- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
КАК ПРИВЛЕЧЬ К ЗАНЯТИЯМ ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Меланьина М.А.
PDF файл статьиУДК 706 Меланьина Марина Александровна учитель МОУ «Сергиевская СОШ» Россия, Белгородская область, Краснояружский район e-mail: melanina_m00@mail.ru КАК ПРИВЛЕЧЬ К ЗАНЯТИЯМ ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА Аннотация: В статье рассмотрены основные виды работы с детьми с ОВЗ, особенности психолого-педагогической поддержки. Ученики испытывают сложности в организации своего поведения, учебы, коммуникации, связанные с особенностями их развития, наличием соматических заболеваний. Ключевые слова: дети с ОВЗ, формы и методы работы, игра, внимание. Melanyina Marina Aleksandrovna teacher of the MOE "Sergievskaya SOSH" Russia, Belgorod region, Krasnoyaruzhsky district HOW TO ENGAGE A SPECIAL CHILD Abstract: The article discusses the main types of children with disabilities, the features of psychological and pedagogical support. Students experience difficulties in organizing their behavior, studies, communication related to the peculiarities of their development, the presence of somatic diseases. Key words: children with disabilities, forms and methods of work, play, attention. «Начало развития лежит внутри. Ребенок растет не потому, что он питается не потому, что он дышит не потому, что он находится в благоприятных условиях температуры: он растет потому, что заложенная в нем потенциальная жизнь развивается и проявляется, потому что он плодотворное зерно, из которого зародилась его жизнь и развивается, повинуясь биологическим законам, предначертанным наследственностью» М. Монтессори Введение. По статистике в России проживает около двух миллионов детей с ОВЗ. Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и социальной 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru адаптации. Рассмотрим основные вопросы об особенностях таких ребят, их проблемах и методах социализации. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности [1-3]. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка. Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей, и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями. Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним. В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни. Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой. Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Возникает вопрос: «Как привлечь внимание таких «особенных» детей на уроках? В педагогике существует различные методы и методики работы с детьми разного возраста. Каждому возрасту присущи свои особенности развития, которые учитывают педагоги при планировании своей работы. Здесь нужно всегда помнить: ребенок остается ребенком, и в каком бы техническом прогрессе не находился мир вокруг, ведущей деятельность малыша была, есть и будет – игра! Игры всегда являлись основой коррекционной деятельностью для детей. Они развивают логику, тренируют воображение и память. С помощью игрового процесса дети отрабатывают важнейшие навыки коммуникации, учатся контролировать себя и своё поведение. Для них это самый лучший способ познания и обучения. В игре потенциал ребёнка развивается и направляется в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 2 нужное русло. Появляется интерес к учебно развивающим занятиям. С помощью игр дети корректируют движения и быстрее адаптируются в окружающем пространстве. Они направляют внимание на взаимодействие с ровесниками, родителями и специалистами, учатся добиваться результатов. Творческая деятельность является для ребенка естественным способом познания себя и окружающего мира. Творчество развивает моторику малыша, его мышление и восприятие. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры. Для развития коммуникативных умений и психоэмоциональной адаптации детям инвалидам рекомендовано посещать развивающие занятия. Очень важно, чтобы они проходили регулярно, под контролем специалиста и были подобраны индивидуально. Любые игры и занятия могут проводиться только в специально оборудованных комнатах. Начинать занятия с особенными детьми нужно со стихов, небольших сказок, загадок, историй с любимыми персонажами ребенка. Детям с ОВЗ очень часто не хватает усидчивости, и заставить их усидеть за партой часто вызывает проблемы. В этом случае целесообразно использовать песочные часы. Как только вы садитесь заниматься, выставите часы. Начинаете с минуты. Если вдруг у вас сразу не получится, наберитесь терпения. Как только ребенок привыкнет заниматься 1 минуту, добавляете следующую. На этапе изучения букв, когда они не хотят складываться у ребенка в слова, можно организовать ему волшебное путешествие в страну «Букляндию», где совместно с ребенком вырезать или слепить буквы из пластилина и разместить их в яркие красочные домики. А затем эти буквы ходят в гости друг к другу, и составляю слоги, а затем и слова. Прием «Успех». Детям с особенностями в развитии очень важно знать, что они такие дети, как и их сверстки. Аплодисменты всего класса за успешную работу стимулируют детей на выполнение заданий. Нужно находить ежедневно то, за что можно похвалить ребенка. К примеру, показать его лучшие творческие работы перед классом, устроить мини-выставку работ. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru Еще один интересный способ привлечения внимания ребенка к выполнению, каких-либо действий – это оказание помощи. Помочь сказочному герою, помочь учителю. Для того чтобы удерживать внимание детей на протяжении всего урока, необходимо помнить о смене деятельности: смена ритма, формы работы, перемещению по классу, использовать специальные команды, концентрирующие внимание «Внимание», «Давайте подумаем», «Докажите», использование игр на движение, музыкальные физ. минутки, показ презентаций, аудио- и видеофайлов. Заключение. Занятия для детей с особенностями развития должны проходить в игровой форме совместно с родителями в индивидуальной или групповой форме для коррекции их развития с помощью творческих занятий Ребенок должен быть окружен поддержкой и заботой для того, чтобы не чувствовать себя ущемленными. Наша задача помочь раскрыться потенциалу таких детей через свободное самовыражение. Нужно относиться к ним с должным вниманием и любовью! Список литературы: 1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006. 400 с. 2. Фоппель Клаус В. Как научить детей сотрудничать?: психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2006. 542 с. 3. Посохова С.Т. Психология инклюзии: диалог детей с разными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2020. 172 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 4