- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2023"
Автор(ы) статьи: Кинжагулова К.Р.
PDF файл статьиУДК 159.953.5 Кинжагулова Кристина Руслановна студентка факультет психологии и специального образования, Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск e-mail: kinzhagulova.k@mail.ru Научный руководитель: Тужикова Т.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ Аннотация: Младший школьный возраст является особенным периодом в жизни ребенка, который оказывает огромнейшее влияние на его будущее. В этот период глубокой трансформации подлежат ключевые потребности ребенка. В этом возрасте для ребенка становится важным уважение и почитание его как личности. Школьник стремится к тому, чтобы добиться успеха среди одноклассников и взрослых – учителей и родителей. Данная потребность может стать мотивом для повышения интереса к учебно- познавательной деятельности. Ключевые слова: младший школьный возраст, адаптация, мотивация, развитие познавательной мотивации, психолого-педагогические особенности младших школьников. Kinzhagulova Kristina Ruslanovna, Student Faculty of Psychology and Special Education, Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk Scientific adviser: Tuzhikova T.A., candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy, Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2023 https://tribune-scientists.ru PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE MOTIVATION Abstract: Junior school age is a special period in a child's life, which has a huge impact on his future. During this period, the key needs of the child are subject to deep transformation. At this age, it becomes important for the child to respect and honor him as a person. The student strives to achieve success among classmates and adults - teachers and parents. This need can become a motive for increasing interest in educational and cognitive activities. Key words: primary school age, adaptation, motivation, development of cognitive motivation, psychological and pedagogical features of younger schoolchildren. Для того, чтобы адаптация к новым условиям и процесс вхождения в новую фазу жизни прошли успешно, ребенок должен быть физически и психологически готов [1, с. 59]. Часто у детей возникают трудности, связанные с длительным пребыванием в одном и том же помещении (классном кабинете), следованием строгим правилам и нормам, недопустимость или нежелательность отхождения от них. Ученик должен обладать настойчивостью, вниманием, ему необходимо находиться в состоянии психологической сбалансированности. От педагога также многое зависит, учитывая особенности психолого- педагогического развития младших школьников, ему необходимо вводить в план урока подвижные игры. Они могут содержать не просто физические упражнения, а элементы подвижной деятельности, предполагающей учебно-познавательную деятельность. Младший школьный возраст – этап индивидуального психического развития, который охватывает период жизни от 6-7 до 10 лет. Именно этому периоду соответствует начальная школа, и именно в нем происходит глобальная перестройка всех психических и когнитивных процессов [2, с. 15]. В период с 6-7 лет уже возможно обучение за счет развития анатомо- физиологической составляющей. Ребенок начинает становиться еще более подвижным в различных играх и соревнованиях. Создание физически благоприятных условий для развития личности учения способствуют не только Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2023 https://tribune-scientists.ru 2 тому, чтобы здоровье было в сохранности, но и развитию всяческого интереса к обучению. Поскольку частые перегрузки и отсутствие двигательных упражнений, приводит к нежеланию посещать школу. А это значит, что отсутствует мотивация к обучению. Также изменения происходят в психологии. Поэтому готовность ребенка к обучению в школе определяют по совокупности физиологического и психологического созревания. К тому моменту, как ребенок поступает в 1 класс, у него должны быть сформированы зачатки познавательной деятельности и познавательной активности. Выражается это в мотивации и сильном стремлении ребенка к обучению. Мотивация для ребенка играет очень важную роль на этапе обучения в начальной школе. Также большую роль играют такие характеристики личности школьника, как мышление, внимание, память и воображение. Основным в развитии младшего школьника является такая характеристика личности как мышление. От данного процесса зависит путь, по которому будут формироваться другие познавательные процессы. Развитие мышления проходит несколько стадий. Первая стадия - наглядно-действенный вид мышления. На данной стадии ребенок при выполнении того или иного действия опирается на различные предметы. Психологом Ж. Пиаже описывается мышление ребенка в возрасте до 7 лет, как характеризующееся восприятием мира вещей и различных их свойств с единственно возможной для ребенка, действительно занимаемой им позицией. При дальнейшем обучении у ребенка развивается другой вид мышления - наглядно-образное. Еще одна психическая функция – внимание. Его подразделяют на произвольное и непроизвольное. Старший дошкольник владеет непроизвольным вниманием. Оно определяется интересом ребенка к различным явлениям и предметам окружающей действительности. Однако, в школе, для успешного обучения, нужно развитое произвольное внимание. Под произвольным вниманием подразумевается внимание на том, что не вызывает особо сильного Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2023 https://tribune-scientists.ru 3 интереса. Из-за этого, учителю необходимо развивать данный вид внимания для младших школьников. Следующей характеристикой является память. Память зависит от того, как развито у ребенка мышление, на каком уровне оно находится. Ребенок младшего школьного возраста может достаточно успешно запоминать автоматически, при этом не вдаваясь в суть материала. Такое может привести к отсутствию любого интереса и отсутствию развития интеллектуальный способностей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо активизировать смысловую память у ребенка. Такие процессы, как внимание, мышление, память и воображение являются немаловажной основой для готовности будущего школьника к обучению, это также характеризует его познавательный потенциал. Следовательно, нужно выделить, что в младшем школьном возрасте доминируют потребности реализации себя как субъекта общества. За четыре года обучения в начальной школе происходит развитие большинства существенных черт личности, таких как мышление, внимание, воображение и память. Низкая успеваемость в начальной школе часто связана с отсутствием или низким уровнем сформированности учебно-познавательной мотивации. Это в свою очередь связано с тем, что у младших школьников часто встречается низкая способность к умозаключениям, пассивность. Также часто родители перестают довольно резко помогать ребенку, считая, что в первом классе необходимо начинать приучать школьника к самостоятельности. Все это негативно сказывается на учебно-познавательной мотивации ребенка. Учителя начальной школы так же отмечают и недостаточность собственных своих знаний о психологических особенностях детей этого возраста, проблемах установления партнерских отношений. «Наилучшей основой для успешного учения и развития ребенка является гармоническое соответствие учебных и интеллектуальных навыков и умений таким параметрам личности, как самооценка, познавательная и учебная мотивация. Это Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2023 https://tribune-scientists.ru 4 соответствие закладывается именно в младшем школьном возрасте. Практически все проблемы (в том числе неуспеваемость, учебные перегрузки и пр.), возникающие на последующих ступенях обучения, объясняются тем, что ребенок либо не умеет учиться, либо учение ему неинтересно, не видна его перспектива», считает И. В. Дубровина. [3, с. 16]. Для того, чтобы формирование учебно-познавательной мотивации проходило максимально эффективно у первоклассников, необходимо реализовывать технологию психолого-педагогического сопровождения, осуществляемую всеми участниками образовательного процесса, знающих этапы и закономерности возрастных периодов развития, понимающих психолого-педагогические задачи адаптации. Таким образом, консолидация усилий всех специалистов (педагога-психолога, социального педагога, учителя- логопеда, учителя начальных классов) обеспечит эффективность психолого- педагогического сопровождения адаптации обучающихся начальной школы. Также, необходимо учитывать, что в младшем школьном возрасте игры занимают все еще важное место в жизни ребенка. Благодаря игре ребенок может в легкой форме довольно быстро получать многие навыки, а также знания об окружающем его мире. Значение игры в жизни детей сложно переоценить. В. А Сухомлинский указывает на то, что игра – это «огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игра – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Поэтому, обобщая все сказанное выше, становится очевидным, что игры являются наиболее эффективным средством в формировании учебно- познавательной мотивации. Дидактическая игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Игра имеет определенные отличия от другой деятельности человека или ребенка. Они заключаются в том, что предмет игры – это и есть человеческая деятельность. Для дидактической игры характерно то, что ее основным типом деятельности Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2023 https://tribune-scientists.ru 5 является не любая, а учебная или познавательная деятельность, которая вплетается в игровую деятельность. Итак, подводя итоги всему сказанному выше, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогические особенности младших школьников обязательно необходимо учитывать в формировании учебно-познавательной мотивации. Только при таком подходе, разработка программы сопровождения младших школьников будет эффективно и достигнет своей цели. Список литературы: 1. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 3-4. С. 14-19. 2. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. 2014. № 12. С. 70-86. 3. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 2019. 160 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2023 https://tribune-scientists.ru 6