- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК СУБЪЕКТ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Кузьменок А.Р.
PDF файл статьиУДК 339.1 Кузьменок Анастасия Романовна студентка 3 курса специалитета, факультет государственного сектора Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск e-mail: kuzmenok-2002@mail.ru ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК СУБЪЕКТ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Аннотация: В данной статье речь идет об Антимонопольной службе России, ее правовом статусе, особенностях функционирования и регулирования и роли в обеспечении безопасности государства. Ключевые слова: антимонопольное законодательство, безопасность, государство, органы ФАС, право, регулирование, антимонопольная служба, конкуренция. Kuzmenok Anastasia Romanovna 3rd year student of the specialty, Faculty of Public Sector Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia, Novosibirsk FEDERAL ANTI-MONOPOLY SERVICE AS A SUBJECT PROVIDING THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA AND ITS LEGAL STATUS Abstract: This article deals with the Antimonopoly Service of Russia, its legal status, features of functioning and regulation, and its role in ensuring the security of the state. Key words: anti-monopoly law, security, government, FAS bodies, rule, regulation, antimonopoly service, competition. В современной России все чаще стали возникать случаи нецелевого использования бюджетных средств, а также различных финансово- экономических махинаций. Данная ситуация послужила стимулом для создания органа, который бы занимался защитой конкуренции на рынке как товарных, так и финансовых услуг, деятельностью представителей естественных монополий и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 1 рекламы. Так, Правительством РФ издается постановление «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30 июня 2004 г. № 331 [1]. Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) представляет собой орган исполнительной власти Российской Федерации, который несет ответственность за контроль соблюдения законодательства в области защиты конкуренции. Данная служба не является юридическим лицом, а относится к структурному подразделению государства. Вся деятельность ФАС основана на принципах правового государства, справедливости, прозрачности, а также активно взаимодействует с обществом. Защита конкуренции на рынке обеспечивается правовым статусом ФАС, а также обеспечивает механизмы обжалования ее решений в судебном порядке. Так, ФАС может быть участником судебных процессов по делам о нарушении антимонопольного законодательства, а также имеет право вести процессуальные действия, представлять интересы государства и защищать права и интересы экономических субъектов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Федеральная Антимонопольная Служба представляет собой субъект права по защите конкуренции и представляет интересы государства в этой области. Как субъект права, ФАС представляет интересы государства и защищает права и интересы экономических субъектов в сфере защиты конкуренции. Основными функциями ФАС являются [2]: - контроль за обеспечением законодательства о защите конкуренции; - мониторинг рынков и их анализ; - выявление и пресечение нарушений законодательства о защите конкуренции; - контроль за работой монополистических организаций и организаций, которые злоупотребляют своим положением на рынке; - рассмотрение заявлений и жалоб по вопросу защиты конкуренции и связанных с ней нарушений от физических и юридических лиц; 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru - рассмотрение дел об антимонопольных нарушениях с применением административных и экономических мер (штрафы, запрет деятельности и т.д.). На основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента и Правительства РФ, ФАС принимает нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок реализации ею своих функций и полномочий, а также регулирующие антимонопольные отношения на рынках. Все нормативно-правовые акты, которые исходят от ФАС, должны соответствовать требованиям действующего законодательства и общепризнанным принципам права. Как мы уже говорили, Федеральная Антимонопольная Служба представляет собой государственный органом власти, который уполномочен выявлять и пресекать нарушения законодательства в сфере конкуренции и регулировать антимонопольные отношения на рынках. Однако, как и у любого государственного органа, у Антимонопольной службы есть ряд ограничений в праве осуществлять свои обязанности [3]. Одним из примеров является невозможность принимать участие в решениях, которые касаются нарушения прав интеллектуальной собственности. Сюда относятся товарные знаки, авторские права, документы, связанные с промышленными образцами. Все эти вопросы входят в полномочия Роспатента и судов. У ФАС нет полномочий проводить расследования в отношении общественных организаций и религиозных объединений. Эти моменты уполномочены регулировать Минюст и другие. Также ФАС не может участвовать в коммерческих отношениях, осуществляемых вне территории Российской Федерации. Итак, ФАС имеет свои полномочия, а границы ее деятельности установлены действующим законодательством. За последние годы, с учетом усиления пресечения коррупции в области экономики, в соответствии требованиями Президента, Правительством РФ пересмотрены вопросы организационной деятельности ФАС. Так, руководителя 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru организации, как и его заместителей, назначает на должность и снимает с нее Правительство Российской Федерации. Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФАС полномочий и реализацию государственной политики в ее сфере деятельности. Структурными подразделениями центрального аппарата ФАС являются управления по ее основным направлениям деятельности, куда входят отделы. Полномочия руководителя ФАС определены в Федеральном законе «О защите конкуренции» [4]. Руководитель уполномочен регулировать работу ФАС и несет ответственность за выполнение ею своих функций и обязанностей. Федеральная Антимонопольная Служба играет большую роль для страны в рамках мероприятий по защите конкуренции и поддержки благоприятной экономической конкуренции. Деятельность организации заключается в создании условий для развития открытой, справедливой и эффективной экономики, которая принимает во внимание интересы всех потребителей, производителей и государства в целом. Основной задачей ФАС является противодействие монополии и другим формам нарушения конкуренции на рынках, к которым можно отнести сговоры, доминирующее положение на рынке и пр. Данные мероприятия позволяют предотвращать и снижать цены на товары и услуги, повышать качество продукции, поощрять развитие экономики и способствовать росту благосостояния населения. Для инвестиционного климата России ФАС также играет не последнюю роль, способствуя своей деятельностью привлечению инвестиций. Так как организация имеет надежную систему защиты конкуренции, риск для иностранных инвесторов уменьшается, что способствует их вложениям в российскую экономику. Предприниматели внутри страны могут развивать свой бизнес в условиях здоровой конкуренции. Также, ФАС представляет собой важный инструмент для сбалансированного регионального развития страны. Организация ведет 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru контроль рыночной ситуации, не допускает создания монополий и способствует развитию конкуренции в разных регионах страны. Так, Федеральная антимонопольная служба играет важную роль для защиты прав потребителей и предпринимателей, выступает гарантом благоприятной экономической конкуренции, способствует росту инвестиционной привлекательности и регионального развития. Список литературы: 1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434. 2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (ред. от 26.01.2023) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3259. 3. Федеральная Антимонопольная служба России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://fas.gov.ru/ (дата обращения: 02.07.2023 г.). 4. Пасютина А. Орган исполнительной власти, который следит, чтобы конкуренция во всех сферах бизнеса была честной // Бизнес-секреты. 2023. № 4. С. 23-47. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 5