- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ МЕДИА-КУЛЬТУРЫ УЧЕНИКА СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Воронцова А.В.
PDF файл статьиУДК 1174 Воронцова А.В. студентка Омский государственный педагогический университет Россия, г. Омск e-mail: alena.khizha.00@mail.ru РАЗВИТИЕ МЕДИА-КУЛЬТУРЫ УЧЕНИКА СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье рассматриваются основные возрастные новообразования учеников старшего школьного возраста. Каким образом психологические и педагогические новообразования влияют на становления медиа-культуры ученика. Ключевые слова: Медиа-культура, медиа-образования, подросток, ранний юношеский возраст, возрастные новообразования, гуманистический подход. Vorontsova A.V. student Omsk State Pedagogical University Russia, Omsk DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL AGE STUDENT MEDIA Abstract: The article examines the major age-related neoplasms of high school students. How psychological and pedagogical neoplasms affect the formation of the student's media culture. Key words: Media culture, media education, teenager, early youth, age neoplasms, humanistic approach. Для лучшей интерпретации медиа-культуры ученика старшего школьного возраста стоит обратиться к развивающемуся гуманистическому подходу. Сущность данного подхода в педагогике состоит признании ценности человека как высшей ценности социума. Человек в образовательной среде изменяется и развивается не под влиянием внешних условий, а благодаря своим внутренним возможностям. Развитие трактуется как «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru CULTURE 1 качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [1, c. 664]. В этой связи медиа-культуру стоит рассматривать как необходимый уровень, который со временем дополняется содержанием, связанный с медиа- образованием. Медиа-культура личности должна непрерывно развиваться и совершенствоваться, а это бесконечный процесс. Исследователи и ученые, которые занимаются изучением возрастной психологии и психологии развития, выделяют ряд особенностей, которые характеризуют подростков. По мнению швейцарского психолога и философа Жана Пиаже, подростковому возрасту присуща склонность к юношескому стилю мышления и к отвлеченному рассуждению, созданию абстрактных теорий и т.д. Процесс абстрактно-логического мышления говорит о появлении не только нового интеллектуального направления развития, но и соответствующей потребности школьника. Так сказать, подростки готовы часами обсуждать и спорить об отвлеченных темах и предметах. Необходимо подчеркнуть и тот факт, что интеллектуальное развитие прочно связано с развитием творческих способностей подростка, которые предполагают не просто запоминание и усвоение информации, но и выражение аналитической инициативы и желание создание что-то новое. Так, по мнению советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского, «без творческой жизни личность не может быть воспитанной, без творчества немыслимы духовные, интеллектуальные, эмоциональные, эстетические взаимоотношения между личностями в коллективе» [2, с. 66]. Многими исследователями психологии и педагогики признается тот факт, что творчество является сутью жизни. В действительности, развитие медиа-культуры будет верно направленным, если находится на почве творческой активности самой развивающейся личности ученика и учитывает особенности его мировозрения и интересов (в области медиа-культуры, как части жизни современной молодежи). 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru Базовым пластом медиа-образовательной работы ученика по мнению советского и российского социолога, психолога, антрополога Кон Игоря Семеновича является «пробуждение творческого начала личности и включение искусства в ее реальный жизненный мир» [3, с. 170], в мир медиа-культуры. Особую роль в формировании медиа-культуры ученика старшего школьного возраста значат его творческие достижения, не связанные с учебной успеваемостью в школе. Так как советским и российским педагогом и психологом Давидом Иосифовичем Фельдштейн было доказано, что, учитывая всю значимость учебной деятельности в подростковом периоде перестает играть ведущую роль [4]. Самообразование и саморазвитие в области медиа составляет норму повседневной действительности для современных тинэйджеров. Отсутствие медиа-образовательных программ в большинстве российских школ «вынуждает» старшеклассников привлекать все имеющиеся у них знания для освоения как новых средств медиа, так и для изучения на более глубоком уровне уже знакомых, широко распространенных медиа. К сожалению, часто именно такое самообразование старшеклассников не содержит активную творческую позицию учащихся. Результатом самообучения ребят медиа-культуре является отсутствие у них теоретической базы, которая основывается на систематизированных знаниях, о структуре медиа-механизмах, которые позволяют воздействовать на аудиторию и т.п. Медиа-культура старшеклассников является сложным социально- педагогическим явлением и обусловливает обращение к анализу различных аспектов ее исследования. Список литературы: 1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. М.: Мир и образование, 2015. 1375 с. 2. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. 192 с. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 207 с 4. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. М.: Инфра, 2011. 432 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 4