- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Шмигидина О.В.
PDF файл статьиУДК 37.013.32 Шмигидина Ольга Васильевна воспитатель МОУ «Сергиевская СОШ» Россия, Белгородская область, Краснояружский район e-mail: oljashm@mail.ru ОСОБЕННОСТИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития детей в детских садах в группах, одновременно содержащих детей разного возраста. Автор исследует особенности и преимущества разновозрастных групп в детских садах. Создатель статьи акцентирует внимание на том, каким именно образом разновозрастные группы влияют на развитие детей, эмоциональную стабильность и социальные навыки. Ключевые слова: разновозрастная группа, разновозрастное взаимодействие, межвозрастное взаимодействие, одновозрастная группа, дошкольное образование. Shmigidina Olga Vasilievna educator MOU "Sergievskaya secondary school" Russia, Belgorod region, Krasnoyaruzhsky district FEATURES OF A KINDERGARTEN GROUP OF DIFFERENT AGES Abstract: the article discusses the features of the development of children in kindergartens in groups simultaneously containing children of different ages. The author explores the features and advantages of different age groups in kindergartens. The author of the article focuses on how exactly different age groups affect the development of children, emotional stability and social skills. Key words: multi-age group, multi-age interaction, inter-age interaction, same- age group, preschool education. Актуальность. В России разновозрастные группы в детских садах являются скорее исключением, чем популярной практикой. В сообществе исследователей и практиков существует противоречивое отношение к разновозрастным группам детского сада: от признания ценности разновозрастных групп для развития дошкольников до опасений, связанных с отношением к старшим или младшим детям в таких группах. Обсуждение целесообразности организации разновозрастных групп в детских садах должно вестись с учетом особенностей Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 1 влияния опыта посещения таких групп и взаимодействия с детьми другого возраста на развитие детей. Для этого необходим анализ существующих научных исследований. По данным Федеральной службы государственной статистики [3] (2022 год), в России 678900 детей посещают разновозрастные группы в детском саду, что составляет всего 10% от общего числа детей, посещающих дошкольные учреждения. Часто такие группы являются скорее вынужденной мерой (например, в малокомплектных детских садах). Детский сад является важным этапом в жизни ребенка, где он получает первичное образование, развивает социальные навыки и адаптируется к коллективу. Одним из вариантов организации работы детского сада является разновозрастная группа, в которой дети различных возрастов находятся вместе. Такой подход имеет свои особенности, которые следует учитывать при организации и ведении работы с такой группой. Развитие социальных навыков: Одной из главных преимуществ разновозрастной группы является возможность развития социальных навыков у детей. Старшие дети, находясь в группе с младшими, приобретают навыки заботы, терпения и эмпатии. Младшие же дети, в свою очередь, наблюдая за старшими, быстрее учатся социальным нормам и правилам поведения [2, с. 49- 52]. Учебный процесс: В разновозрастной группе учебный процесс становится более дифференцированным. Воспитатели могут предлагать различные задания и игры, учитывая возрастные особенности каждого ребенка. Это способствует индивидуальному развитию каждого ребенка и помогает создать более гибкую и адаптивную образовательную среду. Взаимоотношения между детьми: В разновозрастной группе дети имеют возможность общаться и взаимодействовать с детьми разного возраста. Это способствует развитию навыков коммуникации, умению находить компромиссы и сотрудничать. Старшие дети выступают в роли наставников и помощников для Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 2 младших, что способствует развитию лидерских качеств и ответственности [1, с. 198-203]. Индивидуальный подход: Разновозрастная группа позволяет более эффективно организовывать индивидуальную работу с каждым ребенком. Воспитатели могут уделять больше времени и внимания детям, нуждающимся в дополнительной поддержке или развитии определенных навыков. Такой подход способствует более полному и всестороннему развитию каждого ребенка в группе. Создание дружеской атмосферы: Разновозрастная группа способствует созданию особой атмосферы в детском саду, основанной на взаимопомощи и поддержке. Дети учатся быть терпимыми и уважительными друг к другу, а также ценить и принимать разнообразие и индивидуальность каждого ребенка. Это помогает формированию дружеских отношений и укреплению коллектива. В заключение, разновозрастная группа в детском саду предоставляет ряд преимуществ и возможностей для развития детей. Она способствует формированию социальных навыков, индивидуальному развитию каждого ребенка, созданию дружеской атмосферы и разностороннему образованию. Правильная организация работы и внимательное отношение к потребностям каждого ребенка позволяют максимально эффективно использовать преимущества разновозрастной группы в детском саду. Список литературы: 1. Букатов В.М. Настольная книга воспитателей с деловыми разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями по социоигровым способам проведения занятий в старших и подготовительных группах детского сада. Монография. СПб.: Образовательные проекты, 2019. 216 с. 2. Журавлева Л.В. Камертон детства и некоторые шедевры. Истории про больших и маленьких в детском саду. М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2015. 128 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 3 3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 352 с. 4. Якшина А.Н. Разновозрастные группы в детском саду: возможности и риски для развития дошкольников // Современное дошкольное образование. 2022. № 1(109). С. 4–14. 5. Федеральная служба государственной статистики. Дошкольное образование. Данные за 2022 год [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 30.06.2023 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 4