки. Д..быча, п..сёлок, пр..лесок, з..головок, п..лёт, п..джарить, п..дготовка, д..бежать, назначить, ..тварить, ..паздывать, ..тстирать, п..хвалить, н..бирать, заседать, д..лететь, пр..лезть, н..поить, ..писать, п..краснеть. Следующий вид заданий, это работа с омонимами (слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению). Чем отличаются одинаковые по звучанию слова? Витя проучил стихотворение два часа. Елена Сергеевна проучила нас три года. Витя обманул товарищей, и они проучили его. Я это правило уже заучил наизусть. Витя совсем заучил своего щенка, даже погулять его не пускает. Все задания, которые мы предлагаем, соответствуют возрасту и умению понять смысл задания и слова. Данные упражнения развивают логику мышления учащегося, что помогает решению любых поставленных задач учителя. Таким образом, мы можем сделать вывод, чтобы мышление было развито на должном уровне, необходимо проводить комплексную работу, которая в будущем приведёт к успеху. Список литературы: 1. Большой психологический словарь / под ред. Мещерякова. Б. Г. Прайм Еврознак, 2007. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://psychological.slovaronline.com/ (дата обращения: 22.01.2020 г.). 2. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1980. 352 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 4