- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2023"
Автор(ы) статьи: Мельников В.А., Лисьева Е.В.
PDF файл статьиУДК 377.5 Мельников Вадим Анатольевич, преподаватель, Кемеровский кооперативный техникум Россия, г. Кемерово e-mail: v.melnikov@coopteh.ru Лисьева Евгения Викторовна, преподаватель, Кемеровский кооперативный техникум Россия, г. Кемерово СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Аннотация: Статья посвящена становлению среднего профессионального образования в России. В статье проанализировано действующее состояние среднего профессионального образования. Делается выводы, о том, что среднее профессиональное образование становиться все более популярным и востребованным. Ключевые слова: обучение, 273-ФЗ, государственная программа развития образования, практика, среднее профессиональное образование, техникум, профессионалы, кадры. Melnikov Vadim Anatolyevich, teacher, Kemerovo Cooperative College Russia, Kemerovo Listyeva Evgeniya Viktorovna, teacher, Kemerovo Cooperative College Russia, Kemerovo SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AS THE BASIS OF VOCATIONAL EDUCATION IN RUSSIA Abstract: The article is devoted to the formation of secondary vocational education in Russia. The article analyzes the current state of secondary vocational education. Conclusions are drawn that secondary vocational education is becoming more and more popular and in demand. Key words: training, 273-FZ, state program for the development of education, practice, secondary vocational education, technical school, professionals, personnel. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2023 https://tribune-scientists.ru 1 Если говорить об истории становлении среднего профессионального образования в России, то можно выделить семь этапов развития профессионального образования [1-4]. Остановимся на двух последних этапах. Шестой этап (1990-2012 года). Так называемый этап регионализации профессионального образования. Начался он с принятия Закона РФ 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», которым было заложен переход специального образования на ориентацию рынка труда и экономики регионов Российской Федерации. В дальнейшем Федеральный закон от 04 июля 2003 года № 95-ФЗ, который определил финансирование организаций среднего профессионального образования начального профессионального образования за счет средств бюджетов регионов Российской Федерации. Окончательно этап был завершен в 2012 году с утверждение ФГОС, установление перечня профессий и специальностей. Седьмой этап, обусловлен появлением таких институтов развития как Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Ворлдскиллс Россия, федерального проекта «Молодые профессионалы» и Федеральный проект «Профессионалитет» (с 2022 года). Данные реформы позволили среднему профессиональному образованию занять ключевые роли в профессиональном обучении. Согласно, исследованиям Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» количество обучающихся в вузах начало сокращаться с 2011 года, в то время как численность студентов по программам подготовки среднего профессионального образования постепенно росла. Прибегнем к статистическим данным Минпросвещения, в 2021 году в России среднее профессиональное образование получали 3,4 млн., а в вузах начало 4,22 млн. студентов. По сравнению 2015 году численность студентов вузов составляла 4,77 млн., а получающих СПО — 2,87 млн. человек. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2023 https://tribune-scientists.ru 2 Следовательно, можно сделать выводы, что среднее профессиональное образование становиться более привлекательным для современного абитуриента, чем высшее. В техникумах в рамках государственных программ появляются, более современная компьютерная техника, производственные мастерские, обновляется материально техническая база, открываются новые специальности, которые отвечают востребованностью на рынке труда. В рамках Федеральной программы «Профессионалитет» определено внедрение к 2024 году в профессиональных образовательных организациях адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, создание 70 производственно-образовательных кластеров, что позволит не только повысить качество образования, но и повысить привлекательность среднего образования на рынке труда. Создание образовательно-производственных кластеров позволит интегрировать образовательные программы техникумов и запросы предприятий из реального сектора экономик. Предполагается оптимизация сроков обучения: до двух лет для рабочих профессий и специальностей, до трёх лет для более технологичных специальностей, а также создание государственной системы подготовки педагогических кадров для средне профессионального образования. Реализация указанной программы сделает среднее профессиональное образование, еще более привлекательным для будущих абитуриентов и работодателей. А студентам позволит приобрести понимание получаемой профессии и ее востребованности на рынке труда, а также скорректировать планы по дальнейшему образованию и работе. Cписок литературы: 1. Нутретдинов Р.И. Становление и развитие среднего профессионального образования России // Научный журнал «Человек и образование». 2021. № 1. С. 151 – 153. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2023 https://tribune-scientists.ru 2. Шугаль Н.Б., Кузнецова В.И., Кузьмичева Л.Б. Среднее профессиональное образование в России: статистический обзор. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 72 с. 3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения: 30.06.2023 г.). 4. Официальный сайт: Министерства просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://edu.gov.ru/(дата обращения: 30.06.2023 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2023 https://tribune-scientists.ru 4